Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка по теме: Собирательные числительные , 6 класс.
Урок русского языка по теме: Собирательные числительные , 6 класс.
Цели урока:
1.Формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении и употреблении в речи; орфографической зоркости обучающихся посредством словарно-орфографической работы
2. Развитие речевых навыков, логического мышления.
3. Воспитание нравственно-этических качеств личности школьника через умение слушать и слышать.
Ход урока.
1.Организационный.
Деление класса на группы: учащиеся подходят к столу учителя, берут билеты, на которых указаны посещение театра, кино, музея или библиотеки и рассаживаются по группам. Образуются 4 группы.
Психологический настрой « И это здорово!».
На доске запись: семнадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.
две десятых урожая, три четверти пути, трое суток,
2. Формулирование тема урока.
Учитель: Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили? (Слушаются ответы).
Действительно, числительные пятеро, трое обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое, объединяются, группируются, собираются – они собирательные.
Тема сегодняшнего урока: “Собирательные числительные”.
(Тема урока фиксируется учителем на доске).
Учитель Записали число ,тему урока в тетради, а сейчас попробуем определить цели урока. Используйте для этого опорные фразы:
Цели:
1) повторить все, что . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2) познакомиться с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3) учиться правильно…………. в речи………….
Ученик: Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о числительном, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.
3. Актуализация знаний.
После обеда вы прошли три четверти пути?4 (Вопр., невоскл., простое, распр.)
Учитель: Работаем над первой целью урока. Расскажите, что вы знаете о числительном, опираясь на вопросы-схемы. Отвечаем «по цепочке». Группа «Театр» отвечает на первый вопрос, «Музей»- на второй, «Кино»- на третий, «Библиотека»- на четвертый» Ребята могут исследовательские проекты защищать в виде слайдовых презентаций, флипчартов, опорных схем с использованием интерактивной доски.
На доске запись:
1. Что называется именами числительными? ( ИЧ - …часть речи…,которая обозначает…количество предметов при счёте и порядок предметов при счёте. ИЧ отвечает на вопросы…какой, сколько?).
2. ИЧ делятся на: ……
3. КЧ могут обозначать: … ( а) целые. б) дробные в) собирательные) числа
4. Простые ИЧ состоят из: … составные из …(нескольких)
5. Вопрос всему классу: К каким числительным относятся слова полтора, полтораста?
4. Изучение нового материала.
Учитель: Мы повторили все, что мы знаем о числительных. Начнем работу над второй целью урока и поговорим о собирательных числительных.
Исследовательская работа.
I группа «Музей» знакомит класс с историей числительного сорок и образованием собирательных числительных.
II группа «Кино» на какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные, образование собирательных числительных оба и обе?
III группа «Театр» занимается исследованием особенностей употребления числительных.
IV группа «Библиотека» исследуют окончания косвенных падежей собирательных числительных .
Класс выбирает двух ассистентов, которые будут оценивать исследовательскую работу групп. Пока ребята выполняют работу, ассистенты должны разработать критерии оценивания.
Каждая группа выбирает спикера, который будет защищать свой проект. На выполнение этого задания дается 8 минут.
Выступление I группы «Музей». Группа представляет флипчарт, на котором изображено историческое значение числительного сорок и схема образования собирательных числительных. Учитель предлагает ребятам сделать запись в тетради.
В Древней Руси сорок - мешок с четырьмя десятками соболиных шкур.



4 десятка шкур сорок
Учащиеся записывают в тетради «Образование собирательных числительных»

«Два мальчика дво[й,]е мальчиков

Пять мальчиков пятеро мальчиков»
Учитель: Кроме собирательных числительных двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро в русском языке есть еще одно оба (обе).Как их правильно употреблять, мы сейчас выясним.
Защита проектов группы «Кино».
Оба Обе

И.п Оба
Р.п Обоих
Д.п Обоим
В.п Обоих
Т.п Обоими
П.п Об обоих
И.п Обе
Р.п Обеих
Д.п Обеим
В.п Обеих
Т.п Обеими
П.п Об обеих

Выступление группы «Театр» сочетание собирательных числительных с именами существительными.
А) Ребята инсценируют фрагмент
Настя спросила:
- Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?
Антон ответил:
- Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг.
- Грамотей! – нахмурившись, произнесла Настя и ушла.
Ребята как вы думаете, что же произошло?- спрашивает учитель.
(Ученики высказывают свое мнение)
Оказывается, надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг.
Б) Группа предлагает опорную схему «Сочетание собирательных числительных с именами существительными», ученики переписывают схему в тетради.



Сочетаются с собирательными числительными



Запись в тетради о сочетании существительных с собирательными числительными.

Защита исследовательской работы группы «Библиотека», которая познакомит учащихся с особенностями склонения собирательных числительных и предлагает учащимся сделать запись в тетради:
И.п. шестеро друзей
Р.п .шестерых друзей
Д.п. шестерым друзьям
В.п. шестерых друзей
Т.п .шестерыми друзьями
П.п. о шестерых друзьях
Учитель: .
• Сколько в русском языке собирательных числительных, образованных от количественных (9)
• С какими частями речи употребляются собирательные числительные, что обозначают эти части речи?
Учитель: Сделайте вывод.
(2 ученика повторяют вывод)
Учитель: А теперь еще раз расскажите по плану, что мы узнали о собирательных числительных?
Закрепление изученного.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание. Нужно раскрыть скобки и выбрать правильную форму числительного:
1.Трое (ежата, ежихи),
четверо (брюки, кофты),
семеро(ученик, ученица)
Физминутка
1. На (…) стенах висели стенды.
2. Хорошие отношения установились между (…) государствами.
3. (…) детей, брата и сестру, приняли в секцию. .
4. Держись крепче малыш (…) руками сказала мама. (У доски работает ученик, расставляет знаки препинания)
Учитель: К каким числительным относятся слова оба(обе). (собирательным)
Учитель: С какими существительными сочетается числительное обе, оба?
Ученик: Числительное обе сочетается с именами существительными женского рода, оба с мужским и средним родом.

6. Проверочное тестирование
1) Найди ошибку:
1. семеро козлят
2. одиннадцатеро цыплят
3. четверо друзей
4. пятеро котят

2) Найди ошибку:
1. двое подруг
2. двое котят
3. двое учеников
4. нас двое

3) Найди ошибку:
1. трое ножниц
2. семеро кошек
3. семеро парней
4. две женщины

4) Найди ошибку:
1. на обоих журналах
2. на обеих берегах
3. обе подруги
4. оба друга

5) Найди правильное сочетание:
1. двенадцатеро первоклассников
2. двое кошек
3. в обоих томах
4. шестеро тигриц

7. Итог урока.
Учитель: Подведем итог урока. Расскажите все, что мы узнали о числительном, в порядке нашей работы по этой теме (Выслушиваются ответы 2-3 учащихся). Итоги тестирования, оценки
Выступление ассистентов о работе групп и их оценивание. Оценки учителя.
Рефлексия
Сегодня мы изучали……
Мы теперь знаем, как….
Мы умеем правильно….
Полученные знания нам помогут…

Мне сегодня на уроке было всё понятно.
У меня всё получалось.
Я иногда испытывал затруднения при(в)…….
Я доволен собой.
Я не совсем доволен собой.
Я совсем не доволен собой.
Домашнее задание
§65 (с.179,180- теоретический материал, изученный на уроке, повторить).
1.Упр.361.
2.Составить тест по теме по аналогии с тем, который выполнялся в классе (3-4задания).
3.Творческое задание (для желающих): оформить рукописную книгу с пословицами, поговорками, фразеологизмами, в которых встречаются числительные.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lobovaliuda2016 (2015-03-14) | Автор: Лобова Людмила Родионовна E
Просмотров: 737 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru