Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Доклад-Как научить детей читать
Как же научить детей читать? А тех, кто умеет - научить читать без ошибок.
Психологи выделяют ряд причин, которые затрудняют обучение чтению, на некоторые из них следует остановиться.
Первая причина- антиципация (предвосхищение). Это понятие характеризует наше мышление, основано оно на ассоциациях, догадках. С одной стороны, мы используем и опираемся на этот прием, когда предлагаем детям порассуждать, о чем же рассказ по его названию, или зачитываем отрывок и предлагаем подумать, что могло быть дальше, то есть мы развиваем мышление ребенка. Но дело в том, что ему самому свойственно предполагать, что будет, просчитывать, домысливать. При обучении чтению это имеет отрицательное значение, так как ребенок, не дочитывая слова до конца, придумывает им окончание.
Вторая причина - недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата. То есть ребенок допускает ошибки при чтении, так как не может четко произносить звуки и сочетания звуков.
Третья причина- малое поле зрения. В результате многочисленных исследований было выявлено, что при чтении глаза человека находятся в одном из двух состояний: фиксации или смены точек фиксации. Восприятие текста происходит только в момент остановки глаз. В это время идет переработка информации. Естественно, чем больше объем воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения, тем выше скорость чтения.
Кроме того, на чтении, как и на любой деятельности, отражается развитие всех психических процессов. То есть от уровня их развития зависит быстрота овладения теми или иными умениями и навыками.
Вашему вниманию предлагаем разные виды заданий для предупреждения и преодоления трудностей в обучении, коррекции и преодоления трудностей для работы над техникой чтения. Эти задания можно использовать как для коллективной работы, так и для индивидуальной.

Виды работ над текстом на уроках чтения
Уровень текста
1. чтение всего текста
2. чтение, деление на части. Составление плана.
3. чтение по готовому плану.
4. чтение, после пересказ.
5. чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6. чтение по цепочке
7. чтение вполголоса.
8. чтение, нахождение отрывка к рисунку.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения
1. артикуляция: гласные, согласные звуки, слоги, различных видов.
2. чтение труднопроизносимых слов.
3. чтение скороговорок.
4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Время: не более 30 секунд.
5. выделение логосом то одного, что другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7. выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8. чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

Упражнения для развития техники чтения
1. чтение вслух.
2. чтение про себя.
3. жужжащее чтение.
4. чтение хором.
5. чтение в темпе скороговорки.
6. чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7. динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8. бинарное чтение.
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
10. «Буксир»:
А) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
Б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

Задания для предотвращения антиципации

1. Малень___ пуши___ кроль___,
рыж__ хит__ лиси____.

2. Серый ёж___,
смешн____ щенок,
возду____ шарик.

3. Бежа___ лиса, на ___рон зазева___ - и попа____ в коло____.

Далее задания усложняются.
4. Ид_т де_ _ чка в _ _ олу. Б_нт_ки кра_ _ вы, платьи_ выгл_ ж_на, б_тинк_ _ лест_. (Идет девочка в школу. Бантики красивые, платьице выглажено, ботинки блестят.)

5. _усь и ж_ра_ль.
П_ав_ет г_с_ по п_уду и гр_мк_ р_зг_в_рив_ет с_м с _о_ой.
(Гусь и журавль. Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собой.)
При работе с этими упражнениями дети учатся, с одной стороны, выдвигать смысловые гипотезы, с другой - анализировать слова.

В следующем упражнении преобладает побуквенным анализ.
6. Ж-л- б_л _ _ а_и, у н_г_ б_л_ к_т да _е_у_. _ _ а_и_ ушел в лес на р_б_т_, кот п_н_с ему е_ть, а _е_у_а остав_ _ стеречь _о_.
(Жил старик, у него были кот да петух. Старик ушел в лес на работу, кот понес ему есть, а петуха оставил стеречь дом.)
В следующем упражнении дети должны проанализировать текст и найти ошибки.
7. Мурзик умывается, рукою вытирается.
***
Пушистый, гадкий белый зайчик сказал ежу:
- Какое у тебя, братец, колючее, мягкое платье!

***
Солнце, звезды, земля, Юпитер, Марс, Сникерс, комета, метеор, метро, метеорит- это небесные тела.

Чтение чистоговорки.
Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно его произнести в конце фразы.
1.Шо- шо- шо
все будет хорошо.
Ко- ко- ко
Прочитаем все легко.

Далее идет усложнение.
2. Шпри- шпря- шпра- щпро- щпре- щпрю- щпру- начинаем мы игру.

Прица- пруца- пряца- прюца- улыбаются- смеются.

3. Фа- фе- фо- фё- фу- фы- фи- на слова ты посмотри.
Фоль
Фаль

Фель
Добавляем порт- портфель.
Фоль
Фель
Филь
Коль добавим про - профиль.
Клир клыр
Клер клёр
Кляр клор- прочитаем мы фольклор.

4. Фоль - канифоль
фаль - тефаль
фель - портфель
филь - профиль.

Чтение скороговорок.
Вначале учитель предлагает детям прочитать цепочку слов.
1. Греч грач сургуч горяч
гренка грелка гречка
гречне гречнев ячнев
Еву вую юю
Затем дети читают скороговорки.
2. Грек в грелке гречку грел.
Гречневую кашу грач Григорий съел.
Гений Гена генерал всю квартиру убирал.
Генеральною уборкой это дело называл.

Задания на увеличение поля зрения
1. Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева и справа. Спустись на следующую строку, затем ниже…
А О
И Ы
Е Ё
Я Ю

Посмотри, на какой строчке ты остановился? Запиши свой результат. Посмотри, как это задание ты выполнишь в следующий раз.

2. Посмотри в центр строки, прочитай слоги, соедини их в слово.
Ми ша
Ти мур
Ро ман
Кос тя

3. Посмотри в центр первой строки. Прочитай слова.
Ужи уши
Косы козы
Ветер вечер
Пишу пищу

После прочтения всех строчек учитель предлагает сравнить слова первой строчки и ответить на вопрос: чем похожи, чем отличаются.

4. Прочитай слова.
та
На стя
чало
лим

паль ля
ло то ня
реше ша

5. «Словесная лесенка»
ма знать
мал узнать
мама познать
марка опознать
маркиз опознанный

6. Прочитай цепочку. Зачеркни каждый второй слог, а оставшиеся слоги соедини дугами и прочитай, что получилось.
Ми ва шут стра ка про

7. Прочитай все строчки и столбики. Прочитай только выделенные слоги, соединяя их дугами.
Кра кро кры кры
Са со сы су
Тру тля ту тол
Сюв сля лве ля
Задания на развитие мышления, речи, внимания, восприятия, памяти, воображения

1. Сколько спряталось слов?
Волчишкоткрытолщенокночь

2. Найди слова, которые спрятались.
СТРОЖИРАФАРТЛИКИТРОМИСБАРАШЕК

3. Расшифруй слова и составь с ними предложение.
ТСОЛ ШОККА ООКН

4. Поставь слоги на место.
РА КО БЛИК
РЕ МО
РО МАТ СЫ

5. Сколько слов спряталось в словах?
ПОБЕДА, КОРТИК.

6. Найди слова, в которых спрятался слог КРА.
КРАСКА КРАН
ИКРА КРАПИНКА
КРАСОТА УКРАЛ
КРАСНЫЙ КРАБ

7. Расшифруй слова.
мАшиКаН, ткВыА, огЕЦур, горДо.

8. Прочитай слова справа налево. Из какой сказки данные персонажи? Кого не хватает?
ЬДЕВДЕМ, ЦЯАЗ, КЛОВ, АСИЛ, КОМЕРЕТ.

9. Прочитай упражнение справа налево.
! ьтатич ьтему ошорох каК

10. Из каких слов убежали буквы?
ВОЛ К ВОЛ Л
БАРАН БА БАРАН К
СОВА Л СОВА БА
ТЯПКА Р ТЯПКА ВЫ
ЗАЛ ВЫ ЗАЛ Р
ШОК МЕ ШОК О
ПЯТЬ О ПЯТЬ МЕ

11. Прочитай слова. Для этого вспомни буквы русского алфавита.
WORKSHTO
QДWIBYERPZЬ

12. Переведи слова с марсианского.
Гирт (тигр)
елв (лев)
солн (слон)
филту (туфли)
некл (клен)
буд (дуб) пигасо (сапоги)
шафк (шкаф)
нуокь (окунь)
ущак (щука)
алпен (пенал)
чукар (ручка)

13. В дальнейшем подобную работу провожу на небольших текстах.
На келыбар
Ратеяб лоишп тиволь убры. Асаш есн дочуки. Кляо и алки лизяв тьес. Асаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале. Алкиу лаппося касарь.
На рыбалке
Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался карась.
Ныснейж чайзик
Недь лыб плыйте. Генс лыб крымой. Лишыв тябаре ов дров. Точ ледать? Оляк талс пелить гевокисан. У асаш дубет девьмеь. У ежни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.
Снежный зайчик.
День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.
14. Следующий вид работы: текст, в котором все слова написаны слитно.
...ОнипопаливечеромвлесирешилитамзаночеватьОселисобакаулеглисьподбольшимдеревомакотипетух
забралисьнасукпетухвзлетелнасамуюмакушкудеревагдебылоемувсегонадежнейНопреждечемуснутьон
осмотрелсяпосторонамипоказалосьемучтовдалиогонекмерцаетионкрикнулсвоимтоварищамчтотут-пож
алуйидомнедалечепотомучтовиденсвет.
15. Последний вид работы самый сложный – это текст, в котором печатная строчка стерта наполовину. Дети должны не только прочитать текст, но и ответь на вопросы.


1. Где лежит дровяной склад?
2. Что свалено в кучу?
3. Кто дрова на зиму запас?
4. Как греет осинка в бобрином животе?
5. Что вьется из бобровой хатки даже в стужу?

1. Где надо искать первые весенние цветы?
2. Что висит на ветках?
3. Какие другие цветы есть рядом?
4. Что они делают?
5. Что станет с каждым цветком?
Определение главной мысли текста по заголовку
1.По иллюстрациям к тексту определить его содержание.
2.Работа над содержанием прочитанного помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь учащихся, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, совершенствовать словесную систему мышления.

КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 27».

Доклад

Тема: «Развитие качественных и темповых показателей чтения».


Выполнила:
Квятковская Е.В.
учитель нач.классов
КГУ «Общеобразовательная
средняя школа № 27»


г. Темиртау.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Гала (2015-11-11) | Автор: Квятковская Елена Викторовна E
Просмотров: 194 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 5:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru