Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

разработка урока Система образов трагедии В. Шекспира «Гамлет
Система образов трагедии В. Шекспира «Гамлет
ГУ "Сш №17"города Костаная.
Учитель Сахратова Н.Ф.

Цель:
- рассмотреть систему образов трагедии В. Шекспира «Гамлет» и показать современность произведения;
- совершенствовать учебные навыки анализа драматического произведения, умение следить за развитием характера, выявлять основные проблемы, которые ставит автор в тексте;
- воспитывать уважение к творчеству великих деятелей культуры, понимание главных нравственных ценностей. Приобщение учащихся к классике мировой литературы.
Оформление: портрет В.Шекспира, иллюстрации к трагедии “Гамлет”, теоретический аппарат.

Ход урока
I. Организационный этап

II. Актуализация
1. Сегодня мы продолжим разговор о творчестве великого английского писателя В. Шекспира. А.В.Луначарский восхищенно говорил об этом писателе: “…Он был влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него и после него не видел: он видит страшно широко. Он видит все зло и добро, он видит прошлое и возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в прошлое, или выражает настоящее, или создает свой собственный тип, из своего сердца, - все живет жизнью полной”.
Согласимся ли мы со словами Анатолия Васильевича Луначарского -советского государственного деятеля, писателя, переводчика, публициста, критика и искусствоведа?
Главный вопрос урока. В чем смысл трагедии Шекспира “Гамлет”?
Актуальны ли проблемы, затронутые в трагедии, в настоящее время?

III. Формирование новых понятий и способов действия происходит в групповой работе.
1. Задание. Назовите и обоснуйте вечные темы и вечные проблемы трагедии (тема мести, тема власти, тема любви, дружбы, предательства и верности, знания, мотив сомнения и т.д. Как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Что такое дружба, любовь? Почему люди предают?)
2. Задание. Выполнить кластер и акростих на тему «Образ Гамлета», тонкие вопросы, синквейн и фишбоун на тему «Система образов трагедии» (вечные темы и вечные проблемы трагедии воплощены в образах Гамлета, Лаэрта и Фортинбраса. Офелия хорошая, благовоспитанная дочь, она воспитана в послушании родителям и королю. Она любит, но становится орудием в руках врагов Гамлета.
Комментарии учителя.
Первый монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – “это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует”.Его душу потрясли: скоропостижная смерть отца; его место занял недостойный человек; мать изменила памяти любви.
Таким образом, Гамлет узнает, что зло не философская абстракция, а страшная реальность, находящаяся рядом с ним, в людях, наиболее близких по крови. Задачу личной мести Гамлет делает делом восстановления всего разрушенного нравственного миропорядка.
Истинно Гамлет не примиряется со злом и намерен с ним бороться. Угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве. Трагедия не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознает, что сам далек от совершенства, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере чернит и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и Лаэрт мстит ему.
IV. Применение. Формирование умений и навыков в групповой работе.
1. Задание. Дополнить схему. Для ученика.
Социальный уровень
_________________________________________
«Чело Зевеса; кудри «сгусток мяса;
Аполлона; взор, как ржавый колос,
У Марса, - властная гроза; убийца и холоп,
Осанкою – то сам гонец смерд, мельче в
Меркурий; Поистине 20 раз одной деся-
Такое сочетанье, Где той; шут на троне;
Каждый Бог вдавил вор, своровавший
Свою печать, Чтоб драгоценную коро-
Дать вселенной образ ну и сунувший в
Человека…» карман!
«…человек во всем» Король из пестрых
тряпок»
чистота – грязь,
красота уродство
ГАРМОНИЯ ___________________
(ДОМ) «Дания – тюрьма»,
мир-тюрьма,
Дания - одна из худших
______________________
(тотальный шпионаж)
Уровень семьи
ОТЕЦ ______________ (грязь кровосмешения) - ________________
ИДЕАЛ Любовь чистая,искренняя «жить в гнилом поту
ЭПОХИ («Он мать мою так нежил, засаленной постели,
Возрождения: Что ветрам неба не дал бы Варясь в разврате,
Человек- Коснуться ее лица») нежась и любуясь на куче грязи
Венец Вселенной
ГАМЛЕТ - ОФЕЛИЯ
Почему Гамлет не торопит месть? «Бог дал вам одно лицо,
Мотив мести Лаэрт а вы себе делаете другое»
Д.5, сц.2
Личное = общее «И будь что будет,
лишь бы за отца отомстить
Насилие как одно из средств как должно»
уничтожения несправедливости
Закон феодальной морали
____________ душой Сговор
Нравственное _________________________
Для учителя Социальный уровень
Старый Гамлет Клавдий
«Чело Зевеса; кудри «сгусток мяса;
Аполлона; взор, как ржавый колос,
У Марса, - властная гроза; убийца и холоп,
Осанкою – то сам гонец смерд, мельче в
Меркурий; Поистине 20 раз одной деся-
Такое сочетанье, Где той; шут на троне;
Каждый Бог вдавил вор, своровавший
Свою печать, Чтоб драгоценную коро-
Дать вселенной образ ну и сунувший в
Человека…» карман!
«…человек во всем» Король из пестрых
тряпок»
чистота – грязь,
красота уродство
ГАРМОНИЯ ТЮРЬМА
(ДОМ) «Дания – тюрьма»,
мир-тюрьма,
Дания- одна из худших
ПОЛОНИЙ
(тотальный шпионаж)
Уровень семьи
ОТЕЦ МАТЬ- (грязь кровосмешения) - КЛАВДИЙ
ИДЕАЛ Любовь чистая,искренняя «жить в гнилом поту
ЭПОХИ («Он мать мою так нежил, засаленной постели,
Возрождения: Что ветрам неба не дал бы Варясь в разврате,
Человек- Коснуться ее лица») нежась и любуясь на куче грязи
Венец Вселенной
ГАМЛЕТ - ОФЕЛИЯ
Почему Гамлет не торопит месть? «Бог дал вам одно лицо,
Мотив мести Лаэрт а вы себе делаете другое»
Д.5, сц.2
Личное = общее «И будь что будет,
лишь бы за отца отомстить
Насилие как одно из средств как должно»
уничтожения несправедливости
Закон феодальной морали
Чист душой Сговор
Нравственное падение
Комментарии учителя.
Герои мировой литературы как Прометей, Иисус Христос, Дон Кихот, Дон Жуан.
находили свое отражение в произведениях великих авторов. Такие образы называют вечными образами. В этом ряду находится и Гамлет. Гамлет – один из вечных образов. Появилось понятие «гамлетизм» - преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека сомневающегося, неспособного быстро действовать. «Гамлетовские ситуации» - это те ситуации, когда сделать выбор практически невозможно.
2. Задание. Ответы на вопросы урока. Согласимся ли мы со словами Анатолия Васильевича Луначарского-советского государственного деятеля, писателя, переводчика, публициста, критика и искусствоведа? Главный вопрос урока. В чем смысл трагедии Шекспира “Гамлет”?
Актуальны ли проблемы, затронутые в трагедии, в настоящее время?

- Комментарии учителя.
- С какой просьбой обращается Гамлет к Горацио перед своей смертью?
Гамлет просит Горацио не убивать себя, он говорит: «Дыши в суровом мире, чтоб мою Поведать повесть».
Даже если мы не находим в произведении ответов на вечные вопросы, оно заставляет нас задумываться, искать ответы на них. Да, Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы, будоражащие умы, бередящие души. А значит, он сделал мир немножечко лучше.
Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола вложил в уста бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессметным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можешь переродиться по велению своей души и в высшее, божественное». У нас у всех есть выбор, и пусть этот выбор будет правильным.

V. Этап информации о домашнем задании
1. Прочитать трагедию В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

VI. Этап рефлексии
« Где я?»

1. Ожидание
2. Просветление
3. Неопределенность
4. Недоумение
5. Радость
6. Удовольствие
Категория: Русский язык и литература | Добавил: nadn (2015-10-13) | Автор: Сахратова Надежда Фёдоровна E
Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 9:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru