Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Круглый стол. Анализ монологов действующих лиц в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Круглый стол. Анализ монологов действующих лиц в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Цель урока:
1. Дать представление о монологе и его роли в комедии
2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свою точку зрения
3. Воспитывать ответственность за результаты учения, воспитывать эстетически подготовленного читателя; воспитывать твердую гражданскую позицию учащихся.

Методы: словесный, поисковый

Ход урока:
1.Организационный момент
2 Деление ребят на группы (по интересам), по фамилиям чиновников комедии.
3 Психологический тренинг «И это здорово!»
4Вместе с ребятами определяем цель и план работы урока.
5 Беседа со всем классом по вопросам
• Что такое монолог?
• Монолог – это речь одного лица
• С какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог?
• В нём герой обнаруживает взгляды, часто в нём проявляется авторская позиция
• Задания по группам ( у каждой группы на рабочем столе ноутбук, предварительно подготовлены фрагменты спектакля «Горе от ума»). После того, как группа познакомится с фрагментом спектакля , ребята вместе обсуждают вопросы и по очереди отвечают на них, когда им предложат консультанты (помощники учителя).На просмотр и обсуждение монологов 15 минут. Предварительно ребята разработали критерии оценивания: полнота ответа, четкость, лаконичность, использование цитат и т.д. По истечении 15 минут консультанты начинают работать с группами:
1) Группа «Фамусов» работает с монологом Фамусова. Действие 2 явление 1. и отвечает на вопросы:
• Какова тема монолога?
• Восстановите по этому монологу, как проводит время Фамусов
• Как вы понимаете фразу «С ключом, и сыну ключ сумел доставить»?
• Каковы идеалы Фамусова и его жизненные устремления?
• Какие черты героя проявились в этом монологе?
• Какую цель преследовал автор, включив монолог?
• Какое место занимает монолог в композиции пьесы?
2) Группа «Чацкого» работает с монологом Чацкого. Действие 2 явление 2 и отвечает на вопросы:
• Результатом чего явился этот монолог Чацкого?
• Каков его пафос?
• Какова его тема?
• Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий?
• Какие пороки он обличает в этом монологе?

3) Группа « Софья» работает с монологом Чацкого. Действие 2 явление 2.
• Результатом чего явился этот монолог Чацкого?
• Каков его пафос?
• Какова его тема?
• Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий?
• Какие пороки он обличает в этом монологе?
4) Группа « Лиза» еще раз слушает монолог Чацкого Действие 3 явление 21 и готовит ответы на вопросы:
• Какова тема этого монолога?
• Каков его пафос?
• Найдите хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту и обличительный пафос
• Какова его основная мысль?
• Как этот монолог связан с предыдущим действием?
• Какую роль он занимает в комедии?
5) Группа «Репетилов» анализирует монолог Репетилова Действие 4, явление 4
• Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов?
• Каким образом Грибоедов достигает комичности монолога?
• Какие пороки высмеивает в этом монологе автор?
• После того, как ответят все группы, предлагаем желающим принять участие в стратегии «Горячий стул».
6) «В чём комизм и трагизм любовной сцены?
• В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
• Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
• Почему Молчалин не любит Софью?
• Какие заветы он получил от отца?
• Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
• Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?
• Что в этой сцене узнаёт Чацкий?
• Проанализируйте последний монолог Чацкого. На что у него открываются глаза?
• Справедливо ли он обвиняет Софью?
• Чем он возмущён, каким качеством Софьи?
• Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?
• В чём «мильон терзаний» Чацкого?
• Каков пафос (чувство) его монолога?
• Спикеры групп, консультанты дают оценку ответам ребят, учитель обобщает и ставит оценки за урок.
4. Итог урока. Ребята дают оценку уроку, говорят о более и менее удачных моментах.
5. Домашнее задание
Для заучивания наизусть: А.С. Грибоедов. Монолог Фамусова или монолог Чацкого из комедии «Горе от ума» (по выбору учащихся).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lobovaliuda2016 (2015-03-14) | Автор: Лобова Людмила Родионовна E
Просмотров: 1165 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 2:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru