Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Технология развития критического мышления на уроках русского языка».
Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение.
Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Конфуций

Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.
Критическое мышление - вид интеллектуальной деятельности человека с высоким уровнем восприятия, понимания окружающего его информационного поля. О "критическом мышлении" говорили известные психологи Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Л.С.Выготский. В настоящее время данную технологию исследуют и западные ученые Д.Халпнер, д.Стил, Ч.Темпл, российские М.В.Кларин , И.О.Загашев и др. Критическое мышление помогает формировать высокий уровень исследовательской деятельности.
Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей.
Особенности этой технологии заключаются в следующем
" создание условий для творческой самореализации учащихся,
" умение видеть свои "знания" и "незнания",
" умение работать в группах,
" графически оформлять материал,
" умение обобщать и систематизировать полученные знания, находить в них полезное и применять в жизненной практике.
Сущность критического мышления заключается в
" способности ставить новые, осмысленные вопросы;
" выдвигать обоснованные аргументы;
" принимать самостоятельно продуманные решения.
Применение технологии критического мышления способствует повышению уровня восприятия материала учащимися, пробуждает интерес к процессу обучения и к изучаемому материалу, развивает умение критически мыслить, умение работать в сотрудничестве с другими, повышает качество знаний учащихся. Технология критического мышления способствует созданию учителем равного с учащимися сотрудничества, анализу продуктивности своей профессиональной деятельности. Если посмотреть на традиционные уроки, то в них присутствует также трехступенчатая модель урока: повторение, объяснение нового материала, закрепление. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе.

В чем же различия?
-Это совместный поиск знаний (учителя и ученика), это равные партнерские отношения в процессе обучения. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников , так и учителей .
При планировании серии последовательных уроков я использую методы и приемы критического мышления, которые присутствуют на каждом этапе урока.
Ведущим модулем на моих уроках это модуль " Обучение критическому мышлению". Такие уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют четкий технологический алгоритм, который содержит набор приемов и методов ведения урока, который состоит из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
Стадия вызова
Цель: актуализация знаний учащихся, пробуждение интереса к новым знаниям, постановка учеником собственных целей обучения.
Методы и приемы: Составление списка "известной информации", систематизация материала (графическая): кластеры таблицы.
Учитель: применяет приемы и методы, обеспечивающие у учащихся вызов имеющихся знаний по теме и мотивацию к дальнейшему изучению темы.
Ученик: систематизирует имеющиеся знания и составляет круг вопросов, на которые ему нужно найти ответы в ходе изучения новой темы.
Обсуждение информации, полученной на стадии вызова, может проводится индивидуально, в парах или группах.
Стадия осмысление
Цель: получение новой информации, осмысление и корректировка учеником поставленных целей обучения.
Методы и приемы: поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока( "Инсерт", "Бортовой журнал", идр.).
Учитель: применяет приемы и методы, обеспечивающие сохранение интереса к теме в процессе изучения новой информации, а также осуществляет последовательный переход от старого знания к новому.
Ученик: читает ( слушает) текст, используя активные методы чтения.
Стадия осмысления - это изучение новой информации индивидуально или в парах (сначала идет личный поиск, затем - обмен мнениями).
Стадия рефлексия
Цель: размышление, получение новых знаний.
Методы и приемы: заполнение кластеров и таблиц, возврат к ключевым словам, "верным и неверным утверждениям", ответы на поставленные вопросы, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ, и т.д.
Учитель: возвращает учащихся к первоначальным записям, предлагает внести изменения, дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Ученик: сравнивает "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Стадия рефлексии - это анализ работы (учителя и учеников), которую проделали в течение урока, творческая переработка, интерпретация изученной информации индивидуально, в парах или в группах.
Что принципиально новое несет технология критического мышления?
Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Александровна4411 (2015-02-15) | Автор: Шахова Лилия Александровна E
Просмотров: 964 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru