Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Круглый стол. Анализ монологов действующих лиц в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Цель урока: 1. Дать представление о монологе и его роли в комедии 2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свою точку зрения 3. Воспитывать ответственность за результаты учения, воспитывать эстетически подготовленного читателя; воспитывать твердую гражданскую позицию учащихся. Методы: словесный, поисковый Ход урока: 1.Организационный момент 2 Деление ребят на группы (по интересам), по фамилиям чиновников комедии. 3 Психологический тренинг «И это здорово!» 4Вместе с ребятами определяем цель и план работы урока. 5 Беседа со всем классом по вопросам • Что такое монолог? • Монолог – это речь одного лица • С какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог? • В нём герой обнаруживает взгляды, часто в нём проявляется авторская позиция • Задания по группам ( у каждой группы на рабочем столе ноутбук, предварительно подготовлены фрагменты спектакля «Горе от ума»). После того, как группа познакомится с фрагментом спектакля , ребята вместе обсуждают вопросы и по очереди отвечают на них, когда им предложат консультанты (помощники учителя).На просмотр и обсуждение монологов 15 минут. Предварительно ребята разработали критерии оценивания: полнота ответа, четкость, лаконичность, использование цитат и т.д. По истечении 15 минут консультанты начинают работать с группами: 1) Группа «Фамусов» работает с монологом Фамусова. Действие 2 явление 1. и отвечает на вопросы: • Какова тема монолога? • Восстановите по этому монологу, как проводит время Фамусов • Как вы понимаете фразу «С ключом, и сыну ключ сумел доставить»? • Каковы идеалы Фамусова и его жизненные устремления? • Какие черты героя проявились в этом монологе? • Какую цель преследовал автор, включив монолог? • Какое место занимает монолог в композиции пьесы? 2) Группа «Чацкого» работает с монологом Чацкого. Действие 2 явление 2 и отвечает на вопросы: • Результатом чего явился этот монолог Чацкого? • Каков его пафос? • Какова его тема? • Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий? • Какие пороки он обличает в этом монологе? 3) Группа « Софья» работает с монологом Чацкого. Действие 2 явление 2. • Результатом чего явился этот монолог Чацкого? • Каков его пафос? • Какова его тема? • Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий? • Какие пороки он обличает в этом монологе? 4) Группа « Лиза» еще раз слушает монолог Чацкого Действие 3 явление 21 и готовит ответы на вопросы: • Какова тема этого монолога? • Каков его пафос? • Найдите хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту и обличительный пафос • Какова его основная мысль? • Как этот монолог связан с предыдущим действием? • Какую роль он занимает в комедии? 5) Группа «Репетилов» анализирует монолог Репетилова Действие 4, явление 4 • Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов? • Каким образом Грибоедов достигает комичности монолога? • Какие пороки высмеивает в этом монологе автор? • После того, как ответят все группы, предлагаем желающим принять участие в стратегии «Горячий стул». 6) «В чём комизм и трагизм любовной сцены? • В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма? • Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин? • Почему Молчалин не любит Софью? • Какие заветы он получил от отца? • Какие качества в этой сцене проявляет Софья? • Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете? • Что в этой сцене узнаёт Чацкий? • Проанализируйте последний монолог Чацкого. На что у него открываются глаза? • Справедливо ли он обвиняет Софью? • Чем он возмущён, каким качеством Софьи? • Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина? • В чём «мильон терзаний» Чацкого? • Каков пафос (чувство) его монолога? • Спикеры групп, консультанты дают оценку ответам ребят, учитель обобщает и ставит оценки за урок. 4. Итог урока. Ребята дают оценку уроку, говорят о более и менее удачных моментах. 5. Домашнее задание Для заучивания наизусть: А.С. Грибоедов. Монолог Фамусова или монолог Чацкого из комедии «Горе от ума» (по выбору учащихся). | |
Просмотров: 1165 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|