Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Н.Рубцов. Поэзия, Музыка и Душа Поэта
Н.Рубцов. Поэзия, Музыка и Душа Поэта
Задачи:
Развивающие: развивать творческое начало и фантазию в учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения поэтического произведения, развитие читательского воображения, выработка внимательного отношения к литературному тексту, формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения
Обучающие: обучать умению видеть «песенность» поэзии Н.Рубцова, внутреннюю связь его поэзии с музыкой, философию лирики
Воспитывающие: воспитывать любовь к родной земле, природе, бережное отношение к чувствам окружающих, воспитывать эмоциональное восприятие музыки, стихов
Форма урока: литературная беседа
Оснащение урока: портрет Н. Рубцова, сборники стихов, раздаточный материал со стихами, музыка
Ход урока
1. Мотивация . Метафора «Всё в твоих руках»
2. Выявление и активизация опыта первичного восприятия
Николай Рубцов- тихий голос великого народа, потаённый, глубокий, скрытый. У Николая Рубцова только одно стихотворение названо «Заклинание» и является ничем иным, как молитвой- заклинанием
Чтение учителем стихотворения
Учитель: Эта музыка, интонация слов — выстрадана. Так писать мог только один человек, а именно — Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души.
Вопросы и задания для беседы:
-Что означает слово «молитва-заклинание»? ( Страстная мольба о чем-л.)
-Ваши ассоциации со словом «мольба »
-Подберите слова - эпитеты, начинающиеся буквами
М –милосердная, ………
О- обожаемая, ……
Л- любимая, ……..
Ь
Б- божественная, ……..
А- артистичная, …….
-Поделитесь впечатлениями от встречи со стихотворением Н. М. Рубцова.
-Какова, на ваш взгляд, тема стихотворения?
-Какие образы возникают перед вами ?
-Какое воздействие оказывают на вас цветовая гамма слов?
-Какую музыку вы слышите в стихах?
-Что вы можете сказать о его лирическом герое?
-«Поверьте мне, я чист душою» – и ему веришь- почему?

Учитель:3адумывался ли великий русский поэт о том, как звучат его стихи? В душе –да! Ибо мелодия стиха в сердце настоящего поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям
Ученики читают понравившиеся стихи
Называют основные мотивы творчества поэта: Родина, природа, русская душа

Любимые образы: свет, звезда, огонёк, дом
Учитель: Когда поэзия достигает наивысшей красоты, она становится музыкой. В своём творчестве Рубцов интуитивно чувствовал прикосновение волшебства, идущего из глубины души музыкального ритмического настроения. Именно это в сочетании с окружающей нас поэзией жизни вдохновляло на создание неповторимых поэтических образов. И поэтому многие композиторы обращались к его стихам.

Звучит песня «Букет», музыка Барыкина в исполнении автора

3.Аналитическая беседа
Задание 1.«Я композитор»
Весна на море
Вьюги в скалах отзвучали.
Воздух светом затопив,
Солнце брызнуло лучами
На ликующий залив!

День пройдет — устанут руки.
Но, усталость заслонив,
Из души живые звуки
В стройный просятся мотив.

Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котенок,
Все скребется о причал...
Во время грозы
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!

И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.

-Какие явления природы описаны в стихотворениях?
- Как поэт передаёт чувства, волнующие его душу?
- А теперь попробуем написать музыку к стихотворениям. (взволнованная, быстрая, тревожная, громкая или тихая, умиротворённая, спокойная. медленная )
Задание 2. «Я аналитик»
Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов, и подарю букет
Той девушке, которую люблю.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз

-Что придаёт музыкальность его стихам?
-Как располагаются ударения в стихотворной речи? (в определённом порядке и в определённом сочетании)
-Определите стихотворный размер (ямб 5-стопный, 4-стопный )?
-Какова отличительная особенность стихотворного размера? (певучесть, задумчивость)
-Назовите аллитерационные цепочки со звуками

Задание 3. «Посоревнуемся с поэтом»
Зимняя песня
В этой деревне огни__________.
Ты мне тоску не ___________!
Светлыми звездами нежно __________
Тихая зимняя________.

Светятся _____, ___чудные,
Слышится _____полыньи...
Были пути________, трудные.
Где ж вы, ____мои?

С_____ девушка мне улыбается,
С___ __ улыбчив и рад!
Т____, трудное - все забывается,
С_____ звезды горят!

Задание 4. «Строчки перепутаны»
Первый снег
Ах, кто не любит первый снег
На отдаленном берегу
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
И весь в светящемся снегу,

В замерзших руслах тихих рек,
В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
Лось замирает на бегу.

4.Рефлексия Поэтический дар Рубцова – редкостное призвание слышать живущие в глубинах бытия звучание: « Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто».
А что слышите вы в стихотворениях поэта? Что вы представляли, когда слушали его стихи? О чём вы задумывались?
5. Итоги урока. Д.З: Письменная работа: написать мини – сочинение : «Когда я читаю Николая Рубцова…»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: swet (2015-04-25) E
Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru