Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Конфуций Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление - вид интеллектуальной деятельности человека с высоким уровнем восприятия, понимания окружающего его информационного поля. О "критическом мышлении" говорили известные психологи Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Л.С.Выготский. В настоящее время данную технологию исследуют и западные ученые Д.Халпнер, д.Стил, Ч.Темпл, российские М.В.Кларин , И.О.Загашев и др. Критическое мышление помогает формировать высокий уровень исследовательской деятельности. Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. Особенности этой технологии заключаются в следующем " создание условий для творческой самореализации учащихся, " умение видеть свои "знания" и "незнания", " умение работать в группах, " графически оформлять материал, " умение обобщать и систематизировать полученные знания, находить в них полезное и применять в жизненной практике. Сущность критического мышления заключается в " способности ставить новые, осмысленные вопросы; " выдвигать обоснованные аргументы; " принимать самостоятельно продуманные решения. Применение технологии критического мышления способствует повышению уровня восприятия материала учащимися, пробуждает интерес к процессу обучения и к изучаемому материалу, развивает умение критически мыслить, умение работать в сотрудничестве с другими, повышает качество знаний учащихся. Технология критического мышления способствует созданию учителем равного с учащимися сотрудничества, анализу продуктивности своей профессиональной деятельности. Если посмотреть на традиционные уроки, то в них присутствует также трехступенчатая модель урока: повторение, объяснение нового материала, закрепление. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. В чем же различия? -Это совместный поиск знаний (учителя и ученика), это равные партнерские отношения в процессе обучения. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников , так и учителей . При планировании серии последовательных уроков я использую методы и приемы критического мышления, которые присутствуют на каждом этапе урока. Ведущим модулем на моих уроках это модуль " Обучение критическому мышлению". Такие уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют четкий технологический алгоритм, который содержит набор приемов и методов ведения урока, который состоит из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Стадия вызова Цель: актуализация знаний учащихся, пробуждение интереса к новым знаниям, постановка учеником собственных целей обучения. Методы и приемы: Составление списка "известной информации", систематизация материала (графическая): кластеры таблицы. Учитель: применяет приемы и методы, обеспечивающие у учащихся вызов имеющихся знаний по теме и мотивацию к дальнейшему изучению темы. Ученик: систематизирует имеющиеся знания и составляет круг вопросов, на которые ему нужно найти ответы в ходе изучения новой темы. Обсуждение информации, полученной на стадии вызова, может проводится индивидуально, в парах или группах. Стадия осмысление Цель: получение новой информации, осмысление и корректировка учеником поставленных целей обучения. Методы и приемы: поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока( "Инсерт", "Бортовой журнал", идр.). Учитель: применяет приемы и методы, обеспечивающие сохранение интереса к теме в процессе изучения новой информации, а также осуществляет последовательный переход от старого знания к новому. Ученик: читает ( слушает) текст, используя активные методы чтения. Стадия осмысления - это изучение новой информации индивидуально или в парах (сначала идет личный поиск, затем - обмен мнениями). Стадия рефлексия Цель: размышление, получение новых знаний. Методы и приемы: заполнение кластеров и таблиц, возврат к ключевым словам, "верным и неверным утверждениям", ответы на поставленные вопросы, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ, и т.д. Учитель: возвращает учащихся к первоначальным записям, предлагает внести изменения, дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Ученик: сравнивает "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. Стадия рефлексии - это анализ работы (учителя и учеников), которую проделали в течение урока, творческая переработка, интерпретация изученной информации индивидуально, в парах или в группах. Что принципиально новое несет технология критического мышления? Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. | |
Просмотров: 964 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|