Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

открытый урок по литературному чтению 2 класс
Открытый урок по литературному чтению
Класс: 2 Д
Учитель: Ильященко И.Н.
Средняя школа-гимназия № 14

Тема: М. Пришвин. Ребята и утята.
Цель: создание условий для работы над понятием “Материнская забота” при работе с художественным текстом.
Задачи:
• познакомить учащихся с произведением М.М.Пришвина “Ребята и утята”;
пробудить познавательную активность;
• работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
• расширять кругозор учащихся, развивать речь,наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
• воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование:
• портрет писателя М.М. Пришвина, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для работы в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип урока:
• работа с художественным текстом.
Технология:
• развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы: мозговая атака, чтение с остановками, кластер, мини-эссе.
Ход урока
I. Стадия вызова.
1. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу.
Садитесь.- Руки на месте?
- На месте.
- Локти у края?
- У края.
- А спина?
- Прямая!
2. Постановка цели и задач урока (Слайды 2,3)
-Задача нашего урока – продолжить работу над развитием читательских умений, значит, будем читать, рассуждать, анализировать.
2. Актуализация ранее изученного материала.
Проверка домашнего задания.(Слайд 4 )
Прием «Мозговая атака»
-Почему человеку надо дружить с природой?
- Как нужно вести себя, чтобы зверь и птица любили и доверяли человеку?
- Как нужно относиться к нашей планете Земля?
- Почему её нужно беречь?
-Как вы понимаете смысл пословицы: « Сберечь природу- значит, сберечь и жизнь на Земле!»
Чтение стихотворения И. Мазнина. «Давайте дружить». ( наизусть)
- Знаете ли вы истории, когда животные воспитывали не своих детенышей? (П/о “Маугли”(Р.Киплинг), “Гадкий утенок” (Х.К. Андерсен) и т.д.).
- Эти герои считали ли своими матерями волчицу и утку?
- Вот сегодня мы и обсудим понятие “Материнская забота”.
3. Определение темы урока.
Отгадайте ребус.(Слайд5)
О ком будет наш сегодняшний рассказ? Молодцы, наш рассказ будет про уток
.4. Работа по теме урока.
Рассказ учителя об авторе. (Слайды 6-11)
А автор произведения, с которым мы будем сегодня работать Михаил Пришвин. Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
II. Осмысление
1. Методический прием “Предсказание”. (Слайды 12, 13)
- На доске записаны опорные слова:
Утка-мать, решилась перевести, не выпускать из виду, бегала с раскрытым клювом, бросилась спасать, продолжали путешествие.
-Внимательно прочитайте название рассказа и слова, записанные на доске, подумайте и попробуйте предположить, о ком пойдёт речь. После того, как мы прочитаем, проверим, верны ли ваши предположения.
2.Подготовительная работа.
Рассказ ученицы о птичке «чирок-свистунок» (Слайд 14)
Но прежде чем вам начинать читать рассказ, мы проведем словарную работу, потому что в рассказе вам встретятся трудные для чтения и непонятные слова. Чтобы безошибочно их прочитать, давайте потренируемся. ( Слайд 15 )
Словарная работа
- В рассказе встретятся такие слова:
(Слайд16) Холм - небольшой бугорок;
( Слайд 17 ) Кузница – там работает кузнец, куёт железо;
(Слайд18,19) Паровое поле – незасеянное поле, оставленное отдыхать
(Слайд 20) Вода спала – стало меньше воды;
Прочное место – безопасное место;
Верста – старая русская мера длины, чуть больше километра;
Место открытое для глаз человека- видно кругом далеко
3. Первичное чтение текста учителем.( Слайды 21-30 ) Проверка понимания прочитанного и первичное закрепление.
- С каким настроением вы слушали этот рассказ?
- Все ли слова понятны?
4. Гимнастика для глаз ( Слайды 31, 32)
5. Вторичное чтение текста учащимися. Прием “Чтение с остановками”.(Слайд 33)
Чтение I части (1 абзац)
- Как вы понимаете это выражение? (Очень длинный путь)
- Далеко ли вела утка своих утят?
- Для чего? (На свободу, на волю)
Чтение II части (2 абзац)
- Что в этой части для вас удивительного? (Утка следила за утятами, провожала их)
- Как вы думаете, как будет продолжаться данная история? (Предположения детей)
Чтение III части (3 абзац)
- Совпадают ли ваши предположения с происходящими событиями? / Ответы детей
- Что чувствовала утка-мать в это время? (Она очень волновалась)
- В чем именно вы заметили ее волнение? (Она металась, перелётывала из стороны в сторону, сидела с раскрытым клювом)
- Можете ли вы оценить поступок ребят? /Выслушиваются ответы детей
- Кто вмешался в происходящие события? (Автор, мужчина, писатель)
Чтение IV части
- Что вы заметили в поведении утки? (Она кинулась на помощь утятам, всех проверила, пересчитала)
- Можно ли предположить, что утка успокоилась, когда все утята оказались рядом с ней, а ребята ушли?
- Что указывает на это? (Она шла впереди)
Чтение V части
- Что изменилось в поведении детей? (Они молча провожали утку с утятами, махали шапками)
- Почему так произошло? (Взрослый показал пример, вызвал сочувствие)
- Какие чувства испытала утка-мать при встрече с детьми? (Беспокойство, страх)
-Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
-Могла ли утка кричать?
- Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.
-А какое чувство пережили утята?
-Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
- А какое вы слово кричите, когда боитесь?
-А ваша мама переживает за вас?
-Как она ведёт себя при этом?
-Как в рассказе чаще всего называет автор уточку?
-А какая она мама?
-Вам жалко её?
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
6. Физминутка (Слайд34)
Танец Маленьких утят
7.Прием: Составление кластера. «Солнышко»
-В чем проявляется «материнская забота»?(ответы детей)
Сравнивание ( Слайд35)



-Как вы бы поступили на месте ребят? ( Ответы детей)
-Как М. Пришвин попрощался с утятами?
- Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Перед кем этот знак уважения?
- Почему?
-Как мальчишки на это прореагировали? Почему?
-Что пожелали люди уточке?
-Нужно ли было пожелание уточке?
-Давайте ребята мы вернем нашей уточке её детей!
(Дети выходят к доске и говорят свои пожелания)

8.Прием «Мини-эссе».(Слайд 36)
-А теперь мы напишем небольшое сочинение-эссе. «Послание героям рассказа»
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Рефлексия «Все в твоих руках»
- А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Ладошка– это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив её в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
– Красным – для меня тема была важной и интересной.
– Желтым- узнал много нового.
– Зеленым – мне было трудно
- Синим - мне было комфортно
- Спасибо всем за урок. Молодцы! (Слайд 38)
Домашнее задание: Чтение и пересказ текста стр. 92-94
Категория: Русский язык и литература | Добавил: 12345676192 (2015-02-02) | Автор: М. Пришвин. Ребята и утята E W
Просмотров: 798 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru