Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием –ЛАГ- ( -ЛОЖ-)» Общие цели В ходе наблюдений сделать вывод о правописании гласных в корне ЛАГ-, -ЛОЖ-; познакомившись с орфограммой, учиться применять ее на письме. Результаты обучения Учащиеся •умеют самостоятельно выделять и формулировать цель урока, •объясняют языковые явления и процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова; •могут искать и выделять недостающую информацию; •формируют навыки учебного сотрудничества в ходе групповой (в парах) работы; •объективно оценивают свою работу и работу товарищей Ключевые понятия Явление чередования Корень слова Гласные в корнях с чередованием пишутся по правилу, при их написание нельзя руководствоваться проверочным слово Ход урока. Этапы урока Время Содержание урока (активные формы работы) Оргмомент 2 мин. 1. Рефлексия настроения (смайлики) 2. Интеллектуальная разминка Бабушкина дочь – это… Как называется способ словообразования, если к основе присоединяется суффикс? А если приставка? А если суффикс отсекается? Что вырастает весной, а опадает осенью? Что кладут под голову? Прямая линия с точками на концах – это… Что такое морфема? Во что вкручивают лампочку. Во дворе гуляют куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? Сколько морфем в русском языке? Актуализация + создание проблемной ситуации 7 мин. Задание 1. Работа в парах 1. Восстановить звенья словообразовательной цепочки» 2. Определить способ образования каждого слова 3. Вставь пропущенные буквы, докажи правильность выбора Шесть - ШЕСТЕРО – вш…стером В…ДИТЬ – в…дитель – в…дительница Г…ра – ГОРНЫЙ – подгорный Предл..жить – ПРЕДЛ…ГАТЬ – предл…гаться В этой цепочке правописание проверяем по словарю Побуждение к осознанию проблемы Как мы проверяли слова в предыдущих цепочках? Применимо ли это правило в последнем случае? Формулировка темы и целей урока. Мотивация 3 мин. • Чем же мы будем сегодня заниматься? (ЗНАКОМИТЬСЯ С НОВЫМ ПРАВИЛОМ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ) • ТАКИЕ ГЛАСНЫЕ НАЗЫВАЮТСЯ ЧЕРЕДУЮЩМИСЯ. Сформулируем тему урока и его цели. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ –ЛАГ- ( -ЛОЖ-) Цели: -узнать правило правописания корней чередованием -учится применять его при решении практических задач • Зачем нам надо изучать правило о правописании слов с чередующимися гласными в корне? ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ И НЕ ОШИБИТЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ГЛАСНОЙ Формирование новых знаний (выдвижение гипотез и анализ примеров, выявление закономерностей) 2 мин. 1. Какие будут предложения? Как же проверять такие гласные, если их нельзя проверить путем подбора проверочного слова? ВСЕ ВЕРСИИ УЧАЩИХСЯ ЗАФИКСИРОВАТЬ 2. Проанализируем примеры. Работа в парах • Предлагать-предложить • Прилагать – положить • Излагает – изложить • Располагать - выложить 3. Сделаем вывод: от чего зависит выбор гласной? ОБОЗНАЧАЕМ ОРФОГРАММУ. Сформулируем правило. Сверимся с учебником. 4. Послушайте лингвистическую сказку и сделайте вывод: какой способ выбора гласной в этих корнях предлагается в этой сказке (см. ПРИЛОЖЕНИЕ, СКАЗКА №1) Применение 1. Упражнение 383 по учебнику (с. 141) Записать словосочетания, обозначить орфограмму. 2. Запись и анализ текста. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Там, где это возможно, подберите проверочные слова Ребята, отл…жите свои тетради, доставайте текст ра…каза и пол…жите перед собой ч…рновик. Сегодня мы составим план и напишем по нему изл…жение. Мысли пол…гается изл…гать последовательно и четко. Выск…занные пол…жения вам предл…гается доказать примерами. Работу можно завершить предпол…жениями о д…льнейшей судьбе героев и прил…жить свои рисунки. • Лингингвистический футбол. Делим класс на команды. От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама). 1.Расположение лагеря 1. Прилагать усилия 2.Слагать песни 2. Отложить празднование 3. Предложить кофе 3. Возлагать надежды 4. Сложить вещи 4. Предложить блины 5. Излагать мысли вслух 5. Расположиться у костра ● Загадки. Задание: выписать слова на изучаемую орфограмму, обозначить ее. • 1) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке) • 2) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь) • 3) Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (подъемный кран) • 4) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо) 5) Весёлое стихотворение: На опушке в избушке Расположились старушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке расположилась кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки. Подведение итогов Рефлексия 2 мин. • Что нового узнали сегодня на уроке? Напишите на листочках: - сегодня я узнал - трудным было задание - было интересно - на уроке я работал (как?) - оцените степень своего участия по 10-балльной шкале • Какое у вас настроение? (смайликки) Домашнее задание 1 мин. §45, упр. 384 Лингвистическая сказка (по желанию) ПРИЛОЖЕНИЯ. Лингвистическая сказка №1 о корнях ЛАГ-ЛОЖ В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили-были, не тужили, со словами не дружили 2 брата- близнеца, одинаковых с лица, звали их Лаг и Лож. Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь - приставки найдешь, налево пойдешь - суффиксы встретишь, а прямо пойдешь - на все части слова набредешь». Решили наши молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше слов. Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование, наконец, добрались. С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно корни являются главными частями слова. Но различать эти корни, Лаг и Лож, их было довольно трудно – ведь они очень похожи! Тогда на общем совете было принято решение, подарить корню Лаг красную шапочку в виде суффикса -а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались. Так и стали жить Лаг и Лож в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА №2 О ЛАГ И ЛОЖ За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски». Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица — к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу ж — то братец -лож-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными г и ж. | |
Просмотров: 1892 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|