Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Уроки пробы сил…
Директор ГУ «СОШ №10»
г. Семей, ВКО
учитель русского языка
и литературы
Темиржанова Л.С.

Уроки пробы сил…

Я начинала работать в школе в 23 года. Ни в чем не сомневалась, все для меня было ясным. Прошло 25 лет. В течение десяти лет из них не работала в школе, но часто бывала среди учителей и детей, наблюдая за их работой. С этого учебного года постоянно в школе. И у меня масса проблем, многое, что было ясным, вызывает вопросы, на которые просто не могу дать ответа. Об этом говорю откровенно своим ученикам.
Суть настоящего человека – это вечное движение. Личность развивается, когда переосмысливая свое прошлое, приобретает новое «я».
Подвожу ребят к тому, что постоянные изменения, желание увидеть себя в будущем – это сложно, но интересно, полезно. Нельзя пропускать подобного состояния, надо записывать. Но, к сожалению, не всегда хватает слов для выражения своих чувств, мыслей. Что же делать?
В методике лингвистического анализа текста, которая впервые была предложена К.Д.Ушинским в "Первоначальной грамматике" использован универсальный способ формирования у детей языкового мышления.
Этот метод включает всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания. Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста. То есть на материале художественного текста возможно постижение особенностей языка и создание собственного текста, в процессе анализа текста формируются языковая и коммуникативная компетенции, развивается дар слова, внимание к слову, рождается языковая индивидуальность ученика.
Записываю строфу на доске:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
(Ф.Тютчев)
Учащиеся читают про себя, первые запомнившие – наизусть. Идет работа с текстом.
- Подберите синонимы к слову «мните» (думаете, кажется, представляете, воображаете и т.д.)
- Какие слова в этой строфе являются антонимами ( слепок, бездушный лик, душа, свобода, язык).
-Подберите синонимы к этим словам (например: душа, свобода, язык – природа живая, душа и язык природы, их можно понять, если умеешь слушать, слышать и есть желание услышать).
После повторения орфографических, пунктуационных правил предлагаю виды работ: написать стихотворение-подражание, выдерживая тот же ритм, или описать свое впечатление от прочитанного прозой.
Так, в этом учебном году, на уроках русского языка стараюсь работать с поэтическим текстом. Часто заменяю упражнения учебника заданиями, связанными с работой над изучаемым литературным произведением. Такая работа занимает много времени при подготовке к уроку, но думаю, что это будет оправдано. Хочется получать от детей не сочинения-шаблоны, а видеть живую речь, умение по-своему выразить мысль.
Образование, просвещение… Что значат эти слова? Образовать, научить, осветить? Или пронести человека, всю его природу, сквозь какой-то очистительный огонь…

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Лариса (2010-03-25) | Автор: Темиржанова Лайла Сауковна E
Просмотров: 918 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 3:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru