Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Открытый урок по литературному чтению Класс: 2 Д Учитель: Ильященко И.Н. Средняя школа-гимназия № 14 Тема: М. Пришвин. Ребята и утята. Цель: создание условий для работы над понятием “Материнская забота” при работе с художественным текстом. Задачи: • познакомить учащихся с произведением М.М.Пришвина “Ребята и утята”; пробудить познавательную активность; • работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями; • расширять кругозор учащихся, развивать речь,наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление; • воспитывать любовь ко всему живому. Оборудование: • портрет писателя М.М. Пришвина, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для работы в парах. Методы: словесный, наглядный, практический. Тип урока: • работа с художественным текстом. Технология: • развитие критического мышления через чтение и письмо. Приемы: мозговая атака, чтение с остановками, кластер, мини-эссе. Ход урока I. Стадия вызова. 1. Организационный момент. - Улыбнитесь друг другу. Садитесь.- Руки на месте? - На месте. - Локти у края? - У края. - А спина? - Прямая! 2. Постановка цели и задач урока (Слайды 2,3) -Задача нашего урока – продолжить работу над развитием читательских умений, значит, будем читать, рассуждать, анализировать. 2. Актуализация ранее изученного материала. Проверка домашнего задания.(Слайд 4 ) Прием «Мозговая атака» -Почему человеку надо дружить с природой? - Как нужно вести себя, чтобы зверь и птица любили и доверяли человеку? - Как нужно относиться к нашей планете Земля? - Почему её нужно беречь? -Как вы понимаете смысл пословицы: « Сберечь природу- значит, сберечь и жизнь на Земле!» Чтение стихотворения И. Мазнина. «Давайте дружить». ( наизусть) - Знаете ли вы истории, когда животные воспитывали не своих детенышей? (П/о “Маугли”(Р.Киплинг), “Гадкий утенок” (Х.К. Андерсен) и т.д.). - Эти герои считали ли своими матерями волчицу и утку? - Вот сегодня мы и обсудим понятие “Материнская забота”. 3. Определение темы урока. Отгадайте ребус.(Слайд5) О ком будет наш сегодняшний рассказ? Молодцы, наш рассказ будет про уток .4. Работа по теме урока. Рассказ учителя об авторе. (Слайды 6-11) А автор произведения, с которым мы будем сегодня работать Михаил Пришвин. Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. – Какого человека можно назвать неравнодушным? – Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. II. Осмысление 1. Методический прием “Предсказание”. (Слайды 12, 13) - На доске записаны опорные слова: Утка-мать, решилась перевести, не выпускать из виду, бегала с раскрытым клювом, бросилась спасать, продолжали путешествие. -Внимательно прочитайте название рассказа и слова, записанные на доске, подумайте и попробуйте предположить, о ком пойдёт речь. После того, как мы прочитаем, проверим, верны ли ваши предположения. 2.Подготовительная работа. Рассказ ученицы о птичке «чирок-свистунок» (Слайд 14) Но прежде чем вам начинать читать рассказ, мы проведем словарную работу, потому что в рассказе вам встретятся трудные для чтения и непонятные слова. Чтобы безошибочно их прочитать, давайте потренируемся. ( Слайд 15 ) Словарная работа - В рассказе встретятся такие слова: (Слайд16) Холм - небольшой бугорок; ( Слайд 17 ) Кузница – там работает кузнец, куёт железо; (Слайд18,19) Паровое поле – незасеянное поле, оставленное отдыхать (Слайд 20) Вода спала – стало меньше воды; Прочное место – безопасное место; Верста – старая русская мера длины, чуть больше километра; Место открытое для глаз человека- видно кругом далеко 3. Первичное чтение текста учителем.( Слайды 21-30 ) Проверка понимания прочитанного и первичное закрепление. - С каким настроением вы слушали этот рассказ? - Все ли слова понятны? 4. Гимнастика для глаз ( Слайды 31, 32) 5. Вторичное чтение текста учащимися. Прием “Чтение с остановками”.(Слайд 33) Чтение I части (1 абзац) - Как вы понимаете это выражение? (Очень длинный путь) - Далеко ли вела утка своих утят? - Для чего? (На свободу, на волю) Чтение II части (2 абзац) - Что в этой части для вас удивительного? (Утка следила за утятами, провожала их) - Как вы думаете, как будет продолжаться данная история? (Предположения детей) Чтение III части (3 абзац) - Совпадают ли ваши предположения с происходящими событиями? / Ответы детей - Что чувствовала утка-мать в это время? (Она очень волновалась) - В чем именно вы заметили ее волнение? (Она металась, перелётывала из стороны в сторону, сидела с раскрытым клювом) - Можете ли вы оценить поступок ребят? /Выслушиваются ответы детей - Кто вмешался в происходящие события? (Автор, мужчина, писатель) Чтение IV части - Что вы заметили в поведении утки? (Она кинулась на помощь утятам, всех проверила, пересчитала) - Можно ли предположить, что утка успокоилась, когда все утята оказались рядом с ней, а ребята ушли? - Что указывает на это? (Она шла впереди) Чтение V части - Что изменилось в поведении детей? (Они молча провожали утку с утятами, махали шапками) - Почему так произошло? (Взрослый показал пример, вызвал сочувствие) - Какие чувства испытала утка-мать при встрече с детьми? (Беспокойство, страх) -Как вела себя уточка, когда ловили её утят? -Могла ли утка кричать? - Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях. -А какое чувство пережили утята? -Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - А какое вы слово кричите, когда боитесь? -А ваша мама переживает за вас? -Как она ведёт себя при этом? -Как в рассказе чаще всего называет автор уточку? -А какая она мама? -Вам жалко её? - Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. 6. Физминутка (Слайд34) Танец Маленьких утят 7.Прием: Составление кластера. «Солнышко» -В чем проявляется «материнская забота»?(ответы детей) Сравнивание ( Слайд35) -Как вы бы поступили на месте ребят? ( Ответы детей) -Как М. Пришвин попрощался с утятами? - Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. - Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? - Перед кем этот знак уважения? - Почему? -Как мальчишки на это прореагировали? Почему? -Что пожелали люди уточке? -Нужно ли было пожелание уточке? -Давайте ребята мы вернем нашей уточке её детей! (Дети выходят к доске и говорят свои пожелания) 8.Прием «Мини-эссе».(Слайд 36) -А теперь мы напишем небольшое сочинение-эссе. «Послание героям рассказа» IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Рефлексия «Все в твоих руках» - А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Ладошка– это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив её в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте. – Красным – для меня тема была важной и интересной. – Желтым- узнал много нового. – Зеленым – мне было трудно - Синим - мне было комфортно - Спасибо всем за урок. Молодцы! (Слайд 38) Домашнее задание: Чтение и пересказ текста стр. 92-94 | |
Просмотров: 1792 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|