Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

открытый урок по литературному чтению 2 класс
Открытый урок по литературному чтению
Класс: 2 Д
Учитель: Ильященко И.Н.
Средняя школа-гимназия № 14

Тема: М. Пришвин. Ребята и утята.
Цель: создание условий для работы над понятием “Материнская забота” при работе с художественным текстом.
Задачи:
• познакомить учащихся с произведением М.М.Пришвина “Ребята и утята”;
пробудить познавательную активность;
• работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
• расширять кругозор учащихся, развивать речь,наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
• воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование:
• портрет писателя М.М. Пришвина, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для работы в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип урока:
• работа с художественным текстом.
Технология:
• развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы: мозговая атака, чтение с остановками, кластер, мини-эссе.
Ход урока
I. Стадия вызова.
1. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу.
Садитесь.- Руки на месте?
- На месте.
- Локти у края?
- У края.
- А спина?
- Прямая!
2. Постановка цели и задач урока (Слайды 2,3)
-Задача нашего урока – продолжить работу над развитием читательских умений, значит, будем читать, рассуждать, анализировать.
2. Актуализация ранее изученного материала.
Проверка домашнего задания.(Слайд 4 )
Прием «Мозговая атака»
-Почему человеку надо дружить с природой?
- Как нужно вести себя, чтобы зверь и птица любили и доверяли человеку?
- Как нужно относиться к нашей планете Земля?
- Почему её нужно беречь?
-Как вы понимаете смысл пословицы: « Сберечь природу- значит, сберечь и жизнь на Земле!»
Чтение стихотворения И. Мазнина. «Давайте дружить». ( наизусть)
- Знаете ли вы истории, когда животные воспитывали не своих детенышей? (П/о “Маугли”(Р.Киплинг), “Гадкий утенок” (Х.К. Андерсен) и т.д.).
- Эти герои считали ли своими матерями волчицу и утку?
- Вот сегодня мы и обсудим понятие “Материнская забота”.
3. Определение темы урока.
Отгадайте ребус.(Слайд5)
О ком будет наш сегодняшний рассказ? Молодцы, наш рассказ будет про уток
.4. Работа по теме урока.
Рассказ учителя об авторе. (Слайды 6-11)
А автор произведения, с которым мы будем сегодня работать Михаил Пришвин. Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
II. Осмысление
1. Методический прием “Предсказание”. (Слайды 12, 13)
- На доске записаны опорные слова:
Утка-мать, решилась перевести, не выпускать из виду, бегала с раскрытым клювом, бросилась спасать, продолжали путешествие.
-Внимательно прочитайте название рассказа и слова, записанные на доске, подумайте и попробуйте предположить, о ком пойдёт речь. После того, как мы прочитаем, проверим, верны ли ваши предположения.
2.Подготовительная работа.
Рассказ ученицы о птичке «чирок-свистунок» (Слайд 14)
Но прежде чем вам начинать читать рассказ, мы проведем словарную работу, потому что в рассказе вам встретятся трудные для чтения и непонятные слова. Чтобы безошибочно их прочитать, давайте потренируемся. ( Слайд 15 )
Словарная работа
- В рассказе встретятся такие слова:
(Слайд16) Холм - небольшой бугорок;
( Слайд 17 ) Кузница – там работает кузнец, куёт железо;
(Слайд18,19) Паровое поле – незасеянное поле, оставленное отдыхать
(Слайд 20) Вода спала – стало меньше воды;
Прочное место – безопасное место;
Верста – старая русская мера длины, чуть больше километра;
Место открытое для глаз человека- видно кругом далеко
3. Первичное чтение текста учителем.( Слайды 21-30 ) Проверка понимания прочитанного и первичное закрепление.
- С каким настроением вы слушали этот рассказ?
- Все ли слова понятны?
4. Гимнастика для глаз ( Слайды 31, 32)
5. Вторичное чтение текста учащимися. Прием “Чтение с остановками”.(Слайд 33)
Чтение I части (1 абзац)
- Как вы понимаете это выражение? (Очень длинный путь)
- Далеко ли вела утка своих утят?
- Для чего? (На свободу, на волю)
Чтение II части (2 абзац)
- Что в этой части для вас удивительного? (Утка следила за утятами, провожала их)
- Как вы думаете, как будет продолжаться данная история? (Предположения детей)
Чтение III части (3 абзац)
- Совпадают ли ваши предположения с происходящими событиями? / Ответы детей
- Что чувствовала утка-мать в это время? (Она очень волновалась)
- В чем именно вы заметили ее волнение? (Она металась, перелётывала из стороны в сторону, сидела с раскрытым клювом)
- Можете ли вы оценить поступок ребят? /Выслушиваются ответы детей
- Кто вмешался в происходящие события? (Автор, мужчина, писатель)
Чтение IV части
- Что вы заметили в поведении утки? (Она кинулась на помощь утятам, всех проверила, пересчитала)
- Можно ли предположить, что утка успокоилась, когда все утята оказались рядом с ней, а ребята ушли?
- Что указывает на это? (Она шла впереди)
Чтение V части
- Что изменилось в поведении детей? (Они молча провожали утку с утятами, махали шапками)
- Почему так произошло? (Взрослый показал пример, вызвал сочувствие)
- Какие чувства испытала утка-мать при встрече с детьми? (Беспокойство, страх)
-Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
-Могла ли утка кричать?
- Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.
-А какое чувство пережили утята?
-Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
- А какое вы слово кричите, когда боитесь?
-А ваша мама переживает за вас?
-Как она ведёт себя при этом?
-Как в рассказе чаще всего называет автор уточку?
-А какая она мама?
-Вам жалко её?
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
6. Физминутка (Слайд34)
Танец Маленьких утят
7.Прием: Составление кластера. «Солнышко»
-В чем проявляется «материнская забота»?(ответы детей)
Сравнивание ( Слайд35)



-Как вы бы поступили на месте ребят? ( Ответы детей)
-Как М. Пришвин попрощался с утятами?
- Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Перед кем этот знак уважения?
- Почему?
-Как мальчишки на это прореагировали? Почему?
-Что пожелали люди уточке?
-Нужно ли было пожелание уточке?
-Давайте ребята мы вернем нашей уточке её детей!
(Дети выходят к доске и говорят свои пожелания)

8.Прием «Мини-эссе».(Слайд 36)
-А теперь мы напишем небольшое сочинение-эссе. «Послание героям рассказа»
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Рефлексия «Все в твоих руках»
- А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Ладошка– это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив её в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
– Красным – для меня тема была важной и интересной.
– Желтым- узнал много нового.
– Зеленым – мне было трудно
- Синим - мне было комфортно
- Спасибо всем за урок. Молодцы! (Слайд 38)
Домашнее задание: Чтение и пересказ текста стр. 92-94
Категория: Русский язык и литература | Добавил: 12345676192 (2015-02-02) | Автор: М. Пришвин. Ребята и утята E W
Просмотров: 1792 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 4:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru