Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Круглый стол. Анализ монологов действующих лиц в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Круглый стол. Анализ монологов действующих лиц в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Цель урока:
1. Дать представление о монологе и его роли в комедии
2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свою точку зрения
3. Воспитывать ответственность за результаты учения, воспитывать эстетически подготовленного читателя; воспитывать твердую гражданскую позицию учащихся.

Методы: словесный, поисковый

Ход урока:
1.Организационный момент
2 Деление ребят на группы (по интересам), по фамилиям чиновников комедии.
3 Психологический тренинг «И это здорово!»
4Вместе с ребятами определяем цель и план работы урока.
5 Беседа со всем классом по вопросам
• Что такое монолог?
• Монолог – это речь одного лица
• С какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог?
• В нём герой обнаруживает взгляды, часто в нём проявляется авторская позиция
• Задания по группам ( у каждой группы на рабочем столе ноутбук, предварительно подготовлены фрагменты спектакля «Горе от ума»). После того, как группа познакомится с фрагментом спектакля , ребята вместе обсуждают вопросы и по очереди отвечают на них, когда им предложат консультанты (помощники учителя).На просмотр и обсуждение монологов 15 минут. Предварительно ребята разработали критерии оценивания: полнота ответа, четкость, лаконичность, использование цитат и т.д. По истечении 15 минут консультанты начинают работать с группами:
1) Группа «Фамусов» работает с монологом Фамусова. Действие 2 явление 1. и отвечает на вопросы:
• Какова тема монолога?
• Восстановите по этому монологу, как проводит время Фамусов
• Как вы понимаете фразу «С ключом, и сыну ключ сумел доставить»?
• Каковы идеалы Фамусова и его жизненные устремления?
• Какие черты героя проявились в этом монологе?
• Какую цель преследовал автор, включив монолог?
• Какое место занимает монолог в композиции пьесы?
2) Группа «Чацкого» работает с монологом Чацкого. Действие 2 явление 2 и отвечает на вопросы:
• Результатом чего явился этот монолог Чацкого?
• Каков его пафос?
• Какова его тема?
• Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий?
• Какие пороки он обличает в этом монологе?

3) Группа « Софья» работает с монологом Чацкого. Действие 2 явление 2.
• Результатом чего явился этот монолог Чацкого?
• Каков его пафос?
• Какова его тема?
• Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий?
• Какие пороки он обличает в этом монологе?
4) Группа « Лиза» еще раз слушает монолог Чацкого Действие 3 явление 21 и готовит ответы на вопросы:
• Какова тема этого монолога?
• Каков его пафос?
• Найдите хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту и обличительный пафос
• Какова его основная мысль?
• Как этот монолог связан с предыдущим действием?
• Какую роль он занимает в комедии?
5) Группа «Репетилов» анализирует монолог Репетилова Действие 4, явление 4
• Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов?
• Каким образом Грибоедов достигает комичности монолога?
• Какие пороки высмеивает в этом монологе автор?
• После того, как ответят все группы, предлагаем желающим принять участие в стратегии «Горячий стул».
6) «В чём комизм и трагизм любовной сцены?
• В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
• Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
• Почему Молчалин не любит Софью?
• Какие заветы он получил от отца?
• Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
• Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?
• Что в этой сцене узнаёт Чацкий?
• Проанализируйте последний монолог Чацкого. На что у него открываются глаза?
• Справедливо ли он обвиняет Софью?
• Чем он возмущён, каким качеством Софьи?
• Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?
• В чём «мильон терзаний» Чацкого?
• Каков пафос (чувство) его монолога?
• Спикеры групп, консультанты дают оценку ответам ребят, учитель обобщает и ставит оценки за урок.
4. Итог урока. Ребята дают оценку уроку, говорят о более и менее удачных моментах.
5. Домашнее задание
Для заучивания наизусть: А.С. Грибоедов. Монолог Фамусова или монолог Чацкого из комедии «Горе от ума» (по выбору учащихся).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lobovaliuda2016 (2015-03-14) | Автор: Лобова Людмила Родионовна E
Просмотров: 466 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru