Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Зачем я жил? Для чего я родился?» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
План-конспект урока литературы в 9 классе на тему
«Зачем я жил? Для чего я родился?» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Учитель I категории сш№4 Акмолинская область, г. Атбасар Лобова Людмила Радионовна
I. Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
По цвету стикеров вы разделены на группы, которые получили названия кавказских гор.
I. Группа «Машук» - розовые стикеры
II. Группа «Казбек» - салатовые стикеры
III. Группа «Эльбрус» - желтые стикеры
Сегодня мне будут помогать оценивать работу групп и каждого из вас в отдельности ассистенты: Ирина и Вероника. Они дома должны были подготовить критерии оценивания , с которыми мы вас сейчас познакомим. В группах сразу определяем лидера, знаки отличия и распределяем обязанности между членами группы.
I. А сейчас давайте настроимся на урок и проведем психологический тренинг.
«За окном уже февраль! - И это здорово!»
Тема нашего урока:
"Зачем я жил? Для чего я родился?" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
«И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.»
М. Лермонтов.
2. Постановка учебной задачи.
1. - Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"? "Наше время" - это чьё?
(Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.)
- "Герой нашего времени" - первый в русской прозе "личный" (по терминологии, принятой во французской литературе) или "аналитический" роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.
2. Печорин - личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.
- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал "Героя нашего времени"?
3. (Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в "Предисловии" к "Журналу Печорина": "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…")
III.
3. Работа с эпиграфом.
А сейчас вернемся к эпиграфу нашего урока. Обратите внимание на слова с противоположным значением.
Ненавидим – любим
Злоба – любовь
Холод – огонь
Как это можно связать с темой урока?
Тема урока "Зачем я жил? Для чего я родился?", разговор пойдет о Печорине, а в его характере много противоречий.
II. Давайте определим цели нашего урока
Ответить на вопросы:
1. Для чего жил? Для какой цели родился?
2. Выдержал ли Печорин испытание любовью?
3. Какова жизненная философия нашего героя?
На эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы.
Будем работать в группах. Для этого у нас есть 5 минут.
Но перед работой предоставим слово ассистентам, чтобы познакомим вас с критериями оценивания.
Приступайте к работе, а я постараюсь создать для вас романтическую обстановку располагающую к творчеству.
Начали!
Вопросы группам:
Вопросы группе «Машук»
• - Читая исповедь Печорина в повести "Бэла", какие черты характера этого героя вы можете выделить?
IV.
• - Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?
("Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…" В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив её в одной реплике: "Я отдам за неё (Бэлу) жизнь - только мне с нею скучно". Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик.
Белинский писал: "Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…".)
Вопросы группе «Казбек»
• - Рассмотрим точку зрения первого рассказчика - Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя?
("Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…")
• - Как вы объясните значение слова "странный"?
(Этим скупым определением "странен" в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики. В герое чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за свою любовь - и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты. Он слишком часто скучает. Когда Бэла умирает, Печорин вне себя, а похоронив её, неожиданно смеётся. А потом долго болеет.)
V.
• Можем ли мы говорить о жестоком обращении Печорина к Максиму Максимычу?
(«…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя и с приветливой улыбкой, протянул ему руку.» Но может быть он просто не хотел, чтобы кто-то вторгался в его внутренний мир? «А помните наше житье-бытье в крепости? Славная была страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять..А Бэла?.. Печорин чуть побледнел и отвернулся..» Не от Максима Максимыча бежит Печорин,- он бежит от своих невеселых мыслей. Диалог показывает, что изменилось в герое после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут.)
Вопросы к группе «Эльбрус»
• Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?
(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. " А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы". Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)
• Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?

VI.
("Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё - чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?.."
Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.)
• Как вы думаете, способен ли Печорин любить?
("Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…" "Сердце его сжалось…" Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. "Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразить моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Л. Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве.)
• Как это его характеризует?
(Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. "Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". "У меня
VII.
врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку".)
- Автор вводит в произведение ряд женских образов, чтобы мы увидели отношение Печорина к ним. Почему же он так несчастлив в любви?
- Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.
III. Защита проектов.
IV. Литературная дискуссия.
О Печорине:
Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика - странствующего офицера.
- Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"?
(Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина.)
- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?
(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.
"…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…"
"…он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…"
"…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…"
"…его кожа имела какую-то женскую нежность…"
VIII.
"…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…"
"…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".
"… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…".)

• - В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?
(Повести " Княжна Мери".)
• - Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?
(Среда, окружающая героя, - это люди, равные ему по социальному происхождению.)
• - Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?
(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально.)
• - Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?
(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить "готовые пышные фразы… производить эффект…". "Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать".)
• - Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?
(Умение понять внутреннюю суть человека.)
• - Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно?
(Грушницкий своего рода " двойник" Печорина. Надев на себя маску разочарованности, тоски, он играет роль необычного человека.
"Он говорит скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…"
"Производить эффект - их наслаждение".
"…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает".
"Его цель - сделаться героем романа".
Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством.)
• - Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?
(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: "…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи".)
• - Испытывает ли герой торжество победителя?
(Печорину тяжело: "У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…")
• - С какой целью автор вводит образ Грушницкого?
(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя.)
• - За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?
("… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал
IX.
этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни". Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.)
• - Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
("Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою", - отмечает В. Г. Белинский. Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)
• - Как таких людей называют в литературе?
(Печорина можно назвать "лишним" человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин - герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, "кипели в действии пустом".)
• - Смогли ли мы рассмотреть историю души Печорина?
- Безусловно, мы коснулись только некоторых особенностей души героя. Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остаётся "тайной за семью печатями".
V. Домашнее задание: подготовиться к защите творческих проектов по роману.
VI. Рефлексия.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lobovaliuda2016 (2015-03-14) | Автор: Лобова Людмила Родионовна E
Просмотров: 463 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru