Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

поурочный конспект
Краткосрочное планирование.
Учитель Смайлова АА
Предмет 5класс
Дата проведения 10 января
Тема урока «Синонимы и лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора»
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования синонимов в речи.
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка использовать синонимы, формировать умение работать со словарем синонимов
Ожидаемые результаты:
А:ученики знают определение синонимов;
В:ученик умеют подбирать синонимы, видоизменять материал
С:ученик находит их в тексте, умеет устранять повтор в речи, определяет взаимосвязь между синонимами и стилем речи, демонстрирует правильное выполнение выбора синонимов.
Время Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы оценивания Используемые модули
1-10 Мотивационный Приветствие
Разминка (НИШ)
Предлагает выбрать картинки, собрать пазлы и объединиться в группы Приветствуют, выполняют разминку, формируют группы, выбирают лидера Формативное (аплодисменты) НП
ВО
ОдО
11-35 Операционный Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.
1.Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).
2.Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).
3.Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).
4.Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
5.Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).
Проверка домашнего задания.упр.540.
Работа со ловом заяц.
Можно ли их назвать синонимами?
Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка.
Карточка 1 задание 1
Лесная сказка
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись.)

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)
Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова? Ответ найдете в ребусе.

Работа с учебником. Чтение теории п.52
Выполнение упр.553 (в группах)
-подобрать синонимы
-составить распространенное предложение с одним словом
Выполнение упр.556(в группах, устно)
Выполняют задание самостоятельно, взаимоконтроль по ключу
«5»-0
«4»1
«3»-2
«2»3

Выполняют в группах, выступают спикеры

Работают в группах, защищают работу группы

Работают в группах

суммативное

Формативное

Формативное

формативное

НП
ВО
КМ
ОдО

36-45 Рефлексия Самостоятельная работа
Тест «Синонимы»
1. Найдите лишнее слово в ряду синонимов:
1) маленький,
2) мизерный,
3) крохотный,
4) небольшой,
5)пушистый.
2. Подберите синонимичную пару к слову «осмелиться»
1) разрядить,
2) пропустить
3) дерзнуть
4) пристроить
3. Какая пара слов не является синонимами
1) белый-светлый
2) коллосальный - огромный
3) мчаться - идти
4) глаза - очи
4. Укажите синоним глагола негодовать
1) недолюбливать
2) удивляться
3) обижаться
4) возмущаться
5. Укажите отрывок из произведения, где встречаются синонимы
1) Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. (А.А.Фет)

2) Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют (А.С.Пушкин)

3) Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда видении и Кавказ! (М.Ю.Лермонтов)

4)Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою толпой
Стоит над светлою поляной.

Домашнее задание п51, работа по карточке Взаимопроверка по ключу
«5»-0
«4»1
«3»-2
«2»3

Суммативное КМ
ОО
ИКТ

Краткосрочное планирование.
Учитель Смайлова АА
Предмет 5класс
Дата проведения 9 января
Тема урока «Совершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в тексте»
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования изобразительных средств в речи.
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка использовать синонимы, омонимы в речи; формировать умение работать со словарем
Ожидаемые результаты:
А:ученики знают определение синонимов, омонимов, многозначных слов
В:ученик умеют подбирать синонимы, антонимы к словам, видоизменять материал
С:ученик находит их в тексте,различает омонимы от многозначных слов, демонстрирует правильное выполнение выбора значений слова.
Время Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы оценивания Используемые модули
1-10 Мотивационный Приветствие
Разминка (НИШ)
Предлагает выбрать картинки с изображением цветов и объединиться в группы Приветствуют, выполняют разминку, формируют группы, выбирают лидера Формативное (аплодисменты) НП
ВО
ОдО
11-35 Операционный Дидактическая игра «Закончи предложение»
• «Слово—это...».
• «Лексикология — это... •.
• «Лексика — это...».
• «Лексическое значение слова — это...».
• «Определить лексическое значение слова можно ...».
Лексическая разминка Задача «Кто получает сольдо?»
Очень давно мужчины поступали в войско за плату, то есть им за службу платили деньги.
По-итальянски «деньги» —СОЛЬДО.
Реши: какое слово русского языка произошло от итальянского сольдо, если его значение — «военный человек, воин, рядовой в армии». Объясни правопи-сапне этого слова. (Солдат)
Слово учителя Сегодня мы должны усвоить понятие об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, научиться определять эти слова в толковом словаре.
В народе говорят: «По одёжке встречают, а по уму — провожают». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Правильно, человека судят по его речи. Чем больше ваш словарный запас, тем более интересным собеседником вы будете.
Предлагает угадать слово по его лексическому значению.
ДАНТИСТ, -а, м. (устар.). Зубной врач. || ж. дантистка, -и. || прил. дантистский, -ая,-ое.
ЕГОЗА, -ы, м. и ж. (разг.). Суетливый, слишком подвижный человек, непоседа (обычно о детях).
ЖАНР, -а, м. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический, эпический ж. Вокальные, хоровые жанры. Ж. пейзажа, портр
КАБАЛА, -ы, ж. 1. В Древней и средневековой Руси: договор или долговое обязательство, ставящее должника в личную или имущественную зависимость от заимодавца, а также сама такая зависимость. 2. перен. Полная, почти рабская зависимость. В кабале у кого-н. быть. || прил. кабальный, -ая, -ое. Кабальная запись. К. холоп.
ета. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре. || прил. жанровый, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).
МАВЗОЛЕЙ, -я, м. Большое надгробное мемориальное сооружение. || прил. мав-золейный, -ая, -ое.
НАБЕКРЕНЬ, парен, (разг.). О головном уборе: с наклоном набок, сдвинувшись к уху. В шапке н. * Мозги набекрень у кого (прост.) - о неумном, со странностями человеке или о том, кто потерял способность соображать.
Словарная работа. Записать слова по памяти, проверить себя по ключу
Работа с учебником.Чтение п.51
Выполнение упр.535 устно
Выполнение упр.536

Выполняют задание самостоятельно, взаимоконтроль по ключу
«5»-0
«4»1
«3»-2
«2»3

Выполняют в группах, выступают спикеры

Работают в группах, защищают работу группы

Самопроверка, самооценивание по критериям суммативное

Формативное

Формативное

суммативное

НП
ВО
КМ
ОдО

36-45 Рефлексия Самостоятельная работа
Вариант 1. Запишите слово по его значению.
1. Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам. (Аллея)
2. Пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов. (Тротуар)
3. Дорога, замощённая щебнем, а также всякая дорога с твёрдым покрытием. (Шоссе)
4. Большая проезжая дорога (уст.). (Тракт)
5. Грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами. (Проселок)
Вариант 2
1. Подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога. (Метрополитен)
2. Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными. (Тропинка)
3. Дорога для автомобильного движения. (Автострада)
4. Наезженная дорога, путь (в Украине и на юге России). (Шлях)
5. Пожелание уезжающему, уходящему. (В добрый путь, счастливой дороги, лёгкого пути)
Дидактическая игра «Колесо истории».
1. Это китайское слово. В европейские языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое 1ее, английское 1еа). Мы, русские, торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток? (Чай)
2. Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево назвали так, а не по-другому? Вот послушайте. Вишня, яблоня, черёмуха и многие другие деревья в пору цветения — белые. А кудрявые соцветия этого дерева выделяются своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются светло-зелёные и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые»,— говорили в народе. Как называется это дерево? (Рябина)
3. Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения — Южная Америка. Коренные жители Америки — индейцы — давно заметили, что цветок всегда повёрнут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повёрнутый к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому мы называем его... (подсолнух).

Домашнее задание п51, упр.540 (с доказательством по образцу), работа со словом заяц Взаимопроверка по ключу
«5»-0
«4»1
«3»-2
«2»3

Угадывают слова в группах Суммативное КМ
ОО
ИКТ
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Smaylova (2015-02-03)
Просмотров: 364 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru