Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных"
КГУ «Володарская средняя школа»



на тему: "Склонение имен существительных"

(5 класс)



Подготовила и провела: Калиева Г.У.

2014 г.
Тема: Склонение имён существительных. 1 слайд
Цель: систематизация полученных знаний по теме «Имя существительное», углубление и практическое закрепление навыков при склонении и морфологическом анализе данной части речи, грамотное использование их в речи.
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств;
2. Развитие познавательного интереса к языку;
3. формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
4. обобщить знания, полученные по теме «Имя существительное»
5. углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, средствах связи предложении в тексте.
Тип урока: практикум - путешествие.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, презентация-тренажёр, раздаточный материал,
Ход урока:
1.Организация начала урока в виде сообщения темы и целей урока
(1 мин.)
2. Проверка теоретической и практической подготовленности учащихся. 2 слайд
Работа по карточкам (2 человека)
Работа у доски. (1 человек) Акация, Меркурий.
Опрос «Передаю другому». (5 человек) Остальные учащиеся выступают в роли экспертов.
1. Фонетика – это…
2. Сколько букв в русском алфавите?
3. Сколько гласных букв и звуков в русском языке?
4. Назовите всегда мягкие согласные.
5. Назовите всегда твёрдые согласные.
6. В каких случаях гласные е, ё, ю, я обозначают два звука?
7. Словообразование – это…
8. Назовите способы словообразования?
9. Каким способом образовано слово ПОДОСИНОВИК?
10. Синонимы – это…
11. Антонимы – это…
12. Орфография – это…
13. Назови главные и второстепенные члены предложения?
14. На какие вопросы отвечает дополнение?
15. На какие вопросы отвечает определение?
16. На какие вопросы отвечает обстоятельство?
17. Морфология – это…
18. Имя существительное – это…
19. Назови постоянные признаки имени существительного?
20. Сколько родов у имени существительного? Назови их.
21. Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
22. Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
23. Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
24. На конце каких имен существительных пишется Ь (мягкий знак), а у каких нет?
25. Сколько падежей у имени существительного? Назови их.
Словарно – орфографическая работа(3 мин.)
Перед уроком проведена предварительная индивидуальная работа со словарной статьей.
Это первая остановка в нашем городе, которая называется «Словарик». 3 слайд
Здесь нас ждет мудрая сова.
Стоит Алена
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза)
Сейчас мы узнаем, почему слово береза пишется именно так.
- 4 слайд. Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово Бер, означающий «светлые, ясные, белые» Именно от Бер образовался сначала слово береза и пишется буква е.
- Запишите это слово и подчеркните непроверяемую безударную гласную. Подберите и запишите однокоренные слова.
3.Словарный диктант на материале загадок с заданием – фронтальная работа. (7 мин.)
Мы оправляемся дальше по городу Существительного. Следующая остановка «Загадкино». Но сначала нужно отгадать загадки. Загадки отгадаем, а отгадки запишем в тетрадь (запись ведется в столбик).
5 слайд
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
Волшебным цветом расцветет.
(весна).
Что за стол среди берез
Под открытым небом
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(кормушка).
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.
(скворечник).
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руку.
(снежинка).
- Какая орфограмма есть во всех этих словах?
Назовите в словах безударную гласную и запишите рядом проверочные слова.
Запись в тетрадях учащихся: 6 слайд
Весна – весны
Кормушка – корм
Скворечник – скворушка
Снежинка – снег
-К какой части речи относятся все эти слова?
Докажите. (устно доказательство учащихся).
4. В гостях у Винни-пуха. Работа по закреплению знаний о родах и склонении имени существительного.
5.Осложненное списывание . (7 мин.)
Остановка «Ребусная»
Здесь нас ждем новые задания. - Определите род и падеж имен существительных.
У нашей Аленки У нашей Акульки
Капуста в бочонке, Картошка в кастрюльке
Огурцы в кадке, Бобы на окне
Морковка на грядке. Петрушка в руке.
С этим заданием справились, поэтому отправляемся дальше.
6.Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.(10 мин.)
Остановка «Галерея»
Задания распределены на группы следующим образом:
1. докажите, что в первом предложение существительное неодушевленное.
2.Во втором и третьем предложениях определите падеж имен существительных.
3. В четвертом – род имен существительных.
4.В последнем предложении определить, в форме какого числа стоят существительные, и указать их синтаксическую роль.
Ранняя в*сна.
Пришла ранняя в*сна. С голубого неба светит яркое со*нце. С веселым шумом б*гут руч*и. (На)старой б*рез* строит гн*здо ч*рный грач(?). В чистом в сеннем воздухе п*ют птицы.
После проведенной работы один ученик отчитывается о проделанной работе. Оценивается и полнота ответа.
7 Подведение итогов урока. (4 мин)
Последняя наша остановка «Прощальная». Мы должны подвести итоги нашему путешествию.
-Перечислите грамматические признаки имени существительного.
8. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал …
Я понял …
Я запомнил …
Теперь я самостоятельно могу…
Я попробую сам …
9. Домашнее задание
ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ! УРОК ОКОНЧЕН.
Карточка №1
Определи склонение, род, число и падеж имен существительных.
Образец: молока – 2 скл., Ср.р., только ед.ч., Р.п..
Жизнью
Красоту
О сметане
Брюк
Коньков
_______________________________________________________________________________
Карточка №2
Определи склонение и род имен существительных.
Образец: ложка – 1 скл., Ж.р..

Поле
Счастье
Ночь
Горюшко
Дядя
Задира
Вечность
Плакса

_______________________________________________________________________________

 Фонетика – это…
 Сколько букв в русском алфавите?
 Сколько гласных букв и звуков в русском языке?
 Назовите всегда мягкие согласные.
 Назовите всегда твёрдые согласные.
 В каких случаях гласные е, ё, ю, я обозначают два звука?
 Словообразование – это…
 Назовите способы словообразования?
 Каким способом образовано слово ПОДОСИНОВИК?
 Синонимы – это…
 Антонимы – это…
 Орфография – это…
 Назови главные и второстепенные члены предложения?
 На какие вопросы отвечает дополнение?
 На какие вопросы отвечает определение?
 На какие вопросы отвечает обстоятельство?
 Морфология – это…
 Имя существительное – это…
 Назови постоянные признаки имени существительного?
 Сколько родов у имени существительного? Назови их.
 Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
 Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
 Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
 На конце каких имен существительных пишется Ь (мягкий знак), а у каких нет?
 Сколько падежей у имени существительного? Назови их.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gulshat9802 (2015-01-28)
Просмотров: 473 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 12:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru