Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

открытый урок " Лирическое мастерство , красота и габкость стиля поэзии И Бунина" (11 класс)
Тема : Лирическое мастерство , красота и гибкость стиля поэзии И.А.Бунина
Цели: 1. Познакомить учащихся с поэтическим миром И. Бунина . , выявить основные темы его поэзии ;
2. воспитывать эстетический и художественный вкус , умение видеть и чувствовать прекрасное ;
3. совершенствовать навыки анализа лирического текста , развивать творчество , умение работать в группе .
Ход урока
Ищу я в мире сочетанья
Прекрасного и вечного .Вдали
Я вижу нить : пески среди молчанья
И звездный свет над сумраком земли
И.А. Бунин (слайд 3)
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя . – Зачем и о чем говорить , всю душу с любовью , мечтами , все сердце стараться раскрыть ?! И чем же ?! простыми словами !
- Кто из вас когда-нибудь пробовал писать рассказы или стихи ? поделитесь своим ощущениями .
-Что такое , по вашему мнению , писательский труд ? Развлечение ?Работа ?
Вот как о работе Бунина вспоминал его племянник литератор Пушешников . Выдержки из его дневника свидетельствуют о том , как требователен был писатель к себе( читает ученик )
« Я, вероятно , все-таки рожден стихотворцем ,- приводит Пушешников слова Бунина ,- Мне хочется писать без всякой формы , не согласуясь ни с какими литературными приемами . Но какая мука , какое невероятное страдание литературное искусство ! Я начинаю писать , говорю самую простую фразу , но вдруг вспоминаю , что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов , не то Тургенев… Иногда за все утро я в силах , и то с адскими муками , напмсать всего несколько строк »..
Вспоминал Пушешников слова , сказанные ему Буниным , когда они гуляли по лесной просеки : « Во , например , как сказать обо всей этой красоте , как передать эти краски , за этим желтым лесом дубы , их цвет , от которого изменяется окраска неба . Это истинное мучение !
Я прихожу в отчаяние , что не могу этого запомнить. Я испытываю мутность мысли , тяжесть и слабость в теле . Пишу , от усталости текут слезы . Какая мука наше писательское ремесло … В нашем ремесле ужасно то , что ум возвращается на старые дороги … А какая мука найти звук , мелодию рассказа ,- звук , который определяет все последующее ! Пока я не найду этот звук , я не могу писать »
Бунин развивает мысль о том , что « поэзия – это ежедневный труд »: « Писать стихи нужно каждый день , подобно тому , как скрипач или пианист непременно должен каждый день по нескольку часов играть на своем инструменте .А о чем писать ? О чем угодно . Если у вас в данное время нет никакой темы , идеи , пишите просто обо всем , что увидите …
Каждый предмет из тех , какие окружают вас , каждое ваше чувство есть тема для стихотворения . Прислушивайтесь к своим чувствам , наблюдайте окружающий вас мир и пишите … Будьте в искусстве независимы . Этому можно научиться . И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии . Вам станет легче дышать .»
В мир подлинной поэзии Бунина предстоит и войти и нам .
2. Работа по теме урока
1. – Стихи Бунина своеобразны . Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза , чем стихи в их классическом виде . Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей .
Звучит стихотворение « Осыпаются астры »( слайд + аудиозапись )
2. Пейзажная лирика .
- Пейзажная лирика характерна для поэзии Бунина и является преобладающей во всем его творчестве . Первое стихотворение Буниным было написано , когда ему исполнилось лишь 17 лет . Через 4 года вышел первый сборник стихов , но известность к нему пришла лишь через 10 лет после выхода сборника «Листопад » в 1901 году , отмеченного Пушкинской премией Академии наук .
Верный традициям реалистического пейзажа 19 в. Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека .
Стих Бунина –это лирико-созидательные картины природы , созданные средствами тонких деталей , легких красок , полутонов .
Описывать природу Бунин предпочитает в « пограничное» время суток : вечер , туманное утро …
Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета . Шекспир и Пушкин писали сонеты о любви , философские сонеты . У Бунина же в сонете воспет мир человека и мир природы .
Как увидел, почувствовал это стихотворение – сонет в своем видеофильме ….( просмотр видеофильма учащегося , заслушивание видеоанализа )
- Вопросы учащихся по просмотренной работе и по видео анализу .
3. Тема Востока
Тяготение Бунина к Востоку было общеизвестно . Как поэта , Бунина в начале века особенно интересовал нравственно – психологический уклад и культура Востока , поэтому в 1907 году поэт вместе со своей женой путешествуют по Египту , Палестине , Сирии . Сам Блок говорил : « Я вообще люблю Восток и восточную религию» . В течение всей жизни поэт неоднократно путешествовал на Восток , к истокам древних цивилизаций , и результатом были новые стихи . Это « перевоплощалось вполне в нужную национальность» .
Чем был Восток для Бунина ? Именно на востоке поэт ищет следы исчезнувших цивилизаций , восхищается божественностью Востока .
Но помимо всего сказанного
Восток привлекал Бунина еще и ландшафтом , особенно пустыни , ее необычная прелесть . Поэта привлекала полная жизни земля , сожженная солнцем . И сегодня на примере стихотворения « К Востоку» и видеофильма , созданного группой учащихся , мы убедимся в том , что действительно , поэт обожествлял и преклонялся перед обаянием Востока .
Видеофильм + видеоанализ ,подготовленный группой учащихся .
4. Любовная лирика Бунина .
- Любовь… Любовь многолика и часто необъяснима . Это вечная загадка , и каждый читатель Бунинских произведений ищет собственные ответы , размышляя над тайнами любви .
Каждый человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям , прикоснется к великой тайне любви.
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта , тонкий психолог , умеющий передать состояние души , раненный любовью . Особенность Бунина –художника состоит в том , что он считает любовь трагедией , катастрофой , сумасшествием , великим чувством , способным и беспредельно возвысить , и уничтожить человека .
Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности , но и своей подчиненностью каким –то внутренним неведомым человеку законам . Нечасто они прорываются на поверхность : большинство людей не испытывают их рокового воздействия до конца дней .
Любовная лирика Бунина не велика количественно . Она отражает смятение чувств поэта о тайне любви … Один из основных мотивов любовной лирики – одиночество , недосягаемость или невозможность счастья . Таковым является стихотворение « Мы встретились случайно на углу»
Видеофильм +видеоанализ , подготовленный учащимися .
Вопросы .
Одиночество... А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И.Бунина. «Одиночество» – именно так называется известное стихотворение поэта, датированное 1903 годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной, написал его поэт летом того года: “Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу”.
И сразу же встаёт вопрос: почему столь “осеннее” стихотворение рождается летом? И вновь обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года): “Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.
Необходимо также посмотреть и на “литературное окружение” стихотворения «Одиночество». О чём стихи Бунина 1902–1903 годов?
И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, всё чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
(«Как всё спокойно...», 1902)
...и веет на вершине
Дыханьем смерти, холодом пустыни.
(«Кондор», 1902)
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине...
(«Проснулся я внезапно, без причины...», 1903)
А название стихотворения «Запустение» говорит само за себя:
Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге...
Пора свести последние итоги.
..............................................
Я изнемог, и мёртвый стук часов
В молчании осенней долгой ночи
Мне самому внимать нет больше мочи!
Как видим, состояние лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько – впервые.) И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:
И сердце жаждет блеска дня и счастья.
(«Запустение»)
Несомненно, оптимистично звучит стихотворение «Голуби» (1903), расположенное в сборнике непосредственно перед «Одиночеством». И тем контрастнее воспринимается это исполненное глубокого трагизма лирическое произведение.
Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.
О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.
( экзистенциализм – это философия существования , жизни )
Видеофильм + видеоанализ
Вопросы
3. итог урока .
- Назовите тематику стихотворений Бунина ? ( записи в тетради )
Поэзия Бунина обретает право на долгую жизнь благодаря многим , присущим только ей достоинствам . Певец русской природы , «вечных», «первородных» тем , мастер интимной и философской лирики , он навсегда остается большим , самобытным , русским поэтом .
4. Рефлексия . Составление синквейна . Что нового , интересного вы узнали сегодня на уроке .
1. приведите два определения .
2. приведите три глагола
3. составьте фразу из 4х слов
5. слово-ассоциация .
5. Домашнее задание . Стихотворение наизусть .
Сочинение -рассуждение « Бунин-поэт»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ira62 (2015-02-02) | Автор: ирина E
Просмотров: 3053 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 4:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru