Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных"
КГУ «Володарская средняя школа»



на тему: "Склонение имен существительных"

(5 класс)



Подготовила и провела: Калиева Г.У.

2014 г.
Тема: Склонение имён существительных. 1 слайд
Цель: систематизация полученных знаний по теме «Имя существительное», углубление и практическое закрепление навыков при склонении и морфологическом анализе данной части речи, грамотное использование их в речи.
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств;
2. Развитие познавательного интереса к языку;
3. формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
4. обобщить знания, полученные по теме «Имя существительное»
5. углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, средствах связи предложении в тексте.
Тип урока: практикум - путешествие.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, презентация-тренажёр, раздаточный материал,
Ход урока:
1.Организация начала урока в виде сообщения темы и целей урока
(1 мин.)
2. Проверка теоретической и практической подготовленности учащихся. 2 слайд
Работа по карточкам (2 человека)
Работа у доски. (1 человек) Акация, Меркурий.
Опрос «Передаю другому». (5 человек) Остальные учащиеся выступают в роли экспертов.
1. Фонетика – это…
2. Сколько букв в русском алфавите?
3. Сколько гласных букв и звуков в русском языке?
4. Назовите всегда мягкие согласные.
5. Назовите всегда твёрдые согласные.
6. В каких случаях гласные е, ё, ю, я обозначают два звука?
7. Словообразование – это…
8. Назовите способы словообразования?
9. Каким способом образовано слово ПОДОСИНОВИК?
10. Синонимы – это…
11. Антонимы – это…
12. Орфография – это…
13. Назови главные и второстепенные члены предложения?
14. На какие вопросы отвечает дополнение?
15. На какие вопросы отвечает определение?
16. На какие вопросы отвечает обстоятельство?
17. Морфология – это…
18. Имя существительное – это…
19. Назови постоянные признаки имени существительного?
20. Сколько родов у имени существительного? Назови их.
21. Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
22. Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
23. Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
24. На конце каких имен существительных пишется Ь (мягкий знак), а у каких нет?
25. Сколько падежей у имени существительного? Назови их.
Словарно – орфографическая работа(3 мин.)
Перед уроком проведена предварительная индивидуальная работа со словарной статьей.
Это первая остановка в нашем городе, которая называется «Словарик». 3 слайд
Здесь нас ждет мудрая сова.
Стоит Алена
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза)
Сейчас мы узнаем, почему слово береза пишется именно так.
- 4 слайд. Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово Бер, означающий «светлые, ясные, белые» Именно от Бер образовался сначала слово береза и пишется буква е.
- Запишите это слово и подчеркните непроверяемую безударную гласную. Подберите и запишите однокоренные слова.
3.Словарный диктант на материале загадок с заданием – фронтальная работа. (7 мин.)
Мы оправляемся дальше по городу Существительного. Следующая остановка «Загадкино». Но сначала нужно отгадать загадки. Загадки отгадаем, а отгадки запишем в тетрадь (запись ведется в столбик).
5 слайд
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
Волшебным цветом расцветет.
(весна).
Что за стол среди берез
Под открытым небом
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(кормушка).
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.
(скворечник).
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руку.
(снежинка).
- Какая орфограмма есть во всех этих словах?
Назовите в словах безударную гласную и запишите рядом проверочные слова.
Запись в тетрадях учащихся: 6 слайд
Весна – весны
Кормушка – корм
Скворечник – скворушка
Снежинка – снег
-К какой части речи относятся все эти слова?
Докажите. (устно доказательство учащихся).
4. В гостях у Винни-пуха. Работа по закреплению знаний о родах и склонении имени существительного.
5.Осложненное списывание . (7 мин.)
Остановка «Ребусная»
Здесь нас ждем новые задания. - Определите род и падеж имен существительных.
У нашей Аленки У нашей Акульки
Капуста в бочонке, Картошка в кастрюльке
Огурцы в кадке, Бобы на окне
Морковка на грядке. Петрушка в руке.
С этим заданием справились, поэтому отправляемся дальше.
6.Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.(10 мин.)
Остановка «Галерея»
Задания распределены на группы следующим образом:
1. докажите, что в первом предложение существительное неодушевленное.
2.Во втором и третьем предложениях определите падеж имен существительных.
3. В четвертом – род имен существительных.
4.В последнем предложении определить, в форме какого числа стоят существительные, и указать их синтаксическую роль.
Ранняя в*сна.
Пришла ранняя в*сна. С голубого неба светит яркое со*нце. С веселым шумом б*гут руч*и. (На)старой б*рез* строит гн*здо ч*рный грач(?). В чистом в сеннем воздухе п*ют птицы.
После проведенной работы один ученик отчитывается о проделанной работе. Оценивается и полнота ответа.
7 Подведение итогов урока. (4 мин)
Последняя наша остановка «Прощальная». Мы должны подвести итоги нашему путешествию.
-Перечислите грамматические признаки имени существительного.
8. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал …
Я понял …
Я запомнил …
Теперь я самостоятельно могу…
Я попробую сам …
9. Домашнее задание
ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ! УРОК ОКОНЧЕН.
Карточка №1
Определи склонение, род, число и падеж имен существительных.
Образец: молока – 2 скл., Ср.р., только ед.ч., Р.п..
Жизнью
Красоту
О сметане
Брюк
Коньков
_______________________________________________________________________________
Карточка №2
Определи склонение и род имен существительных.
Образец: ложка – 1 скл., Ж.р..

Поле
Счастье
Ночь
Горюшко
Дядя
Задира
Вечность
Плакса

_______________________________________________________________________________

 Фонетика – это…
 Сколько букв в русском алфавите?
 Сколько гласных букв и звуков в русском языке?
 Назовите всегда мягкие согласные.
 Назовите всегда твёрдые согласные.
 В каких случаях гласные е, ё, ю, я обозначают два звука?
 Словообразование – это…
 Назовите способы словообразования?
 Каким способом образовано слово ПОДОСИНОВИК?
 Синонимы – это…
 Антонимы – это…
 Орфография – это…
 Назови главные и второстепенные члены предложения?
 На какие вопросы отвечает дополнение?
 На какие вопросы отвечает определение?
 На какие вопросы отвечает обстоятельство?
 Морфология – это…
 Имя существительное – это…
 Назови постоянные признаки имени существительного?
 Сколько родов у имени существительного? Назови их.
 Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
 Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
 Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
 На конце каких имен существительных пишется Ь (мягкий знак), а у каких нет?
 Сколько падежей у имени существительного? Назови их.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gulshat9802 (2015-01-28)
Просмотров: 877 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 7:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru