Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Дидактический материал по теме: "Имя прилагательное"
КГУ «Теренозекская ООШ»
Иртышского района
Учитель русского языка и литературы
Смагулова Светлана Викторовна.
Образование: высшее
Учитель 1 категории

Дидактический материал по теме
«Имя прилагательное»

Изучение темы «Буквы О и Е после шипящих и Ц в прилагательных »
Вопрос: «Когда после шипящих и Ц в прилагательных пишется О и когда Е?»
Ответ дать двумя сложными предложениями по схемам:

1) ,

2) ,

Ответы учащихся
1. Если ударение падает на суффикс прилагательного, то пишется буква О.
2. Буква Е пишется, если ударение не падает.
Записывая предложения, ученики подчеркивают грамматические основы. По мере усвоения методики работы, схемы упрощаются: уже нет знаков препинания, опорных слов.

II (1)

Тема: «Различие на письме суффикса прилагательных –к –и –ск-»
На доске краткие прилагательные: низок, близок, скользок, мерзок.
Вопрос: Какой суффикс пишется в образованных от этих кратких прилагательных полных прилагательных? Почему?
Ответьте одним сложным предложением по схеме. Подчеркните основы.
\ В прилагательных, (которые….), пишется суффикс…..\
Ответ: В прилагательных, которые имеют краткую форму, пишется суффикс -к

II (2)
На доске прилагательные:
одес..ий, жид.ий, тунгус..ий, дерз.ий, совет.ий, вес.ий.
Задание: Вставить пропущенные буквы, определить разряд данных прилагательных, образовать краткую форму, если возможно.

Ответить письменно на вопрос:
Какова зависимость между суффиксом и разрядом прилагательного?
\ прилагательные, (в которых…..), относятся к …..\
Ответ: прилагательные веский, жидкий, дерзкий, в которых пишется суффикс –к-, относятся к качественным, от которых можно образовать краткую форму: жидок, дерзок.
Прилагательные одесский, тунгусский, советский, в которых пишется суффикс –ск-, относятся к относительным. Не образуют краткую форму.

III
Тема: «Притяжательные прилагательные»
На доске прилагательные:
синий, сегодняшний, металлический, мелкий, медвежий, великий, героический
Задание: на доске ряд прилагательных в начальной форме (им. п., м.р., ед.ч. )
В каком из них –ий не является окончанием? Чем является –ий в этом прилагательном? Почему? Ответ дайте сложным предложением с союзом и между частями и простым предложением с однородными членами, соединенными с союзом и. Ориентируйтесь по схеме с опорными словами, знаки препинания расставьте сами.
1)
и
2)

1) В прилагательном медвежий –ий при изменении по родам, падежам и числам превращается в й, и поэтому –ий является не окончанием, а суффиксом.
2) В прилагательном медвежий –ий при изменении по родам, числам и падежам превращается в й и поэтому является не окончанием, а суффиксом.

IY. Тема:»Н и НН в прилагательных»
На доске:ути…ый, гуси…ый, витри…ый, лебеди…ый, карти…ый, пчели…ый, овчи…ый, орли…ый, лошади…ый.
Задание: вставьте пропущенные буквы. Почему в одних прилагательных пишется –н , а в других –нн? От чего это зависит? Ответ дайте сложными предложениями, в которых простые предложения соединены союзом и .
Ответы:1) прилагательные утиный, гусиный, лебединый, пчелиный, орлиный, лошадиный образуются с помощью суффикса –ин-, и поэтому в них пишется буква н.

2) прилагательные витринный, картинный, овчинный образованы от существительных с основой на н с помощью суффикса н, и поэтому в них пишется две буквы

IV (2) Таблица – круг.
Правописание – н – и – нн – в прилагательных.

Можно использовать и как справочное пособие, и как база для формирования и совершенствования соответствующего орфографического навыка.

Дидактический материал для закрепления темы.
ДИКТАНТ « П р о в е р я ю с е б я »
1. Есть в светлости весенних вечеров умильная таинственная прелесть. (Тютчев)
2. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин)
3. В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов)
4. По торжественным дням, одержимый холопским недугом, целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям. (Некрасов)
5. Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин)
6. Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин)
7. Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сходственным сверканием и треском. (Ломоносов)
8. …И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (Жуковский)
9. Капитан только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев)
10. Митраша бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы. (Пришвин)
Объяснительный диктант
I. 1) В туманной дали не видно земли, учили далеко корабли.
2) Под крылом самолета о чем – то поет зеленое море тайги. 3) Над заставами ленинградскими вновь бушует соловьиная весна. 4)Шумел сурово Брянский лес, спускались синие туманы. 5) Травы, травы, травы не успели от росы серебряной согнуться. 6) Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист. 7) Сотня юных бойцов на разведку в поля поскакала. 8) Ледяной горою айсберг из тумана вырастает, и несет его теченье по бескрайним по морям. 9) Веток шорохи за окном слышны в полдень ветреный голубой. (Из песен)

II. 1) Муравьиная рать и льва победит. 2) Речь хороша короткая, а веревка длинная. 3) Осиное гнездо не трогай. 4) Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую - люди. (Пословицы)


Диктант на замену

Образец: Растения, которые собирают для приготовления лекарств, - лекарственные растения.

1) Охота, которая ведется с помощью соколов. (Соколиная). 2) Шкаф для хранения верхнего платья. (Платяной). 3) Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная). 4) Завод, на котором строят самолеты (авиационный) 5) Легкомысленная девушка (ветреная). 6) Меню, в котором указаны блюда, предлагаемые на обед (обеденное).

Творческая работа

Раскройте смысл данных фразеологических выражений и составьте предложения с ними. Пользуйтесь толковыми и фразеологическими словарями. Объясните орфограмму» Правописание –н- и –нн- в прилагательных».

Львиная доля, ястребиный взгляд, соколиные очи, лебединая песнь, гусиная кожа, серебряная свадьба, куриный кругозор, мышиная возня, петушиный характер, соболиные брови, утиная походка, комариный укус, стреляный воробей, куриная слепота, воробьиная ночь, длинный язык, синяя птица, орлиное племя, лебединая шея, журавлиная пора.

Словарный диктант
Телефонный аппарат, льняная скатерть, кухонная посуда, стеклянные банки, деревянные ложки, жестяные коробки, обеденный стол, кожаный портфель, куриные яйца, свиное сало, овсяная крупа, клюквенный кисель, пчелиный мед, тыквенные семечки, чайный сервиз, серебряный подстаканник, стенные часы, чугунная сковородка, лимонная кислота, письменный стол, синяя кастрюля, зеленая лампа, берестяной кувшин, книжный шкаф, старинные книги.

*На тему: «Дом, в котором я живу» подберите словосочетания по образцу, приведенных в словарном диктанте типа – прил. + сущ.; при этом в прилагательном должна быть орфограмма н или нн.

*Напишите сочинение- миниатюру на тему: « Дом, в котором я живу», используя материалы словарного диктанта и самостоятельно подобранные словосочетания (по вышеуказанному заданию)

Аналитические упражнения
I. Выпишите словосочетания, в которых прилагательные обозначают признаки предмета.
1) по величине, 2) по форме, 3) по цвету, 4) по весу, 5) по месту, 6) по времени, 7) по материалу, 8) по вкусу, 9) по назначению, 10) по принадлежности, 11) по цене, 12) по возрасту, 13) по внешнему виду, 14) по внутренним качествам.

Алая заря, круглый стол, городской парк, зимняя ночь, каменное здание, космический корабль, гигантский рост, сладкий чай, дорогой ковер, легкая деталь, сегодняшняя газета, юный техник, дедушкин портфель, высокий юноша, смелый пограничник (папин пиджак, медвежья лапа, бабушкин платок).
II Подчеркните прилагательные в сравнительной степени одной чертой, а в превосходной – двумя.

1) Человеческое слово острее стрелы. 2) Самая высокая башня – и та начинается с земли. 3) Счастье Родины дороже жизни 4) Сириус – самая яркая звезда на небе. 5) Маленькое дело лучше большого безделья. 6) Кокосовая пальма – одно из самых полезных растений южных стран.
III. Определите, какими членами предложения являются полные, а какими – краткие прилагательные.

1) Тиха украинская ночь (Пушкин) 2) Морозный воздух был неподвижен, прозрачен и чист. 3) Стар гриб, да корень свеж. 4) У сильного спортсмена должна быть воля к победе. 5) Дремлет чуткий камыш. (Никитин) 6) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (Пословица)

IV. Образуйте формы сравнительной и превосходной степени, указав способ образования.
Объясните причину невозможности образования степеней сравнения от некоторых из приведенных прилагательных.

Дорогой, сильный, розовый, большой, плохой, огромный, гладкий, дружеский, оранжевый, полный, строгий, страстный, скучный, вороной, саврасый, слепой, глухой, кислый, мелкий, лесистый, ласковый, гористый.

V. От приведенных производящих основ образуйте со всеми возможными суффиксами имена прилагательные; определите лексическое значение прилагательного и его лексико – грамматический разряд.

Образец: Дух – душистый, душный, душевный, духовой, духовный, духов.
Дом - …, друг - …, класс - .., цвет - .., шум - .., свет - .., лес - …, год - …., вод - ……

VI. Придумайте словосочетания с прилагательными, имеющие в своем составе приставки без-, пре-, раз-, из-, пред-.

VII. Выпишите из толкового словаря словосочетания с прилагательными золотой, каменный, деревянный, оловянный, медный, свинцовый, лисий, волчий, лебединый, журавлиный, в которых прилагательные были бы, то относительными, то в качественном значении; к последним подберите синонимы.

VIII. В данных отрывках найдите качественные прилагательные, укажите их грамматические признаки. Отметьте, какие прилагательные не обладают основными признаками своего разряда и почему?

1) По берегам уже зацвела желтоватыми кистями таволга. Цветы ее пахли мимозой. Потом я срезал широкие, как сабля, листья аира. От них исходил сильный и приятный запах. Я вспомнил, что на Украине хозяйки по большим праздникам устилают полы аиром, и стойкий запах его держится в хатах почти до зимы. (Паустовский)

2) Стояла белая зима с жестокой тишиной безоблочных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно – изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок.

IX. Проанализируйте прилагательные; определите их лексико – грамматический разряд (Качественные, относительные, притяжательные). Выделенные прилагательные разберите по составу слова.

1) Внизу, по извилистой линии заливов зеленая вода была так прозрачна, что даже с обрыва видны были темно – лиловые спины камней под нею; дальше её поверхность кое–где морщилась, как поверхность шелковой ткани, над набегавшим легким ветром, доносившим до нас свежий морской запах, а ещё дальше спокойный простор моря убегал к горизонту длинными и тонко начертанными полосками течений и оттенков (Бунин)
2) С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне. Николай , грустный и серьезный, в разладе с родными, но, как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее, чем когда-нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.
Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда–нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких–нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. (Л.Толстой)
-К- -СК-
есть краткая форма от существительных с основой на –к, -ч, -ц нет краткой формы, не от существительных с основой на –к, -ч, -ц
резкий (резок) ткацкий (ткач) киргизский (киргиз)
исключение:
узбекский (узбек), угличский (углич)

X. Рассмотрите таблицу. Расскажите, как различаются на письме суффиксы прилагательных –к-, -ск-. А)

б) Заполните таблицу прилагательными. Выделите суффикс.

Близ.ий, сосед.ий, совет.ий, рез.ий, немец.ий, горняц.ий, француз.ий, уз.ий, казах.ий, ткац.ий, скольз.ий, турист.ий, киргиз.ий, матрос.ий, дерз.ий, одес.ий, узбек.ий, углич.ий.

XI. От основ существительных образуйте прилагательные и распределите их в два столбика с суффиксами –к- и –ск-. Какое явление наблюдается при образовании прилагательных? (чередование согласных)

Батрак, плотник, ткач, казах, калмык, Рига, Волга, чех, Прага, горняк, Узбек, Углич.

* Не с именами прилагательными

XII. К данным словам подберите синонимы с не. Подчеркните трудные орфограммы и объясните их.

а) маленький (гриб), болезненный (ребенок), беспокойный (характер), туманный (вечер) хрупкий (сосуд).

Допишите к прилагательным слова с не, близкие по смыслу.
б) трусливый, боязливый, (несмелый),
малый, крошечный (небольшой),
трудный, тяжелый (нелегкий),
скорый, моментальный (немедленный)
Замените прилагательные синонимами без не
в) неотложная помощь (скорая, нужная, срочная)
неровная поверхность (шероховатая)
необъятная страна (огромная)
неизлечимая болезнь (тяжелая)

Спишите, раскрывая скобки, устно объясните правописание слов с не

г) По узкой тропинке я выхожу на (не) большую полянку, где течет (не) глубокая, а мелкая речонка. День был (не) настным, и я купаться (не) стал. Вокруг (не) знакомый лес. В (не) высоком кустарнике около леса нахожу поздние грибы.

Из данных прилагательных выпишите только те, которые не употребляются без не

д) ненавистный, независимый, неизвестный, непрерывный, необходимый, нестерпимый, невредимый, невежливый, неминуемый, нечаянный, несчастный.

Творческая работа. Продолжи рассказ по картине.
И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу»
е) Глухой уголок соснового бора. Тихое утро. Неуклюжие медвежата. Кто незнает этой картины И.И.Шишкина - «Утро в сосновом бору».

XIII. слитно или через дефис? Запишите в две колонки.

(Жилищно) бытовой, (журнально) газетный, (авиационно) спортивный, (красно) знаменный, древне (русский), аграрно (индустриальный), (стале) литейный, (трех) этажный, (азотно) водородный, (атмосферо) устойчивый, (средне) суточный, (иссиня) черный, (низко) рослый, (нежно) розовый.

XIV. Подберите примеры предложений с прилагательными, употребленными в соответствии с данными схемами.

1) прилагательное
качественное
краткая форма
женский род
единственное число
сказуемое

Например. Широка Волга у Жигулевских гор.

2) прилагательное
относительное
мужской род
винительный падеж
единственное число
определение

Например. В зимний холод всякий молод. (Пословица)

3) прилагательное притяжательное
мужской род
именительный падеж
единственное число
определение

Например. Но Машенькин совет лишь попусту пропал. (Крылов)

XV. Предложения для полного морфологического разбора прилагательных:

1. В синем3 небе звезды плещут. (Пушкин)
2. Человек тверже3 камня, нежнее цветка. (Пословица)
3. Над бабушкиной3 избушкой висит хлеба краюшка. (Загадка)
4. Высочайшие горы3 – Гималаи.
Одна и две Н в имени прилагательном.
1. Вытащенная рыба кажется лед.ной. 2. Старик ходил по песч.ному берегу со спинингом. 3. В старом Крыму из глин.ных хижин клубился дым. 4. Кроме стекл.ных игрушек, в избе у бабки Гани жил рыжий пес по имени Жек. 5. Как-то на чердаке мы нашли дерев.ную черную шкатулку. 6. Впереди – пусты.ый сентябрьский день. 7. Каждая минута в этом доме казалась ему драгоц.ной, и он не хотел терять её. 8. Во дворе, должно быть, вес.ний заморозок. 9. Вечером Семен закопал сундук с бабушкиными вещами: шалями, старым будильником ,фотографиями, серебр.ными ложками. 10 Она подумала и положила письмо в ящик письм.ного стола.

НЕ в прилагательном
1. В (не) пролазной траве весь день копошились и гудели шмели.
2. Октябрь был на редкость холодный, (не) настный.
3. Архип был старик (не) спокойный.
4. Вокруг озера, должны быть, (не) проходимые трясины.
5. Я прислушался, и (не) приятный холод прошел по спине.
6. Судьбе было угодно, чтоб на этом кончилась моя первая детективная повесть. Но предчувствие предсказывает мне, что (не) последняя.
7. Это совсем (не) случайная встреча
8. На улице лежали свежие следы полозьев, новый снег слепил глаза (не) запятнанной белизной.
9. Река была (не) глубокая, а мелкая
10. Дом был (не) каменный.
Слитное и дефисное написание

(Голубо)глазый, (вагоно)паровозный, (вагоно)ремонтный, (много)обещающий, (физико)математический, (ярко)зеленый, (древне)русский, (лесо)защитный, (бледно)розовый, (выше)указанный..

Тестовые задания по теме
«Имя прилагательное» 6 класс.

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по теме « имя прилагательное» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Предлагается тест, ориентированный на проверку обязательного (минимального) уровня программного материала. В него включены задания на проверку:
А) знаний морфологических признаков.
Б) орфографической грамотности.
В) морфемного разбора.

I. Выбери правильное определение; Имя прилагательное-это часть речи, которая обозначает:
А) признак предмета;
Б) действие предмета;
В) предмет.

II. Дополните определение:
Имя прилагательное-это….
Которая обозначает…..
Отвечает на вопросы….
В предложении выступает в роли….

III. Укажите постоянные морфологические признаки имени прилагательного:
А) род
Б) число
В) разряд;
Г) краткая (полная) форма.
Д) падеж.

IV. Выбери верный ответ: Краткую форму имеет:
а) Качественные имена прилагательные;
б) Относительные имена прилагательные;
в) Притяжательные имена прилагательные.

V. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка в согласовании имени прилагательного и существительного:
а) под могучим дубом,
б) на хорошем месте
в) в новогодним наряде,
г) по горячему песку;

VI. Определите разряд этих прилагательных. Выберите правильный ответ.
А) золотой (поднос)
1.качественное; 2. относительное; 3. притяжательное;4.относительное, перешедшее в качественное.
Б) картинная (галерея)
1.качественное; 2. относительное,3.притяжательное,4.относительное, перешедшее в качественное.
В) волчий (хвост)
1.качественное, 2.относительное 3.притяжательное , перешедшее в относительное,4.
притяжательное.
Г) мрачная (погода)
1.притяжательное, 2.качественное, 3.относительное, 4.притяжательное, перешедшее в качественное.
Д) медвежья ( берлога)
1.притяжательное, перешедшее в относительное.
2. качественное, 3. относительное ,4.притяжательное.
Е) волчий (аппетит)
1.качественное, 2.относительное, 3.притяжательное, перешедшее в качественное,4. притяжательное.
Ж) свинцовая (туча).
1.качественное, 2. притяжательное, 3. относительное,4.относительное,перешедшее в качественное.

VII. Найдите прилагательное, обладающее следующими грамматическими свойствами:
1.качест., ж.р., ед.ч., в.п., полная форма;
а) верную (подругу), б) ярчайшую (звезду), в) частыми (каплями)
2. относительное, ср.род, ед. ч.,предл.падеж,
а) свободном (времени), б) весеннем (утре) ,в) смешном (чудаке).
3. притяжательное, муж.род, ед. ч.,дат. Падеж.
а) папиному (ордену), б) папину (книгу), в) отцовскому (слову).
4. качественное, мн.ч., род. Падеж, полная форма.
а) красивых (слов), б) мужских (дел), в) злейших (врагов)

VIII. Какими способами образуется сравнительная степень сравнения следующих прилагательных? Выберите правильный ответ.

1.Светлый
1. Только простым (синтетическим).
2. Только сложным (аналитическим).
3. И простым и сложным.

2. Дружеский 1. Только сложным.
2. Сравнительной степени не образуют.
3. Только простым.

3. Ржаной 1. И простым и сложным.
2. Только сложным.
3. Сравнительной степени не образует.

IX. Какими способами образуется превосходная степень данных прилагательных?
Выберите правильный ответ.

1.Широкий 1. Только простым.
2. Превосходной степени не образует.
3. И простым и сложным.

2.Речевой 1. Превосходной степени не образует.
2. И простым и сложным.
3. Только сложным.

3.Языковой 1. Только простым.
2. Превосходной степени не образует.
3. Только сложным.

X. Образуют ли эти прилагательные краткую форму. Выберите правельный ответ.

1. Строгий 1. Образует: строг.
2. Не образует.
2. Теплый 1. Образует: тепл.
2. Образует: тепел.
3. Тепл и тепел.

3.Болезненный 1.Образует: болезнен.
2. Образует: болезненен.
3. Болезнен и болезненен.
4. Не образует.

XI. Найдите прилагательное, в котором пишется одна –н-:

1. 1. Соломе…ый
2. Оловя…ый
3. румя...ый.
4.Тума…ый.

2. 1. Лу…ым.
2. весе…их.
3. ю…ое.
4. деревя…ый.

3. 1. Багря…ый.
2. осе…ий.
3.родстве…ый.
4. утре…ему.

XII. Найдите прилагательное, в котором пишется две –нн-

1. 1. серебря…ой.
2. тума…ой.
3. соловьи…ая.
4. зеле…ое.

2. 1. Стари…ый.
2. Си…ие.
3. ю…ых.
4. ледя…ой.

3. 1. Льви…ая.
2. мыши…ая.
3. письме…ый.
4. кожа…ый.

XIII. Найдите прилагательное, в котором не – является приставкой.
1. (Не) пролазный.
2. (не) глубокий, а мелкий.
3. (не) зеленый.
4. (не) знакомый.


XIV. Найдите прилагательное, которое пишется слитно.
1. (юго) западный.
2. (дальне) восточный.
3. (иссиня) черный.
4. (русско) немецкий.

XV. Найдите прилагательное с суффиксом –к-.
1. турис.ий
2. калмы.ий.
3. юнна.ий.
4. францу.ий.

XVI. Найдите прилагательное, соответствующие схеме: корень, суффикс, окончание.
1. сви.ой.
2. серебря.ый
3. румя.ый.
4. зеле.ый.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала, по теме: «Имя прилагательное» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольной работы направлено на выявление
• качества усвоения учебного материала темы «Имя прилагательное»
• уровня развития умений применять изученные правила написания:
- безударных падежных окончаний имен прилагательных
- сложных прилагательных, обозначающих цвет
- кратких имен прилагательных

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- графически объяснить орфограмму;
- подбирать к прилагательным из текста синонимы;
- образовывать краткую форму имен прилагательных;
- образовывать степень имен прилагательных
- производить морфемный разбор имен прилагательных;
- определять роль имен прилагательных в тексте.
- Определять разряды имен прилагательных;
- Использовать имена прилагательные в письменной речи:

Контрольная работа
ТЕСТЫ
1. какие окончания нужно дописать? Выбери столбик.
А) Б) В) Г)
В летн… ночь ею ию юю юю
В свеж… воздухе иво ево ию ем
На горяч.. песке ем ом ом ем

2. Укажи притяжательные прилагательные
А) заячий след
Б) гусиная походка
В) тончайшая нить
Г) медвежья услуга

3. Определи падеж прилагательных в предложении:
Весенней порой пел весеннюю песню голосистый соловей.
А) весенней (П.п.) весеннюю (Д.п.) голосистый (И.п.)
Б) (Т.п.) (Д.п.) (И.п.)
В) (Т.п.) (В.п.) (И.п.)

4. Как нужно писать НЕ с прилагательными в следующих предложениях.
1. (Не) доброе слово больнее огня жжет.
2. Это приспособление (не) сложное, а простое.
А) В обоих случаях слитно
Б) В обоих случаях раздельно
В) В 1-м случае слитно, во 2-м раздельно
Г) В 1-м случае раздельно, во 2-м слитно

5. Выбери правильный ответ.
Сокол…ый а) н б) нн в) н
Глиня…ый н нн н
Тума…ый н нн нн
Соломе…ый нн н нн
Деревя…ый нн н нн

6. Выбери группу прилагательных, в которых пишется суффикс –ск-.
А) сибир…ий, ткац…ий, француз…ий
Б) турец…ий, матрос..ий, сибир…ий
В) Одес…ий, матрос…ий, француз…ий

7. Найди прилагательные, которые пишутся через дефис:
А) (друже) любный взгляд
Б) (нежно) розовый бутон
В) (литературно) музыкальная композиция

8. Выбери правильный ответ.
Еж…вый а) о б) о в) е г) е
Плюш…вый о е о е
Холщ…вый о о е е
Свинц…вый е о о е

9. Укажи, где допущена ошибка в образовании сравнительной степени прилагательных:
а) сухой – сухие б) крутой – круче в) толстый – толстее

II. Работа с текстом (23 б.)
1. Выпиши прилагательные, графически объясняя орфограммы, определи разряд всех прилагательных

2. Сделай морфологический разбор любого прилагательного из текста.

Туман легким прозрачно (светлым) дымком медленно поднимался. Низ…ое солнце ослепительно било в глаза. Серебря (н.нн) ые кусты дикой маслины дрожали над пропастью. Крутая дорожка вела зигзагами вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. Матрос (с.ск)ий воротник развевался. Мальчик делал страшные прыжки по громадн… ступням естестве (н.нн)ой лестницы и вдруг вылетел на сухой и холодный песча(н.нн)ый берег. Чудеснейший в мире пляж был дик…в этот ра(н.нн)ий час. Чувство одиночества охватило мальчика. Но это было (не) детское, а гордое и мужестве (н,нн) ое одиночество Робинзона на (не) обитаемом острове.

III. По выбору.
Сочинение – миниатюра на тему: I-вар. «Зимний лес»
II-вар. «Осенний лес»

Контрольное изложение.
Цель: проверить уровень усвоения учебного материала по теме «имя прилагательное» в соответствии с требованиями государственной программы.

Содержание контрольного изложения направлено:
• на выявление умения применять изученные правила написания;
• на формирование и совершенствование коммуникативных умений;

Изложение.
Лесной домик.
(Из сборника диктантов и текстов для изложений 6 класс )

Примерные вопросы и задания по содержанию текста изложения.
1. Почему текст назван «Лесной домик»?
2. Выпишите из текста прилагательные, определите их разряд, род, число и падеж.
3. Составьте план.
4. Напишите изложение
Контрольный диктант.
Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по теме в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление
• качества усвоения учебного материала темы «имя прилагательное»;
• уровня развития умений применять изученные правила написания.
Грамматические задания направлены на выявления уровня сформированности практических умений и навыков.

ДИКТАНТ
Альпинизм.
(Из сборника диктантов и текстов для изложений.).

Грамматические задания.
1.Выпишите из текста имена прилагательные различных разрядов. Прилагательные, какого разряда нет в тексте? Приведите свои примеры.
2.Образуйте и запишите краткие формы имен прилагательных:
Iв: яркое, огромной;
IIв: тяжелой, смелый;
Поставьте ударение во всех формах имен прилагательных.
3.Произведите морфологический разбор имен прилагательных: Iв: смертельную (опасность);
IIв: горный (поток).
4.Выпишите из текста 2 прилагательных и образуйте степень
имен прилагательных
5.Найдите в тексте диктанта орфограммы различных типов и сгруппируйте их.
Поисковый диктант.

Перед вами диктант с ошибками. Если вы внимательно прочитаете и найдете все ошибки, то произойдет настоящее чудо: текст «оживет», и вы окажитесь в обществе доброго Незнайки и его друзей.
I
Дома здесь были очень красивыи. Над каждой крышей возвышался шпиль, украшенный сверху либо деревяным петухом…, либо беспрестанно вертевшейся игрушичьной ветреной мельницей. Многие из этих мельниц были снабжены деревяными трещотками… Разнаголосое гудение змеев сливалось с треском мелнечных трещоток, в результате чего над городом стоял не прерывный гул. Окна каждова дома были снабжены спецыальными решотчатыми ставнями. Когда на улицах города начиналась фудбольная игра, которой тоже очень увлекались жители, ставни в домах закрывались. Проехал по главной улице, машина свернула в переулок и остановилась у досчатых ворот с калиткой. Над воротами возвышался деревяный шпиль, украшенный сверху блестящем стекляным шаром… «Заходите,- пригласил Винтика и Шпунтика Бублик. – Я вас познакомлю с Шурупчиком. Это интерестная личность…» Трое друзей вошли во двор и, повернув налево, направились к дому. Поднявшись по не большой каменой лестнице, Бублик отыскал на стене кнопку и нажал её.

(Н.Носов)
( В тексте 19ошибок)

II
Все малышки требовали, чтобы глаза обязательно были бальшие, ресницы длиные, брови дугой, рот малинький….Поскольку всем требовалось одно и тоже, Тюбит решил сделать так называемый трафарет. Взяв кусок плотной бумаги, он прорезал в ней пору большых глаз, длинные, изогнутыи дугой брови, прямой, очень изящьный носик, малинькие губки, подбородочек с ямочкой, по бокам парочку не больших, акуратных ушей. Сверху вырезал пышную прическу, снизу-тонкую шейку и две ручьки с длиными пальчиками. Изготовив такой трафарет , он приступил к заготовке шаблонов.
(Н. Носов)
( В тексте 11 ошибок )

Проверочные диктанты.
• Выписать слова с пропущенными орфограммами. Объясни графически. Над какой орфограммой вы работали? Составьте алгоритм действий правильного написания данной орфограммы.

1) Серебр…(н,нн)ой проседью брызнуло на разлап…стые листья кувшинок, а на мельничном колесе поутру заприметил Лукич тонкие разн…цветные, как слюда, льдинки. (М.Ш.)
2) Это был какой-то (не) знакомый вальс, но чувствовалось, что он стари(н, нн)ый.(Б.О.)
3) Мы обучались мин…метному искусству с ра(н, нн)его утра до позднего вечера.(Б.О.)
4) Вокруг амбара растут лопухи и зеле(н, нн)ой (не)пролазной стеной щетинится крапива.(М.Ш.)
5) Белые, будто засахаренные ягоды шиповника превращались в …ранж…вые, а лимо(н, нн)ые листья берез терялисеребря(н, нн)ый налет и темнели под ясным небом.(К.П)
6) Во дворе, среди курч…вой гуси(н, нн)ой травы, стояла деревя(н,нн)ая миска с мутной водой- в нее бросали корки ч…рн…го хлеба для кур. (К.П.)
7) Мал…нькие радуги дрожат над шумящими мельн…ч…ными колесами,брызжут водой на ч…рные пр…брежные ветлы.(К.П.)
8) Тотчас на свист откликнулись десятки птич…их голосов, и внезапный солов…- и(н, нн)ый раскат пронесся по зарослям.(К.П.)
9) Прежде всего я прочел сказку о стойком оловя(н, нн)ом солдатике и мал…нькой пр…лес…ной плясунье, потом- сказку о снежной королеве.(К.П.)
10) Но на Ильинском омуте не было, к сожалению, ни ветр…(н, нн)ой мельницы.(К.П)
11) Ночи были уже долгие, т…ж…лые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в (не)мытые окна, где между рам еще с прошло…о года лежали поверх ваты когда-то ж…лтые осе(н, нн) ие, а теперь и…тлевшие и ч…рые листья.(К.П)
12) Один пож…лой актер, (остро)лиц…й, быстрый, пел чаще других. (К.П)
13) Но бабушка сумела убедить меня, как, наверное, убеждала не раз (т…жело)больных, что там, за (трудно)доступными хребтами, долина спасения.(А.А)
14) Я бросил в волчицу т…ж…лым свинц…вым грузилом.(К.П.)
15) Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масл…(н, нн)ыми красками в…чернее поле со стогами сена. Этот этюд Чехов вставил в камин около письм…(н, нн)ого стола и часто смотрел на него во время работы.(К.П)
16) От лабазов и лавок несет рогожими, копч…(н, нн)ой рыбойи деш…вым ситцем.(К.П.)
17) А по станице, по сплюснутым переулкам вдоль хворост…(н,нн)ых плетней ветре(н,нн)ая осень метет ржавое золото листьев клена и кудлатит космы камыша под крышами сараев.(М.Ш)
18) Глядел в каждые глаза, обведенные (и…син…)ч…рными кругами, переводил взгляд с одного бе…усо…о лица на другое и ждал, что вот-вот в одном из этих (серо)шинельных узнает брата Федора.(М.Ш)
19) До вечера суетилась мать. Из сундука достала связку суш…(н, нн)ой рыбы, насыпала в сумку сухарей, потом присела у окна, латая Федорово белье.(М.Ш.)
20) В округ приезжал облас…ной продовольств…(н,нн)ый комиссар.(М.Ш.)

**********

1) Образуйте от данных полных прил-х краткую форму
м.р.; ж. р.; ср.р.; ед.и мн.ч.
А) крепкий, резкий, погожий, певучий, узкий, могучий.
Сделайте вывод:
- Как изменяются краткие прилагательные?
- Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?
- Имеют ли степень сравнения?
2) Синтаксический разбор предложения.
Очень красив лиственный лес.

- Выпишите имена прилагательные.
- Какими членами предложения они являются?
- Просклоняйте полные имена прилагательные (род, число, падеж)
- А краткое прилагательное?
3) Какую роль играют прилагательные в речи, в данном тексте. Приведите примеры.
4) Выпишите из текста имена прилагательные, относящиеся к разным разрядам. Прилагательные какого разряда нет в тексте? Приведите свои примеры.
5) Выпишите из данного текста (2,3) прилагательных, подберите к ним синонимы и произведите их морфемный разбор ( по составу)

Источник: http://info@azbyka.kz
Категория: Русский язык и литература | Добавил: sveta7410 (2015-03-27) | Автор: Смагулова Светлана Викторовна E
Просмотров: 941 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru