Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы Баяхметова Динара Жетписовна
Введение
Тема «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы» актуальна, потому что те социально-экономические преобразования, которые происходят в стране, оказывают существенное влияние на образование и ставят перед школой задачу воспитание компетентностной личности.
В Государственном обязательном стандарте образование записано: «Цель среднего образования на национальном уровне – способствовать становлению компетентной, интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни РК».
Современному обществу необходимы самостоятельные, образованные, предприимчивые, толерантные, коммуникабельные люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, самостоятельно находить и применять нужную информацию, работать в команде, способные к обновлению уровня своих знаний. Следовательно, школа должна не только давать глубокие знания, умения и навыки учащимся, но и учить их мыслить, рассуждать, исследовать, проектировать, способствовать развитию самостоятельной познавательной активности. Безусловно, что эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информации.
Постановленные цели и задачи перед школой в «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» побуждают обратить внимание на существенный подход в подготовке современных выпускников школ, способствующий развитию коммуникативной компетентности. Таким образом, цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебного – воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижения качественно нового уровня образования.
В своих посланиях к народу Казахстана Президент страны Н. А. Назарбаев подчеркивает, что… «реформа образования это один из важнейших инструментов, обеспечивающих реальную конкурентно - способность нашей страны. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической, научной, общественной модернизации».
Особое внимание уделяется необходимости освоения молодежью трех языков: казахского, как государственного, русского, как языка общения народов, населяющих Казахстан, и английского, как языка международного общения, без которого невозможна успешная конкуренция с развитыми странами.
Согласно задачам и принципам развития Республики Казахстан осуществляется новый подход - «обучение на основе профессионализации содержания образования», одна из которого- учитывать «интересы, склонности и способности учащихся», создавать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению учебных дисциплин.
Данная работа является попыткой ответить на один из самых острых вопросов современности – как учить так, чтобы ученик успешно ориентировался в огромном количестве информации и умел эту информацию использовать? Как научить ученика свободно, без страха и стеснения выражать свои мысли, пробудить в нем активный интерес к изучению русского языка и литературы?
Цель работы: Определение и апробация новых методов и технологий, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного процесса.
Задачи:
- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
- повысить интерес к русскому языку и литературе, применяя новые технологии и приемы;
- повысить результативность обучения, опираясь на 7 модулей программы Третьего Базового уровня;
- включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
I. Теоретическая часть
I.I. Формирование коммуникационной компетенции на уроках русского языка и литературы.
В 1997 году ЮНЕСКО опубликовала доклад международной комиссии по образованию для 21 века « Образование – скрытое сокровище». Руководителем комиссии был Жак Делор, многие годы министр образования Франции, один из крупнейших современных теоретиков образования. В состав комиссии входили 14 членов, известных ученых в области философии образования из Франции, Испании, Англии, Китая, Индии, Бразилии, Португалии, и других стран. Они должны были ответить на вопрос: Какова сверхзадача системы образования для 21 века? Впоследствии теоретические и практические наработки этой комиссии легли в основу международного тестирования ПИЗА.
Какую же ведущую цель, сверхзадачу для образования 21 века сформулировала международная комиссия? Если вывести суть из их научного обширного доклада, содержащего анализ и тенденции развития образования в мире, она заключается по 4 принципам (руководящие идеи, основные требования к деятельности), положенных в основу философии 21 века:
Научиться познавать (профессионально-методическая компетентность);
Научиться делать (компетентность в плане деятельности)
Научится жить вместе (социально-коммуникативная компетентность);
Научится жить (компетентность в плане личности);
Первое, что бросается в глаза, когда мы вчитываемся в эти принципы, в них как будто нет ни слова об образовании в привычной для нас формулировке – образование как усвоение и трансляция знаний. Международная комиссия четко декларирует: «Учиться познавать, делать, жить вместе с другими и просто – учиться жить. Если для этого нужны знания, в том числе по основам наук, нужно осваивать и знания. Можно с полным на то основанием сказать, что с провозглашением этих четырех принципов образование завершает просветительскую эпоху (а длилась она как никак 300 лет от Яна Амоса Коменского) и превращается в инструмент социализации, социального развития личности.
Перед нами качественный сдвиг в понимании сути и направления реформирования современного образования: научиться жить в современном мире, глобализованном, постиндустриальном, информационном обществе.
По сути это новая модель образовательной философии. И эта модель основана на таких понятиях, как компетенция, компетентность. Так что же это за понятия?
Компетенция- принадлежность по праву, круг полномочий какого-либо лица, органа. Иными словами, компетенция это то, чем человек должен владеть. Это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Компетентность-это способность человека применять знания и умения для решения практических задач.
Коммуникативная компетенция – это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, которая выражается в умении
- самостоятельно вступать в контакт с любым с любым типом собеседника (по возрасту, статусу и т.д.), учитывая его особенности;
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
- стимулировать собеседника к продолжению общения;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения
Обучение ребенка вежливому, корректному общению – одна из главных задач учебных предметов «Русский язык» и «Литература». К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Анализ результатов ЕНТ по русскому языку выявляет не всегда высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с не готовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности, неумением выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.
Наряду с данной проблемой можно отметить ряд противоречий:
-между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
-между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
-между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Цель моей работы такова:
Определение и апробация новых методов и технологий, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства.
Работая над данной проблемой, я ставлю перед собой конкретные задачи:
- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения;
- включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах
Работая по традиционным программам, я очень остро ощутила отсутствие цельной системы по развитию речи учащихся, что заставило меня начать формировать собственную систему работы в этом важном направлении, основой которой стала Программа Третьего Базового уровня, разработанная ведущими специалистами НИШ совместно с Кембриджским Университетом. Она привлекла мое внимание, прежде всего, направленностью на формирование у учащихся обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности.
I.II. Основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на содержание учебного материала как на источник для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.
Современные образовательные технологии.
1.Исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:
- во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося).
- во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения.
- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося.
- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, слет, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к 11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.
Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.
Технология решения изобретательских задач.
«Удивляет!»
Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.
«Лови ошибку!»
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.
Блочное обучение.
Одним из положительных моментов разрабатываемых уроков в блочной технологии можно считать высокую активность и заинтересованность обучающихся. Это становится возможным благодаря подобранным методам и формам работы:
1урок. Тема: Особенности публицистического стиля речи
Урок 2. Тема: Жанры публицистического стиля. Очерк.
Урок 3. Тема: Устное вступление. Доклад.
Урок 4. Тема: Жанры публицистического стиля. Дискуссия. Что такое патриотизм?
Коммуникативно-ориентированные задания.
1.Выделение главных мыслей текста.
Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.
2.Прогнозирование.
Задания:
1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:
Я люблю весну с ручьями,
… (лето) с яркими цветами,
… (осень) с ласковым дождем,
… (зиму) с горкой и катком.
2. Собери рассыпанные части предложений:
Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.
3. Предлагается несколько коротких рассказов. Закончите рассказы, проявив находчивость и остроумие.
Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная обработка заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте.
3. Диалог с текстом.
1. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.
2. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.
3. Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?
4. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.
4. Включение воображения.
1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.
Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?
2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте.
Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину (тексты о природе)
3. Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.
5. Преврати одно предложение в целый рассказ.
6. Закончи рассказ, сказку.
5. Работа над сочинением.
1. Творческое сочинение по картинке.
Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.
2. Свободное сочинение.
Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.
3. Сочинения на темы художественных произведений
I. III. Обучение групповому общению на уроках русского языка и литературы.
6.Драматизация и словесное рисование.
Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно. Увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
Чтение по ролям предваряет по степени сложности драматизацию, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги.
Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д.
Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.
Разрабатывая методику и технологию работы по формированию коммуникативных компетенций учащихся, я взяла на вооружение методы авторов книги "Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности" И.С.Сергеева и В.И. Блинова, которые выделяют основные методы, ориентированные на устную и письменную коммуникацию и исходила из того, что необходимо сформировать у детей стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя, слушать и слышать, адекватно воспринимать чужую речь, ориентируясь на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию.
- все формы учебного диалога;
- доклады и сообщения;
- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
- обсуждения, дискуссии, диспуты;
- упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
- выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
- выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
-вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию.
- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
- телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
- подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
- рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
Уроки русского языка и литературы – благодатная почва для формирования у учащихся коммуникативной компетенции. С этой целью на своих уроках использую разнообразные методы, направленные на развитие коммуникативной компетенции, устной и письменной. Остановлюсь на некоторых из них.
1. Диалог «ученик – ученик».
2. Доклады и сообщения
3. Ролевые и деловые игры
4. Уроки – дискуссии
Самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ЕНТ задания части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста - это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Проведенный анализ научно-методической литературы по проблеме «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы» подтверждает мысль о том, что данный подход активно влияет на творчество, мышление, речевые способности учащихся.
Постоянное использование на уроках коммуникативных приемов позволит поднять уровень обучения русскому языку и литературе в школе.
Тема «Формирование коммуникативной компетенции» активно разрабатывается и таит в себе еще много подходов и сюрпризов для учителей и учащихся.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Гозик (2015-02-03) | Автор: Баяхметова Динара Жетписовна E
Просмотров: 2699 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 10:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru