Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Тема :Виды односоставных предложений
КГУ «Средняя школа имени Амангельды»
Баширова Асия Айтказиновна учитель русского языка .
Тема :Виды односоставных предложений»
Цели: Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.Научить различать двусоставные предложения от односоставных.Изучить новую терминологию.Формировать культуру речи учащихся.Способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и способностей учащихся.
Обеспечение:Презентация в PowerPoint, Школьная доска. Письменные принадлежности. Учебники
Ход урока.
I.Организационный момент.
Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
• Как вы понимаете данное высказывание?Вы с ним согласны?
• Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Не будем терять время и перейдем к уроку.
II. Орфографическая разминка:Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип предложения по строению грамматической основы:По выучке…. маст…ра знают. В…дой солнца (не)пог…сить. Думай хорошо и мысли созр…вают в добрые поступки. Доброму ч…ловеку бывает стыдно даже перед с…бакой.
-Блиц-опрос: Назовите, на какие группы делятся предложения?(Односоставные и двусоставные)
Односоставные предложения – это предложения ….(с одним главным членом предложения)
-На какие виды делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым.
(определённо-личные,неопределённо-личные,обобщенно-личное,безличное).
Распределительный диктант:
На ёлке было весело.
Помню –синее море,синее небо.
Нам посоветовали вернуться назад.
Снег да снег.
Кругом зима. Жестокая пора.
Чудная картина.
На берегу реки разведут костёр.
Люблю грозу в начале мая.
Пахнет сеном над лугами.
Не жди рассвета.
На деньги ума не купишь.
Назывное Определённо-личное Неопределённо-личное Безличное Обобщённо-личное



Стратегия: «»
Мороз и солнце; день чудесный! Безличное
Пора, пора , проснись: Определённо-
Открой сомкнуты негой взоры Неопределённо-
Звездою севера явись!
Было холодно и сыро. Обобщённо-личное
Сообщили о непогоде. Назывное
IV. Понятие об односоставных предложениях.
• Какие это предложения по наличию главных членов предложения?
Работа над темой:Итак, вы уже знаете, что по своим грамматическим основам простые предложения бывают двусоставными и односоставными.
В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из …..
причем ……. необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из ……, причем
……не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть.
Поэтому по форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы, а какие мы сейчас узнаем.стр. 120
V. Первичное закрепление
1. Выписать односоставные предложения.
Самостоятельная работа
Выпишите односоставные предложения, подчеркните основу.
• На перевале караван задержался
• Тянуло вечерней прохладой
• Присаживаемся к костру
• Густой туман, изморось
• С утра морозит
• Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей
• К вечеру похолодало
• Снежинки медленно падали на сырую землю.
• Проверь себя
• Тянуло вечерней прохладой
• Присаживаемся к костру
• Густой туман, изморось
• С утра морозит
• К вечеру похолодало
2.Распределительный диктант. Выполняют 2 ученика на обратной стороне доски.
С главным членом подлежащим С главным членом сказуемым
1. Утро
2. К ночи вызвездило
3. Улицы убирают утром
4. Очень теплый вечер
5. Его не было дома
6. Выжженная степь
7. Лейся, лейся, песня.
8. Дружбу за деньги не купишь
9. Читайте книги, любите их
10. Смеркается
11. Очень холодная зима
12. Вечер
VI. Работа над типами предложений.Минута синтаксического разбора.
Серое осеннее утро. Было холодно и сыро. Люблю тебя, моя Россия!В газетах пишут о выборах. Не догнать тебе бешеной тройки.Вот и станция .Не спеши!
1.Назывные.- Какова роль предложений с главным членом подлежащим в тексте? (Назвать предметы, о которых идет речь, нарисовать картину словами)
Они так и называются – назывные предложения.
2.Предложения с главным членом сказуемым- Запишем для примера предложение, строчку из стихотворения Прокофьева, всем известную, как:Люблю берёзку русскую. (Односост. пр; опр-личн; гл.1 л., ед.ч., наст. вр.,изъяв. накл.)Мойте руки перед едой. (Гл.2.л., мн.ч., повелит. накл.)
Будьте здоровы! (Гл.2 л., мн. ч.,повелит.накл.).
Обобщенно-личные-Ребята, а каков характер предложений, которые я вам приведу для примера?
Как потопаешь, так и полопаешь.Из пруда не вынешь и рыбку из пруда.
• Как выполняется действие? (Действие производится всеми, любым лицом).
• Поэтому обобщённо- личные предложения используются в пословицах, которые поучительны для всех.
• Приведите примеры пословиц.
Безличные предложения-Не спалось. Вечерело. Хотелось выйти на воздух.
VII. Закрепление нового материала.
1.Определить вид односоставного предложени
1.Как душно и уныло!
2.Чужим умом не проживешь.
3.В окно повеяло весною.
4.Люблю дымок спаленной нивы.
5.О чем сейчас говорят?
6.В окно повеяло весною.
7.Посмотрите на этот пейзаж.
8.Об этом писали в газетах
2. Самостоятельная работа. Найти в тексте односоставные предложения, указать их тип, отметив номера предложений:Графический диктант.
определенно-личные –
неопределенно-личные –
обобщенно-личные –
безличные –
назывные -
1. Вдруг потемнело.
2. Нас отрезало от мира.
3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел.
4. Человек с флажком стоял на земле.
5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком.
6. Внезапно понимаю происходящее.
7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз.
8. Становится страшно.
9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь.
10. Момент отрыва ощутим.
11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет.
12. Смотрю в окно.
13. Удовольствие, радость, торжество.
14. В окне я увидел движение ландшафта.
15. Нахожу его круговращательным.
16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств.
17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота.
18. Мне не спиться.
19. Вспоминаю вчерашнее.
20. Да, из черного не сделаешь белое…
21. Но можно попытаться.
Творческая работа:Прочитайте текст. Как вы считаете, можно ли использовать текст в таком виде в сочинении или в статье? Почему?Отредактируйте этот текст, заменив некоторые двусоставные предложения односоставными.
Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Кругом царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. Душа радуется наступлению зимы.
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие Свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. На душе радостно от наступления зимы.
VIII. Подведение итогов урока.На какие группы делятся предложения в зависимости от строения грамматической основы (наличие одного или двух главных членов)?Как называются предложения с главным членом сказуемым?Как называются односоставные предложения с главным членом предложения подлежащим?А теперь вопрос повышенной трудности.Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения?Модель этого урока: Ваше мнение?
Ертеде Байбурадай би бабамыз осы өңірде өмір сүріпті.Көкпекті мен Қалбатау арасы ата қоныс жайлауы болыпты.Халық билігіне разы болған екен.Жетім мен жесір дауын, жер дауын шешіп берген екен.Жерім деген, елім деген Байбурадай тура биді көрмепті.Байбура көз жұмғанда , ауыл ақсақалдары ақылдаса келіп , жолаушы жұрт дұға оқи жүрсін деп, күре жолдың күнгейіне жерлепті.Осы кесенені бұзып кезінде қара жол салып , бабамыздың бейіті трактордың табанына тапталды.
Өмір өзен өткізбейді өткелі,
Күрсінеді Көкпектінің көк белі
Қара жолдың табанына тап болып,
Бабам жатыр ұрпағына өкпелі.
Туған далам , қымбат маған әр төбең,
Биік болсын деп тілеймін мәртебең,
Өткенінің шежіресін шертеді.
Жар басында жалғыз қалған қарт емен.-Составьте на основе этого текста односоставные предложения.
Хорошо жилось народу при Байбура бий.Со временем бия не стало.Его решили похоронить на Калбинских горах.Потом эти места зверски прошли тракторами.Оттуда и сильные морозы и снежные бураны в этих местах.
IX. Домашнее задание. Записать 5 пословиц на тему.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Айнура9433 (2015-02-05) | Автор: Виды односоставных предложений
Просмотров: 498 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru