Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
КГУ «Володарская средняя школа» на тему: "Склонение имен существительных" (5 класс) Подготовила и провела: Калиева Г.У. 2014 г. Тема: Склонение имён существительных. 1 слайд Цель: систематизация полученных знаний по теме «Имя существительное», углубление и практическое закрепление навыков при склонении и морфологическом анализе данной части речи, грамотное использование их в речи. Задачи: 1. Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств; 2. Развитие познавательного интереса к языку; 3. формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. 4. обобщить знания, полученные по теме «Имя существительное» 5. углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, средствах связи предложении в тексте. Тип урока: практикум - путешествие. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, презентация-тренажёр, раздаточный материал, Ход урока: 1.Организация начала урока в виде сообщения темы и целей урока (1 мин.) 2. Проверка теоретической и практической подготовленности учащихся. 2 слайд Работа по карточкам (2 человека) Работа у доски. (1 человек) Акация, Меркурий. Опрос «Передаю другому». (5 человек) Остальные учащиеся выступают в роли экспертов. 1. Фонетика – это… 2. Сколько букв в русском алфавите? 3. Сколько гласных букв и звуков в русском языке? 4. Назовите всегда мягкие согласные. 5. Назовите всегда твёрдые согласные. 6. В каких случаях гласные е, ё, ю, я обозначают два звука? 7. Словообразование – это… 8. Назовите способы словообразования? 9. Каким способом образовано слово ПОДОСИНОВИК? 10. Синонимы – это… 11. Антонимы – это… 12. Орфография – это… 13. Назови главные и второстепенные члены предложения? 14. На какие вопросы отвечает дополнение? 15. На какие вопросы отвечает определение? 16. На какие вопросы отвечает обстоятельство? 17. Морфология – это… 18. Имя существительное – это… 19. Назови постоянные признаки имени существительного? 20. Сколько родов у имени существительного? Назови их. 21. Какие имена существительные относятся к 1 склонению? 22. Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? 23. Какие имена существительные относятся к 3 склонению? 24. На конце каких имен существительных пишется Ь (мягкий знак), а у каких нет? 25. Сколько падежей у имени существительного? Назови их. Словарно – орфографическая работа(3 мин.) Перед уроком проведена предварительная индивидуальная работа со словарной статьей. Это первая остановка в нашем городе, которая называется «Словарик». 3 слайд Здесь нас ждет мудрая сова. Стоит Алена Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан. (Береза) Сейчас мы узнаем, почему слово береза пишется именно так. - 4 слайд. Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово Бер, означающий «светлые, ясные, белые» Именно от Бер образовался сначала слово береза и пишется буква е. - Запишите это слово и подчеркните непроверяемую безударную гласную. Подберите и запишите однокоренные слова. 3.Словарный диктант на материале загадок с заданием – фронтальная работа. (7 мин.) Мы оправляемся дальше по городу Существительного. Следующая остановка «Загадкино». Но сначала нужно отгадать загадки. Загадки отгадаем, а отгадки запишем в тетрадь (запись ведется в столбик). 5 слайд Она приходит с ласкою И со своею сказкою Волшебной палочкой взмахнет Волшебным цветом расцветет. (весна). Что за стол среди берез Под открытым небом Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (кормушка). Между веток новый дом, Нету двери в доме том, Только круглое окошко, Не пролезет даже кошка. (скворечник). Что за звездочки сквозные На пальто и на платке. Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руку. (снежинка). - Какая орфограмма есть во всех этих словах? Назовите в словах безударную гласную и запишите рядом проверочные слова. Запись в тетрадях учащихся: 6 слайд Весна – весны Кормушка – корм Скворечник – скворушка Снежинка – снег -К какой части речи относятся все эти слова? Докажите. (устно доказательство учащихся). 4. В гостях у Винни-пуха. Работа по закреплению знаний о родах и склонении имени существительного. 5.Осложненное списывание . (7 мин.) Остановка «Ребусная» Здесь нас ждем новые задания. - Определите род и падеж имен существительных. У нашей Аленки У нашей Акульки Капуста в бочонке, Картошка в кастрюльке Огурцы в кадке, Бобы на окне Морковка на грядке. Петрушка в руке. С этим заданием справились, поэтому отправляемся дальше. 6.Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.(10 мин.) Остановка «Галерея» Задания распределены на группы следующим образом: 1. докажите, что в первом предложение существительное неодушевленное. 2.Во втором и третьем предложениях определите падеж имен существительных. 3. В четвертом – род имен существительных. 4.В последнем предложении определить, в форме какого числа стоят существительные, и указать их синтаксическую роль. Ранняя в*сна. Пришла ранняя в*сна. С голубого неба светит яркое со*нце. С веселым шумом б*гут руч*и. (На)старой б*рез* строит гн*здо ч*рный грач(?). В чистом в сеннем воздухе п*ют птицы. После проведенной работы один ученик отчитывается о проделанной работе. Оценивается и полнота ответа. 7 Подведение итогов урока. (4 мин) Последняя наша остановка «Прощальная». Мы должны подвести итоги нашему путешествию. -Перечислите грамматические признаки имени существительного. 8. Рефлексия Сегодня на уроке я узнал … Я понял … Я запомнил … Теперь я самостоятельно могу… Я попробую сам … 9. Домашнее задание ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ! УРОК ОКОНЧЕН. Карточка №1 Определи склонение, род, число и падеж имен существительных. Образец: молока – 2 скл., Ср.р., только ед.ч., Р.п.. Жизнью Красоту О сметане Брюк Коньков _______________________________________________________________________________ Карточка №2 Определи склонение и род имен существительных. Образец: ложка – 1 скл., Ж.р.. Поле Счастье Ночь Горюшко Дядя Задира Вечность Плакса _______________________________________________________________________________ Фонетика – это… Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных букв и звуков в русском языке? Назовите всегда мягкие согласные. Назовите всегда твёрдые согласные. В каких случаях гласные е, ё, ю, я обозначают два звука? Словообразование – это… Назовите способы словообразования? Каким способом образовано слово ПОДОСИНОВИК? Синонимы – это… Антонимы – это… Орфография – это… Назови главные и второстепенные члены предложения? На какие вопросы отвечает дополнение? На какие вопросы отвечает определение? На какие вопросы отвечает обстоятельство? Морфология – это… Имя существительное – это… Назови постоянные признаки имени существительного? Сколько родов у имени существительного? Назови их. Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? Какие имена существительные относятся к 3 склонению? На конце каких имен существительных пишется Ь (мягкий знак), а у каких нет? Сколько падежей у имени существительного? Назови их. | |
Просмотров: 877 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|