Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока по русской словесности «Нет уз святее товарищества» (истоки героизма и предательства) по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Открытый урок
по русской словесности
в 7 классе.
Тема: «Нет уз святее товарищества» (истоки героизма и предательства).
(По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Подготовила: Калиева Г.У.

2014 г.
Методическая проблема: «Технологии инновационного обучения как средства развития коммуникативности ученика и повышения качества знаний».
Тема: «Нет уз святее товарищества»
(по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
Цели:
1) проверить знания учащихся текста повести и истории ее создания;
2) развивать коммуникативные умения при работе в группах;
3) воспитывать заинтересованность в осознанном чтении повести Н.В. Гоголя. придать занятию проблемно-творческий характер;
4) развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;
Задачи :
1. образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
2. развивающие: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;
1. воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.
Тип урока: урок – размышление, закрепление.
Методическая форма: кейс.
Оборудование: слайдовая презентация; текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент. Вводно-мотивационный этап.
- Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор?
- Резолюция урока: «Нет уз святее товарищества» (истоки героизма и предательства). Давайте запишем тему в тетрадь. Как вы думаете, о чем мы с вами будем размышлять на уроке? Проблемный вопрос (положение): мог ли по-другому поступить Тарас Бульба по отношению к сыновьям?
2. Операционно-познавательный этап
Проверочная работа.
Тестовая работа (2).
Работа по карточкам (2).
Соотнеси героя и высказывание (3).
1 учебная ситуация. Товарищество, героизм, предательство. Работа с дефинициями.
Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему?
Нравственные проблемы в повести. Презентации учеников.
3.Совместная работа учителя и учеников.
2 учебная ситуация. Предательство Андрия.
Остап и Андрий в бурсе Ваша задача определить, как поступки характеризуют братьев
Вывод
Остап Андрий
Остап и Андрий в бурсе Лучший товарищ, никогда не выдавал своих товарищей Увертывался от наказания
Кипел жаждою подвига
Душа была доступна другим чувствам
Остап и Андрий в семье
Как ведут себя братья во время встречи с родителями
- На самом ли деле Андрий – мазунчик? (нет, но в нем больше сердечности, чувствительности, чем в Остапе) дайте характеристику братьям
Остап Андрий
Остап и Андрий в семье Человеческое достоинство – на первом месте Чувства – на первом месте
О чем думают братья по дороге в Запорожье? (Остап вспоминал мать. Андрий вспоминал полячку. ВЫВОД – что волнует братьев – одного чувства матери, другого – личное счастье.)
Остап Андрий
Остап и Андрий в семье Думает о матери Думает о личном счастье
Остап и Андрий - воины
Мы знаем о ярко выраженном чувстве человеческого достоинства у Остaпа, о его стойкости, преданности товариществу. Теперь перед нами Остап - воин, член запорожского войска. Послушаем, как он ведет себя в бою. Сообщение ученика
Всё то лучшее, что привлекало в характере Остапа – юноши, развивается и углубляется в Остапе-воине, делает его человеком, с которым считаются бывалые запорожцы.
Характеризуя Андрия, автор снова сравнивает братьев.
Сообщение ученика «Андрий в бою»
Какие сравнения использует Гоголь, описывая братье в бою? (как лев, как пьяный)
Остап Андрий
Остап и Андрий - воины Сражается хладнокровно, обдуманно Видит в битве упоение, несется как пьяный

Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос: почему Тарас Бульба сказал об Андрии: «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка». «Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?
Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою? (Зная, что есть поземный ход и что на выручку осажденным движется помощь, он не предупредил своих товарищей)
Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?
А что можно сказать о словах Андрия : « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг)
Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты:
Как огонь Бешеный порыв
Как ребенок Бессильная ярость
Как хлебный колос Подрезанный серпом
Как молодой барашек Почуявший смертельное железо
Как подлая собака Бездыханный труп
Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?
Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему? (Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей).
А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало)
А было ли жалко Тарасу? Почему?(Он думал две минуты, но потом известие о беде укрепило его в своем решении, так как товарищество для него дороже)
3 учебная ситуация. Героизм.
Обратим теперь свое внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до « Но Тараса уже…не было».
С кем сравнивает Гоголь Остапа? ( Как исполин) Почему?
Исполин – великан, богатырь..
Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап? ( Чтобы тот поддержал словом его)
А теперь вернемся к нашему вопросу: мог ли по-другому поступить Тарас? (Нет, он должен был наказать предателя и поддержать героя. Ведь здесь, в Запорожской Сечи , это не просто его дети, а прежде всего товарищи, братья по духу.)
Почему гибнет сам Тарас Бульба? ( Тарас продолжает борьбу. Велико его презрение к врагу. С помощью эпизода казни Тараса писатель еще раз доказывает читателю, что любовь к родине, товариществу превыше всего. Взгляд героя обращен к реке, сильному Днепру, по которому плывут казаки. Они вернутся весной и продолжат дело Тараса, борьбу за свободу родной земли).
Посмотрите на таблицы, которые вы заполняли в течение урока. Можно ли утверждать, что истоки становления характера заложены в детстве и в юности.
4. Вывод.
5. Рефлексия. Смайлики.
6. Д/З: подготовиться к сочинению.
Темы: Мой любимый герой повести Н.В.Гоголя.
Истоки героизма и предательства на страницах повести.

Приложение.
Темы:
Карточка № 1
Подумайте, почему Н.В.Гоголь не дает нам подробный портрет главного героя Тараса Бульбы? Опишите, каким вы себе представляете главного героя.
Карточка № 2
Расскажите о своем отношении к одному из героев, обоснуйте свое мнение.
Проверочный тест.
1. Действие повести происходит:
а) в Польше;
б) на Украине;
в) в России.
2. Тема повести:
а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;
б) история семьи Тараса Бульбы;
в) быт и нравы Запорожской Сечи.
3. Повесть написана в стиле:
а) эпического сказа;
б) семейной хроники;
в) исторического исследования.
4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:
а) Тарас Бульба — настоящий герой;
б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;
в) в ней рассказывается история обычной семьи.
5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?
а) родительский дом;
б) гнездо;
в) нора.
6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба:
а) отпустил его;
б) убил его;
в) проклял его.
7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:
а) желание славы;
б) месть;
в) любовь.
8. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет:
а) Тараса Бульбы;
б) Остапа;
в) атамана Кукубенко.
9. Кому принадлежат выражения: “Терпи козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах!”?
а) Тарасу Бульбе;
б) Остапу;
в) куренному атаману.
10. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:
а) Мосии Шило;
б) Остапа;
в) Тараса.
1 б 2 а 3 а 4 а 5 б 6 б 7 в 8 б 9 а 10 в
Соотнесите героев и высказывания
Кошевой Кирдяга «…Дай же, Боже, чтобы все, какие тут не стоят еретики, не услышали нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова…»

Андрий «Э,э! что же это вы, хлопцы, так притихли? Ну, разом все думки к нечистому! Берите в зубы люльки, да закурим, да пришпорим коней, да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами…»

Остап «… Отчизна моя – ты! И понесу я отчизну эту в сердце моём, понесу её, пока станет моего веку…и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!..»

Тарас Бульба «…Я слуга вашей воли. Уж дело известное, и по Писанию известно, что глас народа – глас божий. Уж умнее того нельзя выдумать, что весь народ выдумал…»
Резолюция:_______________________________________________________________________________
Положение: ______________________________________________________________________________
Дефиниции:

Гипербола – преувеличение.
Сравнение – сопоставление двух или более предметов.
Метонимия – переносное значение слова, основанное на выделении определенного признака или детали.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Товарищество – близость, основанная на товарищеских отношениях
Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни.
Предательство – поступок предателя.
Предатель – человек, который предал, изменник.

Современное теоретическое обоснование (СТО):
Работа по тексту.
Предательство Андрия.
Остап и Андрий в бурсе Ваша задача определить, как поступки характеризуют братьев
Вывод
Остап Андрий
Остап и Андрий в бурсе
Остап и Андрий во время встречи с родителями
Остап Андрий
Остап и Андрий в семье
О чем думают братья по дороге в Запорожье?
Остап Андрий
Остап и Андрий о семье
Остап и Андрий - воины
Остап Андрий
Остап и Андрий войны
Выпишите в тетрадь сравнительные обороты об Андрии:
Бешеный порыв
Бессильная ярость
Подрезанный серпом
Почуявший смертельное железо
Бездыханный труп
МТЗ. Андрий предатель? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Выводы:_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gulshat9802 (2015-03-13)
Просмотров: 1429 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 0:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru