Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

рабочая тетрадь по русской литературе "Специфика пространственно-временной организации по повести И.Шмелева «Лето Господне».
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по русской литературе.

Специфика пространственно-временной организации
по повести И.Шмелева «Лето Господне».

Ученика (-цы) ___ класса
_____________________

Автор: Калиева Г.У., район им.Г.Мусрепова Володарская СШ, учитель русского языка и литературы 2 категории;

В рабочей тетради представлены материал по изучению пространства и времени, задания по общетеоретическому материалу и практические задания на примере изучения повести И.С.Шмелева «Лето Господне». Тетрадь рассчитана на творческое её использование.

1

ПОРАССУЖДАЕМ:
Временные и пространственные представления, запечатлеваемые в литературе, составляют некое единство, которое вслед за М.М. Бахтиным принято называть хронотопом (от др.-гр. chronos – время и topos –место, пространство). «Хронотоп, – утверждал ученый, – определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности <...> Временно-пространственные определения в искусстве и литературе <...> всегда эмоционально-ценностно окрашены».
Дайте определения терминам:
ПРОСТРАНСТВО________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВРЕМЯ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОЗГОВОЙ ШТУРМ
В пространственной модели художественного мира можно вычленить разные виды пространственных характеристик. Определите основные из них:


Назовите особенности категории времени (классификация дана по В.В.Савельевой)
 Линейное
 Циклическое
 Историческое
 Биологическое
 Природное
 Геологическое
 Грамматическое
 Социальное
 Мифологическое и фольклорное
 Объективное и субъективное
 Интеллектуальные формы времени
 Человеческого бытия
 Физическое
 Вечность
 Чисто-художественное время

РАБОТА ПО ПОВЕСТИ И.С.ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ».
Повесть «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелева была написана в период с марта 1934 по февраль 1944 г.г..
Из закромов памяти пришли Шмелеву впечатления детства, составившие «Лето Господне», «совершенно удивительную книгу по поэтичности, духовному свету, дра¬гоценным россыпям слов».
Проанализируйте оглавление, как специфическое отражение концепции автора.

ЛЕТО ГОСПОДНЕ
I. ПРАЗДНИКИ
Великий пост
Чистый понедельник
Ефимоны
Мартовская капель
Постный рынок
Благовещенье
Пасха
Разговины
Царица Небесная
Троицын день
Яблочный Спас
Рождество
Святки
Птицы Божьи
Обед «для разных»
Круг царя Соломона
Крещенье
Масленица
И. ПРАЗДНИКИ — РАДОСТИ
Ледоколье
Петровками
Крестный ход
Донская
Покров
Именины
Преддверие
Празднование
Михайлов день
Филиповки
Рождество
Ледяной дом
Крестопоклонная
Говенье
Вербное воскресенье
На Святой
Егорьев день
Радуница
III. СКОРБИ
Святая радость
Живая вода
Москва
Серебряный сундучок
Горькие дни
Благословение детей
Соборование
Кончина
Похороны
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АРГУМЕНТ

Верна ли концепция изображения пространства повести в предложенной схеме согласно христианской модели мира. Обоснуйте своё мнение:

«РАЙ»




«Земля» «Ад»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мотив преемственности поколений:
Лингвоспецифичная лексика, выявленная в произведениях И.С.Шмелева методом сплошной выборки, была распределена на 15 лексико-семантических групп
Лексико-семантическая группа «Лето Господне»
Пища, напитки 78 слов
Культы 71 слово
Топонимы 60 слов
Одежда, обувь 55 слов
Жилье, мебель, посуда и другая домашняя утварь 51 слово
Труд 26 слов
Православные знаменательные даты 25 слов
Меры и деньги 25 слов
Транспорт 23 слова
Православные обычаи и ритуалы 13 слов
Игры 11 слов
Бытовые заведения 8 слов
Органы и носители власти 5 слов
Музыкальные инструменты 3 слова
Военные реалии 2 слова
Проанализируйте выявленные группы. Почему наименования пищи и напитков занимают лидирующую позицию в произведении И.С. Шмелева? В чем проявляется преемственность поколений?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мотив приёма пищи.
Проанализируй подобранные цитаты:
1. Пища как знак благодарности или способ поощрения:
– А в Благовещенье на кулебячку не забудь позвать, напомни
старосте... – хрипит Ломшаков, заглатывая подковку с маком. – С прошлого года вашу кулебячку помню.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Пища как символ объединения людей:
Щи со свининой - как огонь, а все хлебают. Черпают из красной чашки, несут ко рту на хлебце, чтобы не пролить, и – в рот, с огнем-то! Жуют неспешно, чавкают так сладко. Слышно, как глотают, круто.
– Таскай свининку, по череду!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Пища как указание на богатство стола дореволюционной России и широту русской души.
Сайки, баранки, сушки... калужские, боровские, жиздринские, – сахарные, розовые, горчичные, с анисом – с тмином, с сольцой и маком... переславские бублики, витушки, подковки, жавороночки...
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Приготовление и прием пищи как соблюдение традиции:
У нас не как у Жирнова там, не калачами разгавливаемся, а ешь по закону, как указано. Дедушка его покойный как указал, так и папашенька не нарушает .
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подбери цитаты к положениям:

1. Пища как сакральный символ.
Характерно, что названия блюд нередко выступают символом того или иного праздника, в определенные дни эти блюда должны были обязательно стоять на столе (блины – на Масленицу, «пасха» – на воскресение Христа, на Пасху, яблоки – на Яблочный Спас, на Преображение).
Стр.________________________________________________________________________________________________
2. Пища как непременный атрибут знаменательной даты в церковном календаре.
Стр.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Указывая на календарную заданность блюд, И.С. Шмелев подчеркивает упорядоченность быта и гармоничность внутреннего мира героев.
3. Пища как символ святости:
Скоромная пища (молочная, мясная), запрещенная во время поста православием, в сознании героев И.С. Шмелева символизирует грех, и в то же время постные блюда – знак своеобразной святости, очищение от греха.
Стр._________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции «птичьего» мотива
Изображение птиц имеет сакральный характер. Вместе с тем в ритуальном плане использование подобного мотива воплощает собой идею плодо¬родия, благополучия, богатства.
Работа с текстом:
Подберите цитаты к представленным образам птиц. Что они собой символизируют?
Пример: Птица, которая встречается на страницах романа – ворона. Символ ловкости, хит-рости, коварства, всеядности, воров¬ства, распространения молвы (так же как сорока).
«Мерзлая ворона попадется, наступишь — хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а... тепло!..»
Образ «мёрзлой вороны» символизирует победу над пороками, знак смирения и духовной чистоты.
Жаворонок__________________________________________________________________________________________
Ласточка____________________________________________________________________________________________
Скворец_____________________________________________________________________________________________
Воробей_____________________________________________________________________________________________

Мотив птиц выступает в романе как связующая нить и с точки зрения христианской мифологии, и с точки зрения гармоничной связи с природой.

В романе «Лето Господне» событийный круг завершается смертью. Несмотря на то, что умирает отец главного героя осенью, на следующий день после своих именин, тем не менее, в момент описания похорон у рассказчика возникают ассоциации именно с Великим Постом, с которого началось повествование. Что хочет подчеркнуть автор?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключевые понятия русской православной культуры.
1. Что вы понимаете под словом «Бог»?
2. Дайте свое определение слову «душа».
3. Сформулируйте правильное, на ваш взгляд, определение слова «грех».
Как данные понятия формируют хронотоп повести?

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Продолжи выводы:
1. Основная специфическая черта хронотопа повести_______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. В рамках православного видения следует говорить о ____________________________________________________________________________________________________________________.
3.Доминанта___________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В данном произведении можно говорить о микро- ___________________________________________________________________________________________________и макропространстве_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Пространство делится
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Бытовое время в повести неотделимо от ____________________________________________________________________________________________________
7. Основной комплекс мотивов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gulshat9802 (2015-03-13)
Просмотров: 334 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru