Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Способы повышения эффективности обучения на уроках русского языка с учетом психологических особенностей личностей обучающихся
Способы повышения эффективности обучения на уроках русского языка с учетом психологических особенностей личностей обучающихся

Ученик – это не сосуд,
который нужно наполнить ,
а свеча, которую нужно запалить ….
Гораций
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых актуальных проблем всей системы школьного обучения. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Необходимо научить школьников учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями, сформировать способность видеть проблемы и искать пути их решения.
В связи с этим меняется позиция учителя . Он перестаёт быть вместе с учебником носителем знания , которое пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он организует самостоятельную деятельность учащихся, т. е создает « развивающую среду », в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы на уровне своих интеллектуальных способностей .
Как развивать у школьника интерес к предмету ?
Одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы Щукина Г. И. считает , что интересный урок можно создать за счет следующих условий :
• Личности учителя ( очень часто даже скучный материал , объясняемый любимым учителем , хорошо усваивается ) ;
• Содержания учебного материала ( когда ученику просто нравится предмет );
• Методов и приемов обучения .


Выделяются следующие методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный метод. Знания даются учителем в готовом виде. Учащиеся воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель.

Репродуктивный метод. Учащиеся выполняют работу по образцу, данному учителем.
Проблемное изложение. Учитель формулирует проблему и учит самостоятельно анализировать материал

Частично-поисковый метод (эвристический). Учитель формулирует проблему и вовлекает учащихся путём постановки вопросов в процесс её доказательного решения, помогая им находить ответы на вопросы.
Исследовательский метод. Учитель организует поисковую творческую деятельность учащихся путём постановки новых для них проблем и проблемных задач.

На уроках необходимо использовать все эти методы .За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания , основанная на дифференцированном подходе обучения . Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:
создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса ;
создание нестандартных ситуаций на уроке
демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
умение создать ситуацию для каждого учащегося проявить себя
умение хвалить любого ученика даже за малые достижения и успехи

При использовании дифференцированной методики обучения класс делится на три группы по уровню способностей получать знания на уроке :

Группа А- ученики , которые интересуются предметом ,могут ,читая учебник , сами разобраться в теории и применить на практике . Решают задачи повышенной сложности .

Группа В- ученики , которые хорошо усваивают после объяснения учителя , выполняют задания среднего уровня . Выполнение сложных заданий им понятно после объяснения учителя .

Группа С-ученики , выполняющие стандартные задания , используя образцы и алгоритмы их выполнения .
На всех этапах урока идет одновременная работа с учениками всех групп.
Таким образом ,можно сделать вывод, что дифференцированный подход стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников , что приводит к положительной мотивации учащихся

Учащимся предлагаются задания разного уровня сложности .Для группы А : сочинения, подготовка отзыва о литературном произведении , составление заметки в газету , тезисов , а также задания поискового характера .Для группы В : переконструирование предложений , подбор синонимов и антонимов , изменение форм слов при списывании и др.

Например , для группы А сочинение на лингвистическую тему «В чём своеобразие местоимения «свой» в следующих случаях: в своё время, в своём роде, на своём месте, не своим голосом, поставить на своё место, мастер своего дела, идти своей дорогой?» Для ответа на вопрос учащиеся должны вспомнить о значении, грамматических признаках и роли в речи местоимения «свой», выявить своеобразие приведённых примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения, т.е. повторить путь учёного-лингвиста, открывая новые для себя знания. Процесс выполнения заданий поискового характера – процесс творческий, это путь поиска и находок, путь создания своих собственных текстов, путь совершенствования своей устной и письменной речи.
Вывод : повышение эффективности обучения на уроках напрямую зависит от индивидуальных особенностей каждого ученика. Учет этого позволит улучшить качественные показатели всех познавательных процессов обучения.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: natkaya (2015-04-08) | Автор: Лукашева Ирина Викторовна E
Просмотров: 316 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-01-19, 4:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1489]
Школьный психолог [505]
История [715]
Опыт [481]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [224]
Мастер-класс [209]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [249]
Английский язык [787]
Великие открытия [19]
Университет здоровья [128]
Математика [1156]
Химия [381]
Классному руководителю [637]
Биология [583]
Думаем, размышляем, спорим [93]
Казахский язык и литература [1781]
Краеведение [93]
Начальная школа [3948]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [359]
Сельская школа [71]
Профильное обучение [69]
Демократизация и школа [24]
Физика [296]
Экология [182]
Дошколенок [1524]
Особые дети [275]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [622]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [449]
Мой Казахстан [229]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1171]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [74]
ИЗО и черчение [217]
Физическая культура [524]
Немецкий язык [52]
Технология [286]
Самопознание [390]
Профессиональное образование [104]
Школьная библиотека [80]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [19]
Педагогические программы [5]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru