Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Способы повышения эффективности обучения на уроках русского языка с учетом психологических особенностей личностей обучающихся
Способы повышения эффективности обучения на уроках русского языка с учетом психологических особенностей личностей обучающихся

Ученик – это не сосуд,
который нужно наполнить ,
а свеча, которую нужно запалить ….
Гораций
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых актуальных проблем всей системы школьного обучения. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Необходимо научить школьников учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями, сформировать способность видеть проблемы и искать пути их решения.
В связи с этим меняется позиция учителя . Он перестаёт быть вместе с учебником носителем знания , которое пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он организует самостоятельную деятельность учащихся, т. е создает « развивающую среду », в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы на уровне своих интеллектуальных способностей .
Как развивать у школьника интерес к предмету ?
Одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы Щукина Г. И. считает , что интересный урок можно создать за счет следующих условий :
• Личности учителя ( очень часто даже скучный материал , объясняемый любимым учителем , хорошо усваивается ) ;
• Содержания учебного материала ( когда ученику просто нравится предмет );
• Методов и приемов обучения .


Выделяются следующие методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный метод. Знания даются учителем в готовом виде. Учащиеся воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель.

Репродуктивный метод. Учащиеся выполняют работу по образцу, данному учителем.
Проблемное изложение. Учитель формулирует проблему и учит самостоятельно анализировать материал

Частично-поисковый метод (эвристический). Учитель формулирует проблему и вовлекает учащихся путём постановки вопросов в процесс её доказательного решения, помогая им находить ответы на вопросы.
Исследовательский метод. Учитель организует поисковую творческую деятельность учащихся путём постановки новых для них проблем и проблемных задач.

На уроках необходимо использовать все эти методы .За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания , основанная на дифференцированном подходе обучения . Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:
создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса ;
создание нестандартных ситуаций на уроке
демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
умение создать ситуацию для каждого учащегося проявить себя
умение хвалить любого ученика даже за малые достижения и успехи

При использовании дифференцированной методики обучения класс делится на три группы по уровню способностей получать знания на уроке :

Группа А- ученики , которые интересуются предметом ,могут ,читая учебник , сами разобраться в теории и применить на практике . Решают задачи повышенной сложности .

Группа В- ученики , которые хорошо усваивают после объяснения учителя , выполняют задания среднего уровня . Выполнение сложных заданий им понятно после объяснения учителя .

Группа С-ученики , выполняющие стандартные задания , используя образцы и алгоритмы их выполнения .
На всех этапах урока идет одновременная работа с учениками всех групп.
Таким образом ,можно сделать вывод, что дифференцированный подход стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников , что приводит к положительной мотивации учащихся

Учащимся предлагаются задания разного уровня сложности .Для группы А : сочинения, подготовка отзыва о литературном произведении , составление заметки в газету , тезисов , а также задания поискового характера .Для группы В : переконструирование предложений , подбор синонимов и антонимов , изменение форм слов при списывании и др.

Например , для группы А сочинение на лингвистическую тему «В чём своеобразие местоимения «свой» в следующих случаях: в своё время, в своём роде, на своём месте, не своим голосом, поставить на своё место, мастер своего дела, идти своей дорогой?» Для ответа на вопрос учащиеся должны вспомнить о значении, грамматических признаках и роли в речи местоимения «свой», выявить своеобразие приведённых примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения, т.е. повторить путь учёного-лингвиста, открывая новые для себя знания. Процесс выполнения заданий поискового характера – процесс творческий, это путь поиска и находок, путь создания своих собственных текстов, путь совершенствования своей устной и письменной речи.
Вывод : повышение эффективности обучения на уроках напрямую зависит от индивидуальных особенностей каждого ученика. Учет этого позволит улучшить качественные показатели всех познавательных процессов обучения.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: natkaya (2015-04-08) | Автор: Лукашева Ирина Викторовна E
Просмотров: 283 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru