Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Деепричастие. Уроки 4-6
Урок №3

Тема: Деепричастие и деепричастный оборот

Урок индивидуальной проработки знаний

Обучающие задачи: обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и
де¬епричастном обороте; закрепить умение находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них.
Развивающие задачи: развивать навык работы над конструированием предложений с деепричастия¬ми и деепричастными оборотами, развивать навык работы в паре, в группе.
Воспитательные задачи: развивать познавательный интерес к урокам русского языка, совершенствовать культуру речи и общения.

Форма урока: урок-путешествие

В связи с тем, что уроки предусматривают не только обучение, но и направлены на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Данный урок проводится после изучения темы «Деепричастие» в нетрадиционной форме, в форме урока-путешествия. После каждого выполненного задания учащиеся в форме самоконтроля или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала и выставляют оценки в «Лист учёта знаний».

Оборудование: «Лист учёта знаний», карточки для индивидуальной работы.

I. Первый дидактический этап – введение в тему урока, постановка задач урока

- Сегодня на уроке мы обобщим сведения о деепричастии, зак¬репим знания о правописании деепричастий, о выделении дееприча¬стных оборотов запятыми на письме, об употреблении деепричастий в речи. Работать будем, используя оценочный лист знаний, в который вы будете выставлять оценки за каждый этап урока. Средний балл, полученный на уроке, будет выставлен в журнал.

1. Проверка домашнего задания.
С какими проблемами встретились при выполнении домашнего задания?

2. Работа со стихотворением, написанным на доске.
Восстановите строки из стихотворения Э. Асадова «Лес», заменяя данные глаголы на деепричастия, которые должны быть использованы в стихотворении.
Для справок: посинеть, греться, ежиться, взяться.
... от свежего ветерка
Чуть... крепыши-маслята
... за руки, как ребята,
Топают... вокруг пенька!
Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
(Э.Асадов)
Списывание стихотворения.
- Спишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения. Графически объясните постановку знаков препинания.

- Какие слова указывают на действия, которые выполняют маслята?
- Какие – на добавочное действие при основном, выраженном глаголом?
- С какой целью они использованы в стихотворении? Зачем нужны?
- Делаем вывод, что слова “ежась”, “посинев”, “взявшись” и “греясь” украшают глагол, дополняют его другими действиями, создают живописную картину “действий” маслят.

Второй дидактический этап - актуализация опорных знаний

1. Итак, вспомним некоторые сведения о деепричастии.
- Что мы называем деепричастием?
- На какие группы делятся деепричастия?
Работа в постоянных парах.
Взаимоопрос по теме: «Несовершенный и совершенный виды деепричастия».

Индивидуально (у доски): морфологический разбор деепричастий из стихотворения Э. Асадова (двух на выбор)

3. Творческий диктант.
От глаголов, данных в скобках, образуйте деепричастия соответствующего вида. Расставьте знаки препинания, графически объясните.
Проверка (индивидуальный ответ).
Поставьте оценку в лист учёта.

1. Осторожно (раздвинуть) кусты девочка вышла на поляну.
2. Он (нахмурить) брови изредка бросал приказания.
3. (Сидеть) на диванчике он смотрел мне в лицо и молчал (опереться) руками в колени.
4. Он замотал головой (жмурить глаза) и опять заговорил.
5. (Знать) правило быстро ответишь на вопрос.

Прежде чем мы будем выполнять задания, связанные с построением предложений с деепричастными оборотами, вспомним о «коварстве» деепричастного оборота.
- Какие ошибки могут быть допущены в предложениях с деепричастными оборотами?
- Что нужно помнить, чтобы не допускать ошибки в предложениях с деепричастными оборотами?
(Деепричастие и глагол должны относиться к одному лицу, а не к разным).

4. Цифровой диктант.

Укажи предложения с речевыми ошибками. Исправь их и проговори в правильном виде. Выставь оценку в «Лист»: за каждый верный ответ получаешь один балл.
1. Наблюдая за полётом бабочки, ребята не заметили приближающейся опасности.
2. Подъезжая к городу, нашу машину остановили.
3. Он повернулся и, увидев незнакомца, тут же остановился.
4. Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
5. Открывая дверь, она тихонько скрипнула.
6. Подъезжая к станции, я увидел отца.
7. Зная правило, быстро ответишь на вопрос.
8. Читая стихотворения этого поэта, невольно возникает чувство восторга.
9. Принимая участие в олимпиаде, перед тобой открываются широкие возможности.
10. Будьте осторожны, отправляясь в горы.

Правильный вариант: 2, 4, 5, 8,9.

Третий дидактический этап – творческие задания по уровням

Уровень А

Замените глаголы, данные в скобках, деепричастием нужного вида. Подчеркнув грамматическую основу и деепричастные обороты, расставьте знаки препинания. Графически их объясните. Выполните морфологический разбор деепричастия раскинув.
Назовите виды пропущенных орфограмм. Подберите синоним к слову вперив. При необходимости используйте толковый словарь.
Подсказка: в тексте пропущено 8 запятых.
Над водой (описывать круги) парила птица. (Раскинуть) могучие крылья и (напружинить) сильные ко(г,к)тистые лапы она кружилась над серединой реки. (Вперить) в речную глу(б,п)ь острый взгляд птица пр…мечала даже самое малое дв…жение в реке. (Сверкать) белоснежным оп…реньем и (наклонить) хищную голову птица несколько раз пересекла реку потом (сл…жить) крылья камнем кинулась вниз.

Уровень В

1. Работа в постоянных парах. Взаимопроверка.
1 вариант
Дополните поздравление с Днём независимости, включив в него деепричастия или деепричастные обороты. Прочитайте друг другу, поставьте оценки в оценочный лист, лучшее прочитайте вслух.
____________________ , желаю тебе, дорогой друг, ценить независимость и свободу. Стремись хорошо учиться, чтобы, _________________________ , быть полезным своей Родине. _______________, думай об окружающих тебя людях. Будь достойным гражданином нашей страны.

2 вариант
Дорисуйте картину зимнего утра, добавив деепричастия или деепричастные обороты. Прочитайте друг другу. Поставьте оценки в оценочный лист. Лучшее прочитайте вслух.

Наконец из-за горизонта выглянуло солнышко,______________ . Снег заискрился, ____________________ . Я остановился, ________________________. Как хорошо вдыхать морозный воздух, __________________ . _____________, я представляю себя в зимней сказке.

Уровень С.

Взаимопроверка. Поставьте оценки в оценочный лист.
Выпишите те устойчивые сочетания, в состав которых входят деепричастия. С 3-4 из них составьте предложения.
Положить на обе лопатки, плакать в три ручья, ходить задрав нос, несолоно хлебавши, мчаться во весь дух, нестись сломя голову, смотреть выпучив глаза, работать не покладая рук, бежать высунув язык, положа руку на сердце, работать засучив рукава.

Четвёртый дидактический этап – работа с текстом

Учимся у классиков. Работа по тексту.
Ветер стервенея от собстве..ой ярости клок..тал д..вясь колючим снегом. Пурга св..вала л..тучий снег в тугие бешено в..ртящиеся веретена, они падая с с низко нависшего серого неба закручивались над степью. Дикой силы буран терзал, давил заставляя …гибаться устало бредущих людей, захлебыва..щихся ветром и снегом. Исай Калашников «Жестокий век».
Вставить пропущенные буквы, обозначить часть слова с пропущенными орфограммами. Расставить знаки препинания. Объяснить их графически.
Проверка «по цепочке». Поставьте оценки в оценочный лист.
Беседа по тексту.
- Тема, основная мысль этого текста?
- Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.
- К какому стилю речи относится текст? Почему?
- Какова цель художественного стиля? (Воздействовать на чувства читателя с помощью образов и картин.)
- А какие образы создает писатель, картину какой степи показывает он нам?
- Какие слова нам это показывают? (Причастия и деепричастия.)
- Значение каких слов вам непонятно
Обратите внимание на слово «стервенея». Какую окраску оно имеет? (Это просторечное, несколько грубоватое слово.) С какой целью автор его употребляет? (Подчеркивает ярость бурана.)
Вывод. Какую же роль выполняют причастия и деепричастия в тексте?

Я попросила двух учеников провести лингвистический эксперимент: заменить причастия и деепричастия глаголами и сочетанием «который + глагол».
Послушайте, что у них получилось.
Как изменился текст? (Исчезло авторское отношение, яркость, образность текста; он стал сухим, неинтересным.)

Так какую же роль играют эти особые формы глагола в тексте?

Пятый дидактический этап – работа с деформированным текстом

Прочитайте сочинение. Нравится ли вам работа? В чём, на ваш взгляд, недостатки работы?
Пришла волшебница-зима и укрыла всю землю белым ковром. Деревья надели пушистые белые шапки и шубки. Мороз рисует пушистые узоры на стёклах окон. Иней посеребрил ветки деревьев, светит солнышко, и на снегу вспыхивают золотые искорки. С неба падают снежинки, как маленькие звёздочки.

- Как вы думаете, имел ли в виду автор сочинения какой-то конкретный зимний день, конкретный уголок города, леса или же он писал о зиме «вообще»?
- Какие нужно ввести изменения, чтобы получилась правильная, выразительная работа?
- Придумайте такие темы сочинений о зиме, которые помогают отучить писать штампами.

Шестой дидактический этап - подведение итогов, домашнее задание

Чему мы сегодня учились на уроке, путешествуя по теме «Деепричастие»?
Какова же роль причастий и деепричастий в тексте?
Какие оценки вы заработали? Учащиеся сдают «Листы учёта знаний»

Домашнее задание:
§ 28. Употребление деепричастий в речи. Сочинение-миниатюра с использованием причастных и деепричастных оборотов.
1. Индивидуальное задание (два ученика): Индивидуальное сообщение об употреблении глагольных форм (деепричастий и причастий) в речи.
2. Составить творческий диктант «Записать слово по его лексическому значению» по орфограмме «Безударные гласные, не проверяемые ударением».

Урок №4

Тема: Урок-практикум. Употребление деепричастий в речи. Обобщение по теме

Данный вид урока-практикума помогает развивать способности каждого отдельного ученика

Обучающие задачи: показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;
совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов, правильно использовать причастия и деепричастия (обороты с ними) в речи, находить и исправлять ошибки, связанные с образованием и употреблением глагольных форм.
Развивающие задачи: создавать мотивационную основу для изучения русского языка; развивать навык работы в группах.
Воспитательные: воспитание культуры интеллектуального труда; воспитание интереса к русскому языку; патриотическое воспитание.

Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций

Первый дидактический этап - актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания

1. Сообщение задач урока.
2. Проверка домашнего задания: прослушивание нескольких творческих работ.
3. Работа в парах. Взаимоопрос по § 28. «Употребление деепричастий в речи».
Индивидуальное сообщение об употреблении глагольных форм (деепричастий и причастий) в речи.
Какова же роль причастий и деепричастий в речи?
Причастия и деепричастия
передают авторское отношение;
создают настроение текста;
придают художественному тексту особую выразительность.

Часто ли вы сами пользуетесь деепричастиями и деепричастными оборотами?
(учащиеся дают отрицательные ответы).
3. Слово учителя.
В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи. Художественные же тексты немыслимы без деепричастий и деепричастных оборотов. В этом мы уже убедились. Используются ли деепричастия и деепричастные обороты в текстах других стилей? Сегодня мы ответим на этот вопрос.
1. Творческий диктант.
Записать слово по его лексическому значению. Выделить орфограммы.
1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. (Оркестр)
2. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха. (Санаторий)
3. Дарование, выдающиеся природные способности. (Талант)
4. Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж)
5. Устное народное творчество. (Фольклор)
6. Научный опыт. (Эксперимент)
7. Решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. (Ультиматум).
Продолжает ученик, получивший индивидуальное задание по данной теме.

Второй дидактический этап – работа в постоянных парах (с последующей взаимопроверкой)

1 вариант. Упражнение 219 (устно). Завещание Альфреда Нобеля.
К какому стилю относится текст. Ответ мотивируйте. (Стиль официально-деловой – документ)
Прочитайте предложения с деепричастиями или деепричастными оборотами. Их роль в тексте.

2 вариант. Прочитать отрывки из стихотворений, где использованы дееп¬ричастия и деепричастные обороты, расставить и объяснить постановку знаков препина¬ния.
1. Зима лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
2. Отражаясь березы ломались в пруду.
3. А месяц будет плыть и плыть роняя весла по озерам.
4. Но тихо дремлют кедры обвесив сучья вниз.
5. У плетня зар..сшая крапива
Обр..дилась ярким перламутром
И к..чаясь шепчет шаловливо
С добрым утром! (С. Есенин)
- Какую роль играют деепричастия в художественных произведениях?

2. Повторение. Написание не с разными частями речи.

1 вариант. Отметь слитные написания
(не)умолкающий шепот, (не)удержавшиеся на ветках, (не)проницаемая стена, ничему (не)радуясь, вовсе (не)ласковое, (не)теплая, а холодная, очень (не)приветливые, (не)рассчитывая, (не)знающая тепла, (не)изъяснимое волнение, ждать с (не)терпением, (не)утолимая печаль, (не)замечая, (не)навидя, никому (не)нужен.

2 вариант. Отметь слитные написания
(Не)доумевая, преследовали (не)удачи, (не)ощущая холода, ничему (не)рада, (не)преодолимая преграда, (не)утешительные вести, отнюдь (не)счастливая, (не)зеленые листья, (не)забывая, очень (не)простая, (не)умолимые законы, (не)согретая солнцем, (не)сбывшиеся мечты, (не)дающие тепла, (не)поправимая беда, (не)успокоившись.

3.
1 вариант (устно). К приведённым деепричастным оборотам присоедините нужное, на ваш взгляд, предложение.
1) Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле:
а) народом были созданы произведения большой глубины и силы;
б) народ создал произведения большой глубины и силы.
2. Рассказывая о явлениях жизни:
а) в произведениях писателей даются им объяснения, выносится приговор;
б) писатели дают им объяснения, выносят приговор.
Обогащая современного читателя знанием прошлого:
а) книги писателей-классиков воспитывают уважение к родной стране и её народу;
б) в книгах писателей-классиков воспитывается чувство уважения к родной стране и её народу.

2 вариант (устно). Найдите ошибки в данных предложениях. Исправьте их. Аргу-ментируйте свой ответ.
1. Спеша на экзамен, волнение не должно вас одолевать.
2. Позавтракав, машина приехала за нами.
3. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
4. Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.
5. Возвратясь домой, шел дождь.

Третий дидактический этап – работа в группах: устранение стилистических и пунктуационных ошибок в предложениях

Группа самостоятельно распределяет задания между участниками, прослушивает результат, оценивает и в случае необходимости корректирует.

1. Найди и отметь предложения с пунктуационными ошибками. Исправь их, объясни графически поставленные знаки препинания.
Учащиеся работают по полученным текстам.
А). В это мгновение мы очнулись и лось узнав в нас людей прыгнул из оси(н,нн)ика.
По степи поплыли тени облаков пропит…(н,нн)ые голубым с…янием луны.
Всю дорогу он разговаривал со мной (не) умолкая ни на минуту.
Пр…слушиваясь он тихо опустился на одно колено и замер.
Потом, повернув лошадь в эту сторону и слегка согнувшись в седле, он заставил её упругим движением перепрыгнуть через канаву.
Б). Командир пожимал руки офицерам низко и небрежно склоняясь с седла.
Когда самолёты сверкая крыльями в лучах солнца уже уходили масса льда шевельнулась и ра(с,сс)редоточ..вшись стала приходить в движение.
Острые зелёные фонтаны воды (как) будто внезапно вск…пев возникли над бурыми клубами.
Он прошёл через двор вошёл в садик и дойдя до дощатого сарая по выступам забрался на крышу.
Согнувшись в несколько скачков он добежал до сарая.
Пр…близившись к перекрёстку я свернул на знакомую улицу и только пройдя метров пятнадцать спохватился и пошёл обратно.
В). Он шёл (не)останавливаясь. (Не)обращая внимания на боль с отчая(н,нн)ой решимостью он торопливо взбирался на вершину холма за гребнем которого скрылся Билл. Но с гребня он увидел что в долине (ни,не)кого нет. На него снова напал страх но поборов его он передвинул тюк к левому плечу и хромая стал спускаться вниз. (По Дж Лондону)

2. Кодированная работа.

У каждой группы листок с перечнем речевых ошибок и предложения с этими ошибками:
1. Незнание значений слов (паронимы)
2. Нарушение лексической сочетаемости
3. Повтор слова
4. Тавтология (повтор однокоренных слов)
Задача учащихся – вписать номер прочитанного предложения в нужную строку, определив тип ошибки в данном предложении.
1. Мой брат – человек очень практический, он не выбрасывает старые вещи.
2. Эти черты характера были характерны для героя.
3. Он видел тяжкую жизнь крестьян.
4. К высшим чинам герой относится с почтением, к простым людям относится высокомерно, а к слугам относится грубо.
5. На именины Татьяны съехались соседи-дворовые, владельцы окрестных усадеб.
6. Все поэты уделили особое значение этой теме.
7. Надо уделять заботу малышам.
8. Не без труда автор решает эту трудную задачу.
После прочтения работы осуществляется взаимопроверка: учащиеся обмениваются листочками.
Ключ с правильными ответами даётся дополнительно.
1) 1, 3, 5; 2) 6, 8; 3) 4; 4) 2, 9

3. Записать предложения, исправив ошибки.
1. Заглавная роль в поэме Пушкина «Полтава» принадлежит Петру первому.
2. В своём сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.
3. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
4. Я люблю игру на скрипке и петь.
5. В квартире нужно было провести ремонт.
6. Столяр сделал эту работу из дуба с четырьмя ножками.

4. Объяснить причины речевых ошибок в предложениях:
В небольшом по объёму произведении автор затрагивает нужные вопросы, он коснулся важных проблем воспитания.
Он большой любитель купить и менять свои вещи.
Он оглянулся назад и видит: скоро деревня скроется из виду.
(Норма требует, чтобы в границах одного предложения (абзаца) видовременные формы глаголов были одинаковые. Задание формирует умение находить и исправлять ошибки, связанные с нарушением данной нормы).

Четвёртый дидактический этап - редактирование текста по группам

Раздаются тексты сочинения. Ученики обращают внимание на основную часть, на логические переходы от вступления к основной части и заключению, отмечают художественные средства, которые удачно или неудачно использует автор, дополняют текст своими предложениями.

Текст для редактирования.
Я люблю зиму. Особенно я люблю снегопад. В зимний воскресный день я иду по дорожке парка и любуюсь огромными елями, покрытыми удивительными белыми снежными шапками. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. Я не могу оторвать глаз от роскошно убранных деревьев. Я хочу нарисовать это, но боюсь, что не сумею точно подобрать краски.

Пятый дидактический этап - подведение итогов урока
- Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
- Какие из тем вы бы хотели еще повторить?
- Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?

Домашняя работа: §§ 22-27, упражнение 208( уровень С), 210 (уровень А, В), подготовка к сочинению по фотографии Устиненко «Зимний день».

Урок №5

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению-описанию по фотографии А. Устиненко «Зимний день» (цветной вкладыш, стр. 160)

Обучающие задачи: научить детей “видеть” изображённое на картине, высказываться по произведению живописи, подготовить учащихся к написанию сочинения-описания.
Развивающие задачи: совершенствовать коммуникативные навыки, развивать художественное воображение.
Воспитывающие задачи: передать чувства, настроения, которые возникают от картины; учить видеть красоту родного края.

Оформление:
• Презентация в программе Microsoft Power Point;
• Симфония П. И. Чайковского “Времена года». Декабрь. Январь.
• Картина И.И. Шишкина «Зима», фотография А. Устиненко «Зимний день»

Первый дидактический этап - вступительное слово учителя

Сейчас за окном зима, и кажется, что природа спит. (Слайды с зимними пейзажами). Но это только кажется. Благодаря мастерам слова, красок и звуков, мы можем проникнуть в тайную жизнь зимней природы. Поэты, художники и композиторы в своих произведениях помогают нам увидеть и услышать даже в спящем на первый взгляд зимнем лесу нечто удивительное.
Беседа.
Сочинение какого типа мы будем писать?
Что такое описание? Что такое повествование?
Иногда бывает нелегко сразу различить описание и повествование. Существует такой прием для их различения: если все содержание текста можно изобразить на одной картинке, то перед нами – описание. Если же для изображения содержания потребуется две и более картинок, то текст – повествование. Среди разнообразных видов описания (помещения, человека, животного) описание природы – наиболее сложный вид.
Я предлагаю вам мысленно перенестись в волшебный зимний пейзаж вместе с поэтами, писателями, композиторами, художниками.
- Работа по группам: (каждая группа получает опорные слова)
НЕБО: ясное, высокое, бесконечное, лазурное
СНЕГ: чистый, рыхлый, свежий, пушистый
ПОГОДА: ясная, безоблачная, чудесная, великолепная
ВОЗДУХ: холодный, прозрачный, хрустальный, свежий, чистый, морозный
ДЕРЕВЬЯ: огромные, в зимнем уборе, в пушистом инее
ЦВЕТОВАЯ ГАММА: лазоревый, белоствольный, зелёный, искристый
СОСТОЯНИЕ: свежо, легко, просторно, радостно, величие, царствование

Второй дидактический этап - работа по картине И.И. Шишкина «Зима»
Рассматривание репродукции.
- Что вы видите на картине?
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года». Декабрь. Январь.

Работа по группам: я попрошу в красках изобразить картины зимней природы, которые вы представляете, слушая музыку композитора. Как вы думаете, какого цвета эта музыка?

Уровень А: подобрать опорные словосочетания по картине.
Уровень В: скорректировать текст ученицы. Показать его достоинства и недостатки. (Ученица попыталась подробно описать картину, в тексте есть изобразительно-выразительные средства. Недостатки работы: непоследовательность в изложении, повтор отдельных слов).
Сочинение ученицы.
И.И. Шишкин – замечательный русский художник пейзажист.
На картине И.И. Шишкина «Зима» изображён зимний лес. Могучие сосны, покрытые снегом, застыли в зимнем оцепенении. Вдали возвышаются белоснежные ели.
Художник изобразил морозный зимний день, наполненный солнечным светом, пробивающимся сквозь ветви елей. Небо вдали розовеет, полоса света словно разделяет картину на две части.
На первом плане картины изображены только нижние части стволов вековых сосен, к земле пригнулись стволы деревьев, укрытые словно покрывалом, серебристым снегом. Вырисовываются силуэты молодых ёлочек.
Сосны кажутся скованными морозом. Словно в оцепенении замерли под снежным гнётом елочки. Неподвижен воздух. Сосновый лес, погрузившись в долгий зимний сон, застыл до весны.
И.И. Шишкин изобразил природу в белом безмолвном величии, она погружена в долгий зимний сон.

Уровень С: написать небольшой этюд, передав состояние окружающей среды.
Каждая группа высказывается по своему заданию.

Третий дидактический этап – творческая работа
Сейчас мы познакомимся с произведением мастера художественного слова, увидим простоту и выразительность текста.
Вставить недостающие художественно – выразительные средства, чтобы получился текст М. Пришвина «Деревья в лесу».

Снежная пороша. В лесу очень тихо. Деревья окружены снегом, ели повесили (эпитет снежные) лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали (метафора арками).
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: “Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и (олицетворение затаились)?” И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как (сравнение) между странными фигурами.

Задание № 3. Составить план текста.
Что в нем описывается? (Зимний лес).
Озаглавьте текст. (Лес зимой или Зимний лес.).
Разделим текст на части. Из скольких частей он состоит? О чем в них говорится? ( Две части. В первой - назван тот предмет, который избран для описания – зимний лес. Во второй - дается описание отдельных эпизодов картины, спрятанных под снегом).
На этом текст заканчивается, но мы чувствуем отсутствие определенной завершенности. Вывод писатель не делает, а лишь намечает, оставляя возможность читателям додумать конец.
Каким же он может быть? (Как красив зимний лес!)
Описание природы, как видим, не имеет в виду движения, в описании его нет, признаки статичны, неизменны.
Обратите внимание на некоторые особенности языка этого текста. (Языковые средства очень просты, отличаются разговорностью и выразительностью. Есть эпитеты, олицетворения, метафоры).
К какому же стилю относится текст? (К художественному: эмоциональный характер описания, красочность изображения, наличие художественно-выразительных средств – все это признаки художественного стиля речи).

Четвёртый дидактический этап - работа по фотографии А Устиненко
Мы посмотрели, как описывают зимнюю природу композиторы, художники, писатели. Дома вам предстоит описать пейзаж местности, изображённый на картине, передать настроения, чувства, навеянные картиной.
Первые впечатления от картины.
- Какие чувства вызывает пейзаж на этой картине?

Художник хотел выразить чувство восторга от красоты зимнего дня, оживить пейзаж единым чувством насыщенной жизни. Удалось ли это автору?
Какими звуками наполнена эта картина? (Скрип снега, потрескивание хорошего морозца, тишина).
- Наше настроение от увиденного на картине.

Работа с памяткой.
Как создать этюд (описание состояния окружающей среды)
1. Пиши, как чувствуешь. Передай настроение.
2. Не стремись к излишней красивости.
3. Не забывай о различных способах выражения (использование наречий, местоимений, однокоренных слов для связи предложений, об использовании причастных и деепричастных оборотах, дорисовывающих действие)

Подведение итогов.
Чему вы научились на уроке, что узнали?
1. Как строится текст-описание.
2. Какие художественно-выразительные средства можно использовать в нем.
Что помогло вам на уроке почувствовать красоту зимней природы?
(Произведения разных видов искусства. Художники, писатели, композиторы помогли нам понять, что природа прекрасна даже зимой, что она продолжает жить своей жизнью).

Урок №7

Тема: Урок контроля знаний. Тестирование

Обучающие задачи: проверить степень усвоения материала по теме.
Развивающие задачи: развивать навык работы с тестами.
Воспитательные задачи: воспитание культуры интеллектуального труда, воспитание интереса к русскому языку.

1. Отметь, признаки каких частей речи совмещает деепричастие:
А. глагола и существительного Б. глагола и прилагательного
В. глагола и наречия Г. глагола
2. Найди верное продолжение фразы: «Деепричастие – это…»
А. самостоятельная часть речи Б. особая форма глагола, обозначающая добавочное действие
В. служебная часть речи Г. форма глагола
3. Выдели деепричастие:
А. указав Б. умыт В. подобравший Г) работать
4. Суффиксы деепричастий:
А. -нн -, -енн-, -т-
Б. -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-
В. -а, -я, -в, -ши,-вши
Г. -ем, -им, -ом
5. Неверное суждение:
А. Деепричастие и глагол отвечают на одни и те же вопросы.
Б. Деепричастие не изменяется.
В. Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.
Г. НЕ с деепричастиями пишется так же, как и НЕ с глаголами.
6. Найти слитное написание НЕ:
А. (не) замеченные учителем ошибки
Б. (не) замеченные пропуски
В. (не) заметил помарку
Г. (не) заметив паутины
7. При написании каких глагольных форм нужно знать спряжение:
А. выслуш…в
Б. увид…вший
В. уважа…мый
Г.потер…ный
8. Укажите морфологический признак, который у деепричастия отсутствует:
А. возвратность Б. время В. переходность Г. вид
9. Найти слова, в которых пишется Е:
А. постро…в Б. закле…в
В. обид…вшись Г. раска…вшись
10. Предложение с деепричастными оборотами (знаки препинания не расставлены):
А. Нет ни одного человека не знающего берёзы.
Б. Нельзя пройти мимо берёзы не заметив её.
В. Удивительна берёза осенью когда она украшена золотыми монетками.
Г. Я прижимаюсь к стволу и чувствую его живое тепло.
11. При каких условиях обособляется деепричастный оборот?
А. независимо от места в предложении
Б. если стоит перед словом, к которому относится
В. если стоит после слова, к которому относится
Г. если обстоятельство выражено фразеологическим оборотом
12. Предложение, в котором допущены пунктуационные ошибки:
А. Пуля, визжа и свистя, пролетела над головой.
Б. Моя собака, почуяв зайца, насторожилась.
В. Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается солнце.
Г. Я осторожно спустился к ручью, и набрав воды в котелок внимательно осмотрелся.
13. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?
А. Прочитав книгу, она мне очень понравилась.
Б. Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.
В. Замедляя ход, к станции подошел поезд.
Г. Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.
14. Найти слова с ударением на 2-м слоге:
А. заняв
Б. начав
В. начал
Г. приняв
15. Укажи предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Мы любовались, плывущими по небу облаками.
Б. Куст сирени, растущий в саду, расцвел.
В. Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.
Г. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросших лилиями.
16. Сколько запятых в этом предложении:
Выбравшись на другую сторону жигиты оставив кобылу и вола побежали по берегу согнувшись и прячась и только отойдя далеко вниз по течению спокойно вышли на возвышенность.
А. 6 Б. 4 В. 7 Г. 5
17. Укажи словосочетание, в котором допущена ошибка:
А. передача не закончена Б. непрояснившийся к вечеру небосвод
В. ни в чем не замешанный человек Г. незакрытые двери.
18. Предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов:
А. Сидя у окна, бабушка сматывала шерсть в клубок.
Б. Открывая дверь, она тихонько скрипнула.
В. Не шевелясь и не разговаривая, мы продолжали сидеть в комнате.
Г. Мой приятель, посмеиваясь, прошёл мимо.
19. Строчка, в которой не пишется слитно:
А. (не)годуя, (не)взлюбил, (не)улыбающийся
Б. (не)проверены, (не)проверенные, (не)проверив
В. (не)говоря, (не)делая, (не)был
Г. (не)разговаривая, (не)слыша, (не)читая
20. Укажи строчку с деепричастиями совершенного вида:
А. войдя, прочитав, встретившись
Б. будучи, успокоившись, невзлюбив
В. блистая, взлетая, журча
Г. рассмотрев, извиваясь, сверкавший
21. Укажи количество запятых в предложении: Льды растаяв становятся синью в реке птицы взлетая становятся стаей упругой люди рождаясь кричат на одном языке заклиная взрослых людей понимать друг друга.
А. 9 Б. 8 В. 7 Г. 6
22. Укажи количество запятых в предложении: Я занимался спустя рукава думая памятью и воображением заменить труд.
А. 2 Б. 1 В. 3 Г. 0
23. Укажи количество запятых в предложении: Вронский остановил кучера не доезжая до аллеи и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты и пошёл в аллею ведущую к дому.
А.3 Б. 4 В. 5 Г. 6
24. Выдели предложение с деепричастным оборотом (знаки не расставлены):
А. Из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью.
Б. Вскочив от неожиданности мы долго не могли прийти в себя.
В. Он выглядел испуганным.
Г. Дорогу осилит идущий.
25. Укажите предложение, в котором деепричастие не обособляется:
А. Местами сосны редея сбегают с вершин к лугам.
Б. Вечереющий день догорая отступает в ночные края.
В. Черёмуха душистая развесившись стоит.
Г. Влюбиться не значит любить: влюбиться можно и ненавидя.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталья_Алипова (2016-01-12) | Автор: Крючкова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 271 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 11:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru