Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Наречие как часть речи
Открытый урок.
СШ № 4 Абайского района.
Предмет –русский язык

Класс – 4

Учитель: Николаева Л.Л.

Тема: « Наречие как часть речи»
Цель: дать общую характеристику наречия как части речи;
показать отличие наречия от других частей речи;
развитие мышления, внимания, орфографической зоркости
воспитание

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Ввидение в тему.
Учитель. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала ученица Эля Куклина, и подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос будет темой сегодняшнего урока.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово « высоко» произнеси –
И представишь сразу небо синь.
Ты скажи: « Кругом белым – бело!» -
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Если скажешь « Ароматно» ты –
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты « красиво» -
Пред тобою сразу вся страна!
- Какие слова привлекли маленькую поэтессу?
Дети. Это слова высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, бело.
После ответов детей этот ряд слов открывается на доске.
Учитель. Вы правильно ответили на мой вопрос, именно эти слова привлекли внимание девочки. Что это за слова? Что их объединяет? Их особенности будут предметом нашего сегодняшнего изучения. Мы встречались с этими словами и раньше, и я даже говорила, как они называются. Кто помнит?
Дети. Наречие.
Учитель Запишем число и тему сегодняшнего урока: « Наречие»

3. Каллиграфическая минутка.
Давайте пропишем на нашей минутке каллиграфически правильно эти слова.

4. Изучение нового материала.
Учитель. Итак, перед вами ряд слов: высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, бело, издалека, певуче. Попробуем определить, что их объединяет.

Дети. Вопросы: как? – темно, ароматно, красиво, бело, певуче;
где? – высоко, кругом; откуда? – издалека.

Учитель. Как бы мы назвали все эти вопросы? Где мы с ними встречались при разборе предложений?

Дети. Когда ставили вопрос к этим словам и они были обстоятельствами.

Учитель. Попробуем изменить эти слова, например, по падежам, лицам и числам.
-Какой вывод мы можем сделать?

Дети. Они неизменяемы.

Учитель. Что указывает на неизменяемость?

Дети. Суффиксы, которыми они заканчиваются
Учитель. Итак, начнём составлять памятку для характеристики этой части речи.
На доске:
1.Наречие-неизменяемая часть речи.
2.Отвечает на вопросы как? где? откуда?
3.Наречия имеют на конце суффиксы о, а, е.

5.Работа с учебником.
Правило стр. 190-чтение хором

Упражнение 638 Комментированное письмо.
Дописать пословицы. Подчеркнуть наречия

Работа над смысловым значением
(беседа о трудолюбии. Кончил дело-
гуляй смело.)

Упражнение 639 А теперь выясним: с какой частью речи
связаны по смыслу наречия? Какие слова
они поясняют?
Блещет как? ярко
Воркуют как? как голуби
Сгоняет как? проворно
Поломаются когда? Скоро
-Какой вывод мы можем сделать о связи наречий с другими частями речи?

Дети. Наречия поясняют глаголы.

Учитель. Дополним нашу памятку: «наречия поясняют глаголы» Наречие- старое слово, оно уже было в древнерусском языке. И если мы обратимся к его этимологии, то выделим корень реч. Слово речь в древнерусском языке имело несколько значений, одним из которых было название части – глагол. Видимо, это не случайно: само слово наречие указывает на близость его к глаголу.
5. Физминутка

6.Закрепление

Упражнение640 Самостоятельная работа.
Списать, вставляя пропущенные
буквы. Подчеркнуть наречия.
(оценить несколько работ)

7.Выяснение роли наречий.
Учитель. Мы изучили многие части речи и , говоря о каждой, выяснили, какова же их роль. Давайте теперь попробуем определить роль наречий в языке, для этого проведём лингвистический эксперимент.
(дети убирают наречия из текста)

-Каким стал текст?
Дети. Менее точным, менее выразительным.

8.Расширение словарного запаса детей.
Работа со «свитком» наречий.
Учитель. Возьмём «свиток» наречий и попытаемся подобрать к ним синонимы.
Мелко-неглубоко, внезапно – неожиданно, тихо – неслышно, близко – недалеко, много раз –неоднократно, тяжело – нелегко, срочно – немедленно, свободно – непринуждённо, спокойно – невозмутимо.
Мыс вами говорим ,что наречия делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические обороты наречиями. Задание это достаточно сложное : нужно вначале понять смысл сочетания, а потом подобрать подходящее наречие.
Идти черепашьим шагом – медленно
Кот наплакал – мало
Как по маслу – хорошо
Встать чуть свет – рано
Рукой подать – близко
Яблоку негде упасть – тесно
Дети записывают наречия и разбирают по составу.

9.Учитель. Сегодня мы в течении урока исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи?
(ответы детей)
Определите на слух наречия и докажите, что это именно они.
Но однажды поутру
Прискакала кенгуру
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
« Разве это великан?»
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело.
Принахмурилась земля.

10.Д\З Упражнение 641 , правило стр.190.

11.Рефлексия «Солнышко»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lara3330 (2015-02-03) | Автор: Николаева Лариса Львовна E
Просмотров: 817 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 6:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru