Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Технология развития критического мышления на уроках русского языка».
Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение.
Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Конфуций

Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.
Критическое мышление - вид интеллектуальной деятельности человека с высоким уровнем восприятия, понимания окружающего его информационного поля. О "критическом мышлении" говорили известные психологи Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Л.С.Выготский. В настоящее время данную технологию исследуют и западные ученые Д.Халпнер, д.Стил, Ч.Темпл, российские М.В.Кларин , И.О.Загашев и др. Критическое мышление помогает формировать высокий уровень исследовательской деятельности.
Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей.
Особенности этой технологии заключаются в следующем
" создание условий для творческой самореализации учащихся,
" умение видеть свои "знания" и "незнания",
" умение работать в группах,
" графически оформлять материал,
" умение обобщать и систематизировать полученные знания, находить в них полезное и применять в жизненной практике.
Сущность критического мышления заключается в
" способности ставить новые, осмысленные вопросы;
" выдвигать обоснованные аргументы;
" принимать самостоятельно продуманные решения.
Применение технологии критического мышления способствует повышению уровня восприятия материала учащимися, пробуждает интерес к процессу обучения и к изучаемому материалу, развивает умение критически мыслить, умение работать в сотрудничестве с другими, повышает качество знаний учащихся. Технология критического мышления способствует созданию учителем равного с учащимися сотрудничества, анализу продуктивности своей профессиональной деятельности. Если посмотреть на традиционные уроки, то в них присутствует также трехступенчатая модель урока: повторение, объяснение нового материала, закрепление. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе.

В чем же различия?
-Это совместный поиск знаний (учителя и ученика), это равные партнерские отношения в процессе обучения. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников , так и учителей .
При планировании серии последовательных уроков я использую методы и приемы критического мышления, которые присутствуют на каждом этапе урока.
Ведущим модулем на моих уроках это модуль " Обучение критическому мышлению". Такие уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют четкий технологический алгоритм, который содержит набор приемов и методов ведения урока, который состоит из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
Стадия вызова
Цель: актуализация знаний учащихся, пробуждение интереса к новым знаниям, постановка учеником собственных целей обучения.
Методы и приемы: Составление списка "известной информации", систематизация материала (графическая): кластеры таблицы.
Учитель: применяет приемы и методы, обеспечивающие у учащихся вызов имеющихся знаний по теме и мотивацию к дальнейшему изучению темы.
Ученик: систематизирует имеющиеся знания и составляет круг вопросов, на которые ему нужно найти ответы в ходе изучения новой темы.
Обсуждение информации, полученной на стадии вызова, может проводится индивидуально, в парах или группах.
Стадия осмысление
Цель: получение новой информации, осмысление и корректировка учеником поставленных целей обучения.
Методы и приемы: поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока( "Инсерт", "Бортовой журнал", идр.).
Учитель: применяет приемы и методы, обеспечивающие сохранение интереса к теме в процессе изучения новой информации, а также осуществляет последовательный переход от старого знания к новому.
Ученик: читает ( слушает) текст, используя активные методы чтения.
Стадия осмысления - это изучение новой информации индивидуально или в парах (сначала идет личный поиск, затем - обмен мнениями).
Стадия рефлексия
Цель: размышление, получение новых знаний.
Методы и приемы: заполнение кластеров и таблиц, возврат к ключевым словам, "верным и неверным утверждениям", ответы на поставленные вопросы, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ, и т.д.
Учитель: возвращает учащихся к первоначальным записям, предлагает внести изменения, дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Ученик: сравнивает "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Стадия рефлексии - это анализ работы (учителя и учеников), которую проделали в течение урока, творческая переработка, интерпретация изученной информации индивидуально, в парах или в группах.
Что принципиально новое несет технология критического мышления?
Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Александровна4411 (2015-02-15) | Автор: Шахова Лилия Александровна E
Просмотров: 536 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 6:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru