Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Зачем я жил? Для чего я родился?» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
План-конспект урока литературы в 9 классе на тему
«Зачем я жил? Для чего я родился?» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Учитель I категории сш№4 Акмолинская область, г. Атбасар Лобова Людмила Радионовна
I. Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
По цвету стикеров вы разделены на группы, которые получили названия кавказских гор.
I. Группа «Машук» - розовые стикеры
II. Группа «Казбек» - салатовые стикеры
III. Группа «Эльбрус» - желтые стикеры
Сегодня мне будут помогать оценивать работу групп и каждого из вас в отдельности ассистенты: Ирина и Вероника. Они дома должны были подготовить критерии оценивания , с которыми мы вас сейчас познакомим. В группах сразу определяем лидера, знаки отличия и распределяем обязанности между членами группы.
I. А сейчас давайте настроимся на урок и проведем психологический тренинг.
«За окном уже февраль! - И это здорово!»
Тема нашего урока:
"Зачем я жил? Для чего я родился?" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
«И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.»
М. Лермонтов.
2. Постановка учебной задачи.
1. - Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"? "Наше время" - это чьё?
(Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.)
- "Герой нашего времени" - первый в русской прозе "личный" (по терминологии, принятой во французской литературе) или "аналитический" роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.
2. Печорин - личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.
- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал "Героя нашего времени"?
3. (Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в "Предисловии" к "Журналу Печорина": "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…")
III.
3. Работа с эпиграфом.
А сейчас вернемся к эпиграфу нашего урока. Обратите внимание на слова с противоположным значением.
Ненавидим – любим
Злоба – любовь
Холод – огонь
Как это можно связать с темой урока?
Тема урока "Зачем я жил? Для чего я родился?", разговор пойдет о Печорине, а в его характере много противоречий.
II. Давайте определим цели нашего урока
Ответить на вопросы:
1. Для чего жил? Для какой цели родился?
2. Выдержал ли Печорин испытание любовью?
3. Какова жизненная философия нашего героя?
На эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы.
Будем работать в группах. Для этого у нас есть 5 минут.
Но перед работой предоставим слово ассистентам, чтобы познакомим вас с критериями оценивания.
Приступайте к работе, а я постараюсь создать для вас романтическую обстановку располагающую к творчеству.
Начали!
Вопросы группам:
Вопросы группе «Машук»
• - Читая исповедь Печорина в повести "Бэла", какие черты характера этого героя вы можете выделить?
IV.
• - Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?
("Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…" В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив её в одной реплике: "Я отдам за неё (Бэлу) жизнь - только мне с нею скучно". Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик.
Белинский писал: "Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…".)
Вопросы группе «Казбек»
• - Рассмотрим точку зрения первого рассказчика - Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя?
("Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…")
• - Как вы объясните значение слова "странный"?
(Этим скупым определением "странен" в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики. В герое чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за свою любовь - и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты. Он слишком часто скучает. Когда Бэла умирает, Печорин вне себя, а похоронив её, неожиданно смеётся. А потом долго болеет.)
V.
• Можем ли мы говорить о жестоком обращении Печорина к Максиму Максимычу?
(«…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя и с приветливой улыбкой, протянул ему руку.» Но может быть он просто не хотел, чтобы кто-то вторгался в его внутренний мир? «А помните наше житье-бытье в крепости? Славная была страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять..А Бэла?.. Печорин чуть побледнел и отвернулся..» Не от Максима Максимыча бежит Печорин,- он бежит от своих невеселых мыслей. Диалог показывает, что изменилось в герое после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут.)
Вопросы к группе «Эльбрус»
• Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?
(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. " А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы". Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)
• Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?

VI.
("Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё - чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?.."
Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.)
• Как вы думаете, способен ли Печорин любить?
("Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…" "Сердце его сжалось…" Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. "Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразить моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Л. Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве.)
• Как это его характеризует?
(Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. "Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". "У меня
VII.
врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку".)
- Автор вводит в произведение ряд женских образов, чтобы мы увидели отношение Печорина к ним. Почему же он так несчастлив в любви?
- Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.
III. Защита проектов.
IV. Литературная дискуссия.
О Печорине:
Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика - странствующего офицера.
- Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"?
(Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина.)
- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?
(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.
"…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…"
"…он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…"
"…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…"
"…его кожа имела какую-то женскую нежность…"
VIII.
"…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…"
"…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".
"… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…".)

• - В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?
(Повести " Княжна Мери".)
• - Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?
(Среда, окружающая героя, - это люди, равные ему по социальному происхождению.)
• - Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?
(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально.)
• - Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?
(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить "готовые пышные фразы… производить эффект…". "Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать".)
• - Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?
(Умение понять внутреннюю суть человека.)
• - Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно?
(Грушницкий своего рода " двойник" Печорина. Надев на себя маску разочарованности, тоски, он играет роль необычного человека.
"Он говорит скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…"
"Производить эффект - их наслаждение".
"…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает".
"Его цель - сделаться героем романа".
Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством.)
• - Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?
(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: "…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи".)
• - Испытывает ли герой торжество победителя?
(Печорину тяжело: "У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…")
• - С какой целью автор вводит образ Грушницкого?
(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя.)
• - За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?
("… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал
IX.
этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни". Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.)
• - Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
("Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою", - отмечает В. Г. Белинский. Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)
• - Как таких людей называют в литературе?
(Печорина можно назвать "лишним" человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин - герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, "кипели в действии пустом".)
• - Смогли ли мы рассмотреть историю души Печорина?
- Безусловно, мы коснулись только некоторых особенностей души героя. Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остаётся "тайной за семью печатями".
V. Домашнее задание: подготовиться к защите творческих проектов по роману.
VI. Рефлексия.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lobovaliuda2016 (2015-03-14) | Автор: Лобова Людмила Родионовна E
Просмотров: 1699 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 6:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru