Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

открытый урок " Лирическое мастерство , красота и габкость стиля поэзии И Бунина" (11 класс)
Тема : Лирическое мастерство , красота и гибкость стиля поэзии И.А.Бунина
Цели: 1. Познакомить учащихся с поэтическим миром И. Бунина . , выявить основные темы его поэзии ;
2. воспитывать эстетический и художественный вкус , умение видеть и чувствовать прекрасное ;
3. совершенствовать навыки анализа лирического текста , развивать творчество , умение работать в группе .
Ход урока
Ищу я в мире сочетанья
Прекрасного и вечного .Вдали
Я вижу нить : пески среди молчанья
И звездный свет над сумраком земли
И.А. Бунин (слайд 3)
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя . – Зачем и о чем говорить , всю душу с любовью , мечтами , все сердце стараться раскрыть ?! И чем же ?! простыми словами !
- Кто из вас когда-нибудь пробовал писать рассказы или стихи ? поделитесь своим ощущениями .
-Что такое , по вашему мнению , писательский труд ? Развлечение ?Работа ?
Вот как о работе Бунина вспоминал его племянник литератор Пушешников . Выдержки из его дневника свидетельствуют о том , как требователен был писатель к себе( читает ученик )
« Я, вероятно , все-таки рожден стихотворцем ,- приводит Пушешников слова Бунина ,- Мне хочется писать без всякой формы , не согласуясь ни с какими литературными приемами . Но какая мука , какое невероятное страдание литературное искусство ! Я начинаю писать , говорю самую простую фразу , но вдруг вспоминаю , что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов , не то Тургенев… Иногда за все утро я в силах , и то с адскими муками , напмсать всего несколько строк »..
Вспоминал Пушешников слова , сказанные ему Буниным , когда они гуляли по лесной просеки : « Во , например , как сказать обо всей этой красоте , как передать эти краски , за этим желтым лесом дубы , их цвет , от которого изменяется окраска неба . Это истинное мучение !
Я прихожу в отчаяние , что не могу этого запомнить. Я испытываю мутность мысли , тяжесть и слабость в теле . Пишу , от усталости текут слезы . Какая мука наше писательское ремесло … В нашем ремесле ужасно то , что ум возвращается на старые дороги … А какая мука найти звук , мелодию рассказа ,- звук , который определяет все последующее ! Пока я не найду этот звук , я не могу писать »
Бунин развивает мысль о том , что « поэзия – это ежедневный труд »: « Писать стихи нужно каждый день , подобно тому , как скрипач или пианист непременно должен каждый день по нескольку часов играть на своем инструменте .А о чем писать ? О чем угодно . Если у вас в данное время нет никакой темы , идеи , пишите просто обо всем , что увидите …
Каждый предмет из тех , какие окружают вас , каждое ваше чувство есть тема для стихотворения . Прислушивайтесь к своим чувствам , наблюдайте окружающий вас мир и пишите … Будьте в искусстве независимы . Этому можно научиться . И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии . Вам станет легче дышать .»
В мир подлинной поэзии Бунина предстоит и войти и нам .
2. Работа по теме урока
1. – Стихи Бунина своеобразны . Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза , чем стихи в их классическом виде . Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей .
Звучит стихотворение « Осыпаются астры »( слайд + аудиозапись )
2. Пейзажная лирика .
- Пейзажная лирика характерна для поэзии Бунина и является преобладающей во всем его творчестве . Первое стихотворение Буниным было написано , когда ему исполнилось лишь 17 лет . Через 4 года вышел первый сборник стихов , но известность к нему пришла лишь через 10 лет после выхода сборника «Листопад » в 1901 году , отмеченного Пушкинской премией Академии наук .
Верный традициям реалистического пейзажа 19 в. Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека .
Стих Бунина –это лирико-созидательные картины природы , созданные средствами тонких деталей , легких красок , полутонов .
Описывать природу Бунин предпочитает в « пограничное» время суток : вечер , туманное утро …
Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета . Шекспир и Пушкин писали сонеты о любви , философские сонеты . У Бунина же в сонете воспет мир человека и мир природы .
Как увидел, почувствовал это стихотворение – сонет в своем видеофильме ….( просмотр видеофильма учащегося , заслушивание видеоанализа )
- Вопросы учащихся по просмотренной работе и по видео анализу .
3. Тема Востока
Тяготение Бунина к Востоку было общеизвестно . Как поэта , Бунина в начале века особенно интересовал нравственно – психологический уклад и культура Востока , поэтому в 1907 году поэт вместе со своей женой путешествуют по Египту , Палестине , Сирии . Сам Блок говорил : « Я вообще люблю Восток и восточную религию» . В течение всей жизни поэт неоднократно путешествовал на Восток , к истокам древних цивилизаций , и результатом были новые стихи . Это « перевоплощалось вполне в нужную национальность» .
Чем был Восток для Бунина ? Именно на востоке поэт ищет следы исчезнувших цивилизаций , восхищается божественностью Востока .
Но помимо всего сказанного
Восток привлекал Бунина еще и ландшафтом , особенно пустыни , ее необычная прелесть . Поэта привлекала полная жизни земля , сожженная солнцем . И сегодня на примере стихотворения « К Востоку» и видеофильма , созданного группой учащихся , мы убедимся в том , что действительно , поэт обожествлял и преклонялся перед обаянием Востока .
Видеофильм + видеоанализ ,подготовленный группой учащихся .
4. Любовная лирика Бунина .
- Любовь… Любовь многолика и часто необъяснима . Это вечная загадка , и каждый читатель Бунинских произведений ищет собственные ответы , размышляя над тайнами любви .
Каждый человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям , прикоснется к великой тайне любви.
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта , тонкий психолог , умеющий передать состояние души , раненный любовью . Особенность Бунина –художника состоит в том , что он считает любовь трагедией , катастрофой , сумасшествием , великим чувством , способным и беспредельно возвысить , и уничтожить человека .
Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности , но и своей подчиненностью каким –то внутренним неведомым человеку законам . Нечасто они прорываются на поверхность : большинство людей не испытывают их рокового воздействия до конца дней .
Любовная лирика Бунина не велика количественно . Она отражает смятение чувств поэта о тайне любви … Один из основных мотивов любовной лирики – одиночество , недосягаемость или невозможность счастья . Таковым является стихотворение « Мы встретились случайно на углу»
Видеофильм +видеоанализ , подготовленный учащимися .
Вопросы .
Одиночество... А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И.Бунина. «Одиночество» – именно так называется известное стихотворение поэта, датированное 1903 годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной, написал его поэт летом того года: “Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу”.
И сразу же встаёт вопрос: почему столь “осеннее” стихотворение рождается летом? И вновь обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года): “Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.
Необходимо также посмотреть и на “литературное окружение” стихотворения «Одиночество». О чём стихи Бунина 1902–1903 годов?
И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, всё чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
(«Как всё спокойно...», 1902)
...и веет на вершине
Дыханьем смерти, холодом пустыни.
(«Кондор», 1902)
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине...
(«Проснулся я внезапно, без причины...», 1903)
А название стихотворения «Запустение» говорит само за себя:
Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге...
Пора свести последние итоги.
..............................................
Я изнемог, и мёртвый стук часов
В молчании осенней долгой ночи
Мне самому внимать нет больше мочи!
Как видим, состояние лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько – впервые.) И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:
И сердце жаждет блеска дня и счастья.
(«Запустение»)
Несомненно, оптимистично звучит стихотворение «Голуби» (1903), расположенное в сборнике непосредственно перед «Одиночеством». И тем контрастнее воспринимается это исполненное глубокого трагизма лирическое произведение.
Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.
О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.
( экзистенциализм – это философия существования , жизни )
Видеофильм + видеоанализ
Вопросы
3. итог урока .
- Назовите тематику стихотворений Бунина ? ( записи в тетради )
Поэзия Бунина обретает право на долгую жизнь благодаря многим , присущим только ей достоинствам . Певец русской природы , «вечных», «первородных» тем , мастер интимной и философской лирики , он навсегда остается большим , самобытным , русским поэтом .
4. Рефлексия . Составление синквейна . Что нового , интересного вы узнали сегодня на уроке .
1. приведите два определения .
2. приведите три глагола
3. составьте фразу из 4х слов
5. слово-ассоциация .
5. Домашнее задание . Стихотворение наизусть .
Сочинение -рассуждение « Бунин-поэт»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ira62 (2015-02-02) | Автор: ирина E
Просмотров: 886 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 12:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru