Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема : Лирическое мастерство , красота и гибкость стиля поэзии И.А.Бунина Цели: 1. Познакомить учащихся с поэтическим миром И. Бунина . , выявить основные темы его поэзии ; 2. воспитывать эстетический и художественный вкус , умение видеть и чувствовать прекрасное ; 3. совершенствовать навыки анализа лирического текста , развивать творчество , умение работать в группе . Ход урока Ищу я в мире сочетанья Прекрасного и вечного .Вдали Я вижу нить : пески среди молчанья И звездный свет над сумраком земли И.А. Бунин (слайд 3) 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово учителя . – Зачем и о чем говорить , всю душу с любовью , мечтами , все сердце стараться раскрыть ?! И чем же ?! простыми словами ! - Кто из вас когда-нибудь пробовал писать рассказы или стихи ? поделитесь своим ощущениями . -Что такое , по вашему мнению , писательский труд ? Развлечение ?Работа ? Вот как о работе Бунина вспоминал его племянник литератор Пушешников . Выдержки из его дневника свидетельствуют о том , как требователен был писатель к себе( читает ученик ) « Я, вероятно , все-таки рожден стихотворцем ,- приводит Пушешников слова Бунина ,- Мне хочется писать без всякой формы , не согласуясь ни с какими литературными приемами . Но какая мука , какое невероятное страдание литературное искусство ! Я начинаю писать , говорю самую простую фразу , но вдруг вспоминаю , что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов , не то Тургенев… Иногда за все утро я в силах , и то с адскими муками , напмсать всего несколько строк ».. Вспоминал Пушешников слова , сказанные ему Буниным , когда они гуляли по лесной просеки : « Во , например , как сказать обо всей этой красоте , как передать эти краски , за этим желтым лесом дубы , их цвет , от которого изменяется окраска неба . Это истинное мучение ! Я прихожу в отчаяние , что не могу этого запомнить. Я испытываю мутность мысли , тяжесть и слабость в теле . Пишу , от усталости текут слезы . Какая мука наше писательское ремесло … В нашем ремесле ужасно то , что ум возвращается на старые дороги … А какая мука найти звук , мелодию рассказа ,- звук , который определяет все последующее ! Пока я не найду этот звук , я не могу писать » Бунин развивает мысль о том , что « поэзия – это ежедневный труд »: « Писать стихи нужно каждый день , подобно тому , как скрипач или пианист непременно должен каждый день по нескольку часов играть на своем инструменте .А о чем писать ? О чем угодно . Если у вас в данное время нет никакой темы , идеи , пишите просто обо всем , что увидите … Каждый предмет из тех , какие окружают вас , каждое ваше чувство есть тема для стихотворения . Прислушивайтесь к своим чувствам , наблюдайте окружающий вас мир и пишите … Будьте в искусстве независимы . Этому можно научиться . И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии . Вам станет легче дышать .» В мир подлинной поэзии Бунина предстоит и войти и нам . 2. Работа по теме урока 1. – Стихи Бунина своеобразны . Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза , чем стихи в их классическом виде . Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей . Звучит стихотворение « Осыпаются астры »( слайд + аудиозапись ) 2. Пейзажная лирика . - Пейзажная лирика характерна для поэзии Бунина и является преобладающей во всем его творчестве . Первое стихотворение Буниным было написано , когда ему исполнилось лишь 17 лет . Через 4 года вышел первый сборник стихов , но известность к нему пришла лишь через 10 лет после выхода сборника «Листопад » в 1901 году , отмеченного Пушкинской премией Академии наук . Верный традициям реалистического пейзажа 19 в. Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека . Стих Бунина –это лирико-созидательные картины природы , созданные средствами тонких деталей , легких красок , полутонов . Описывать природу Бунин предпочитает в « пограничное» время суток : вечер , туманное утро … Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета . Шекспир и Пушкин писали сонеты о любви , философские сонеты . У Бунина же в сонете воспет мир человека и мир природы . Как увидел, почувствовал это стихотворение – сонет в своем видеофильме ….( просмотр видеофильма учащегося , заслушивание видеоанализа ) - Вопросы учащихся по просмотренной работе и по видео анализу . 3. Тема Востока Тяготение Бунина к Востоку было общеизвестно . Как поэта , Бунина в начале века особенно интересовал нравственно – психологический уклад и культура Востока , поэтому в 1907 году поэт вместе со своей женой путешествуют по Египту , Палестине , Сирии . Сам Блок говорил : « Я вообще люблю Восток и восточную религию» . В течение всей жизни поэт неоднократно путешествовал на Восток , к истокам древних цивилизаций , и результатом были новые стихи . Это « перевоплощалось вполне в нужную национальность» . Чем был Восток для Бунина ? Именно на востоке поэт ищет следы исчезнувших цивилизаций , восхищается божественностью Востока . Но помимо всего сказанного Восток привлекал Бунина еще и ландшафтом , особенно пустыни , ее необычная прелесть . Поэта привлекала полная жизни земля , сожженная солнцем . И сегодня на примере стихотворения « К Востоку» и видеофильма , созданного группой учащихся , мы убедимся в том , что действительно , поэт обожествлял и преклонялся перед обаянием Востока . Видеофильм + видеоанализ ,подготовленный группой учащихся . 4. Любовная лирика Бунина . - Любовь… Любовь многолика и часто необъяснима . Это вечная загадка , и каждый читатель Бунинских произведений ищет собственные ответы , размышляя над тайнами любви . Каждый человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям , прикоснется к великой тайне любви. В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта , тонкий психолог , умеющий передать состояние души , раненный любовью . Особенность Бунина –художника состоит в том , что он считает любовь трагедией , катастрофой , сумасшествием , великим чувством , способным и беспредельно возвысить , и уничтожить человека . Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности , но и своей подчиненностью каким –то внутренним неведомым человеку законам . Нечасто они прорываются на поверхность : большинство людей не испытывают их рокового воздействия до конца дней . Любовная лирика Бунина не велика количественно . Она отражает смятение чувств поэта о тайне любви … Один из основных мотивов любовной лирики – одиночество , недосягаемость или невозможность счастья . Таковым является стихотворение « Мы встретились случайно на углу» Видеофильм +видеоанализ , подготовленный учащимися . Вопросы . Одиночество... А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И.Бунина. «Одиночество» – именно так называется известное стихотворение поэта, датированное 1903 годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной, написал его поэт летом того года: “Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу”. И сразу же встаёт вопрос: почему столь “осеннее” стихотворение рождается летом? И вновь обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года): “Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин. Необходимо также посмотреть и на “литературное окружение” стихотворения «Одиночество». О чём стихи Бунина 1902–1903 годов? И только ночью, когда бушует Осенний ветер, всё чуждо снова... И одинокое сердце тоскует: О, если бы близость сердца родного! («Как всё спокойно...», 1902) ...и веет на вершине Дыханьем смерти, холодом пустыни. («Кондор», 1902) Усадьба по-осеннему молчала. Весь дом был мёртв в полночной тишине... («Проснулся я внезапно, без причины...», 1903) А название стихотворения «Запустение» говорит само за себя: Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге... Пора свести последние итоги. .............................................. Я изнемог, и мёртвый стук часов В молчании осенней долгой ночи Мне самому внимать нет больше мочи! Как видим, состояние лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько – впервые.) И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром: И сердце жаждет блеска дня и счастья. («Запустение») Несомненно, оптимистично звучит стихотворение «Голуби» (1903), расположенное в сборнике непосредственно перед «Одиночеством». И тем контрастнее воспринимается это исполненное глубокого трагизма лирическое произведение. Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе. О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме. ( экзистенциализм – это философия существования , жизни ) Видеофильм + видеоанализ Вопросы 3. итог урока . - Назовите тематику стихотворений Бунина ? ( записи в тетради ) Поэзия Бунина обретает право на долгую жизнь благодаря многим , присущим только ей достоинствам . Певец русской природы , «вечных», «первородных» тем , мастер интимной и философской лирики , он навсегда остается большим , самобытным , русским поэтом . 4. Рефлексия . Составление синквейна . Что нового , интересного вы узнали сегодня на уроке . 1. приведите два определения . 2. приведите три глагола 3. составьте фразу из 4х слов 5. слово-ассоциация . 5. Домашнее задание . Стихотворение наизусть . Сочинение -рассуждение « Бунин-поэт» | |
Просмотров: 3053 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|