Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Анализ изобразительнл-выразительных средств в тексте:сравнение,олицетворение,эпитет»
Урок русского языка в 5 классе по теме «Анализ изобразительнл-выразительных средств в тексте:сравнение,олицетворение,эпитет» Цель: повторить и углубить сведения об изобразительно-выразительных средствах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.
Оборудование:презентация,тексты Тип-Р.р. Вид-смешанный Метод-персептивный Форма работы-коллективная,в группах
Ход урока
Орг.момент.
Вступительное слово.
Сегодня мы повторим изобразительно-выразительные средства русского языка, выполним задания для систематизации знаний о выразительных средствах.
Средства художественной выразительности употребляются для создания художественного образа, для придания особой выразительности, с целью воздействия на читателя.
Работа с презентацией.
Презентация помогает учащимся вспомнить и повторить основные виды тропов, стилистических фигур, выразительных средств фонетики. После знакомства с презентацией следуют тренировочные задания.
Тренировочные задания.
Задание 1: работа с таблицей.
Ученикам раздаются листы с распечатанной таблицей, в которой заполнена только центральная колонка (определения тропов). Задача учащихся – распознать троп по определению и проиллюстрировать его примером, данных после таблицы.
Изобразительно-выразительное средство Определение Примеры
Эпитет Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.
Метафора Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Метонимия Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.
Синекдоха Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот.
Сравнение Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.
Олицетворение Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.
Гипербола Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Литота Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого.
Аллегория Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.
Оксюморон Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
Перифраз (перифраза) Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.
Примеры к таблице:
1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов. (олицетворение)
2. Чайник кипит. (метонимия)
3. Готов задушить в объятьях. (гипербола)
4. Туманный Альбион. (перифраз)
5. При свете тьмы. (оксюморон)
6. Мужичок с ноготок. (литота)
7. Лес точно терем расписной. (сравнение)
8. Политический пасьянс. (метафора)
9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. (синекдоха)
10. Печальные поляны. (эпитет)
11. Лиса – о хитром человека. (аллегория)
Задание 2: тестовая работа
1. Это: а) анафора, б) эпифора, в) повтор (стык), г) олицетворение
Только в мире и есть что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и сеть что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть что душистый
Милой головки убор,
Только в мире и есть что чистый,
Влево бегущий пробор.
2. Здесь применяется:
а) эпифора и повтор
б) анафора и повтор
в) анафора и эпифора
г) анафора и сравнение
Над нами гремят трубачи молодые,
Над нами восходят созвездья чужие,
Над нами чужие знамена шумят….
Чуть ветер,
Чуть север –
Срывайтесь за ними,
Неситесь за ними,
Гонитесь за ними,
Катитесь в полях,
Запевайте в степях!
3. Соотнесите:
1) Корабль вашего здоровья сел на мель. Его надо взять на буксир, снять с мели, а потом, когда у него под килем будет свободная вода, он поплывет сам. Лекарства – это буксир, свободная вода – это время, а возможность плыть самому – это восстановившиеся адаптационные возможности.
2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С.Пушкин)
3) Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. (А.С.Пушкин)
4) Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов)
а) литота
б) метафора
в) перифраз
г) синекдоха
4. В каком тексте используется ирония, анафора, синтаксический параллелизм?
а)
Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах. (А.Блок)
б)
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил. (М.Ю.Лермонтов)
в)
Слышу ли холод заветной разлуки
С милой весной и цветами земли,
Или поэзии детские руки
Манят поэта и машут вдали. (В.Луговской)
г)
За море Черное, за море Белое
В черные очи и в белые дни. (А.Блок)
5.
Вижу, смерть меня здесь, в степи, сразит,
Не попомни, друг, злых моих обид.
Злых моих обид да и глупостей,
Неразумных слов, прежней грубости. (И.Суриков)
а) синтаксический параллелизм
б) стык/повтор
в) инверсия
г) олицетворение
6. В каком из перечисленных предложений использована антитеза?
а) Человечество коллективно может завоевать Луну либо открыть антивещество, но все равно за письменный стол каждый человек садится по отдельности.
б) Но произошел удивительный парадокс.
в) Техника сделала могущественным каждое государство и человечество в целом.
г) Но когда же ты остаешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра – просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?
7. В каком предложении использованы ряды однородных членов как средство выразительности?
а) Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьезные и смешные.
б) Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени.
в) Не успеешь опомниться, как блекнет молодость и тускнеют глаза.
г) Я перебираю в памяти места, какие видел и убеждаюсь, что видел мало.
8. Какие из перечисленных языковых средств используются в следующем тексте?
Не менее удивительны и “электрические пожары”. Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. Дескать, что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмешь? Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня является неисправность.
а) сочетание книжных и разговорных синтаксических конструкций
б) термины
в) олицетворение
г) сравнение
д) ряд однородных членов
9. В каком предложении используется метафора?
а) Связка в альпинизме – не только самый распространенный способ взаимостраховки, а нечто неизмеримо большее.
б) Альпинизм немыслим без риска и потому немыслим без настоящих друзей.
в) Только у пресыщенного праздностью богача могло возникнуть желание испытать себя в единоборстве с горами.
г) Альпинизм – это прежде всего труд, работа.
10. Какие из перечисленных языковых средств используются в следующем тексте?
Альпинизм – это прежде всего труд, работа. По-настоящему мужская, требующая сил, выдержки, терпения, максимальной самоотдачи. Приносящая огромную радость, но чаще – изматывающая, на пределе твоих сил и возможностей, а может, и за пределом – кто знает, где он, каков он? Как и во всякой работе, в альпинизме – в цене мастерство, та особая легкость, которая достигается лишь годами тренировок. Спорт не терпит сачков, любителей отсидеться за чужой спиной. Выгонять, отчислять таких из альпинистских секций обычно не приходится – уходят сами, прикрываясь, как щитом, расхожей фразой “умный в гору не пойдет”.
а) неполные предложения
б) сравнительный оборот
в) индивидуально-авторские неологизмы
г) ряды однородных членов
д) контекстные синонимы
11. Какой прием использован при употреблении слова язык в предложении:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
а) метонимия б) метафора в) сравнение г) эпитет
12. В каком предложении используется перифраз?
1) Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. (А.С.Пушкин)
2) В искрах катится река, словно зеркало стальное.
3) Компьютер – очень удобный инструмент для работы.
4) Слова с противоположными значениями называют антонимами.
Задание 3: работа с художественным текстом.
Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующих текстах.
А)
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне мира в тихом доме
Возле мирного огня. (А.Блок)
Б) Чуть зазевался, того гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке. (М.Ю.Лермонтов)
В) Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом. (А.П.Чехов)
Г) Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В.Гоголь)
Д)
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь! (Н.А.Некрасов)
Е) Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз. (В.В.Маяковский)
Ж) Раз он в море закинул невод, - Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, - Пришел невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой. – с непростою рыбкой, - золотою. (А.С.Пушкин)
З) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)
И) Гром из-за тучи, зверея, вылез.
Громадные ноздри задорно высморкал. (В.В.Маяковский)
К) Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка! Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось при том рекою. (А.С.Пушкин)
Л)
Жеребец под ним сверкает
Белым рафинадом. (Э.Багрицкий)
Итог урока
Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание: выписать по одному примеру на каждый троп их художественного текста. Каждый пример записать с указанием источника.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Kamilya (2015-03-28) | Автор: Ходченко Татьяна Генадьевна E
Просмотров: 1475 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 3:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru