Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока русского языка по теме: "Разноспрягаемые глаголы" 7 класс
Конспект урока русского языка по теме: "Разноспрягаемые глаголы", 7-й класс
Тип урока: применения и совершенствования знаний
Цели:
• Выявить особенности изменения разноспрягаемых глаголов. Отработать умение видеть в тексте глаголы, имеющие безударное личное окончание, применять алгоритм определения верного написания окончания глагола, подбирать примеры, иллюстрирующие данное правило;
• Учить точно, уместно и стилистически целесообразно использовать глаголы в речи. Способствовать языковому развитию учащихся средствами учебного предмета, воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку, формировать осознанное восприятие взаимосвязи языковых явлений;
• В процессе формирования грамотного письма урок находится на этапе систематизации сведений и ориентировки в фактах письма, поэтому развивающей целью становится формирование теоретического способа мышления: развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Ход урока:
1. Организационный этап: сообщение темы, постановка цели.
– Сегодня мы продолжаем отрабатывать умение спрягать глаголы, находить и правильно писать окончания глаголов, а также, чтобы выяснить особенности спряжения некоторых глаголов в русском языке мы поведем лабораторную работу ( лингвистическое исследование)
Выдаются маршрутные листы, заполняются личные данные и число.
Итак, запишите тему… «Разноспрягаемые глаголы»
2. Повторение: 1 ЗАДАНИЕ – ОТКРЫТИЕ Лаборатории
- Что такое спряжение? (изменение по лицам и числам)
- Как может изменяться глагол? (по лицам, числам, родам)
- Какие типы спряжения вы знаете?
- В чем заключается различие между спряжениями? ( личные окончания)
2. НАВЕДИ ПОРЯДОК, ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ
Число Лицо 1 спряжение 2 спряжение
Единственное 1 - У ( -Ю) - У ( - Ю)
2 - ЕШЬ (- ЁШЬ) - ИШЬ
3 - ЕТ (- ЁТ) - ИТ
Множественное 1 - ЕМ ( - ЁМ) - ИМ
2 - ЕТЕ ( - ЁТЕ) - ИТЕ
3 - УТ (-ЮТ) - АТ (- ЯТ)
3.
Прочитайте вслух и отгадайте загадки. Определите спряжение каждого встретившегося в тексте глагола, опираясь на таблицу личных окончаний глаголов, запишите их в таблицу
Воет, свистит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
С ног всех сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (ветер)
У нашей Анютки Меня режут - трут
Зверь в атласной шкурке, Колотят – бьют
Возле печки греется А я все терплю
Без водички моется (кошка) Людям добром плачу! (хлеб)

1 спряжение 2 спряжение










3. ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ:
4. Изучение нового материала:

Слово учителя:
В старославянском языке, который оказал большое влияние на современный русский язык, понятия «спряжение» не было. Да и сами глаголы имели несколько иную форму и изменялись другими способами. Так, глаголы в неопределенной форме имели окончание – ти: быти, ясти, възяти, положити и т.д

На определение типа спряжения оказывал влияние не суффикс глагола, а последний звук основы. По этим звукам выделялись семь глагольных классов: е\о, не\но, йе\йо,и.

- Подумайте, какие глагольные классы стали основой современного 1 спряжения, какие 2 спряжения
( Второе спряжение - -и, первое спряжение – все остальные)

Однако вскоре система стала меняться, пока не пришла к современному виду с двумя типами спряжения. Однако два глагола так и не смогли найти своё место в новой системе и стали спрягаться как по первому, так и по второму типу. Эти слова: БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ, а так же образованные от них формы. Для того чтобы убедиться в том, что данные глаголы «ведут» себя нестандартным образом, проспрягаем их и сравним личные окончания этих глаголов с окончаниями, приведенными в таблице.
(дети заполняют таблицу – спрягают оба глагола, наблюдают за изменением окончаний) страница 195 учебника

Число Лицо БЕЖАТЬ ХОТЕТЬ
Единственное 1 Я бегу хочу
2 Ты бежишь хочешь
3 Он бежит хочет
Множественное 1 Мы бежим хотим
2 Вы бежите хотите
3 Они бегут хотят

Таким образом, становится ярко заметна разница в спряжении глаголов. Глагол ХОТЕТЬ в форме ед.числа спрягается по принципу 1 спряжения, в форме мн.числа – по принципу 2 спряжения. Глагол БЕЖАТЬ спрягается по принципу 2 спряжения, однако в форме мн.числа 3-го лица имеет окончание глагола 1 спряжения

- Попробуйте устно сформулировать определение термина «разноспрягаемые глаголы»

( Разноспрягаемые глаголы – два глагола русского языка, а также образованные от них с помощью приставок формы, которые при спряжении имеют личные окончания как 1, так и 2 спряжения)

4, ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

– Работаем с упражнением: страницы 196 – 197

Упражнения - 443, 440, 446

Упражнение 443 – читаем задание
– В каких случаях “бежать” употреблено в переносном значении, а в каком случае в прямом?
Учитель:
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий. По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительных. Сейчас мы обратимся к народной мудрости – пословицам и поговоркам, где можно заметить частоту употребления глаголов.
Упр 440 – читаем задание
Упр - 446

5. ВЫВОД, ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Разноспрягаемые глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ при спряжении имеют окончания как 1, так и второго спряжения.

6. РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель:
Память о зиме
Кленовый лист, засохший, но красивый,
Я достаю зимой из толстой книги
И вспоминаю золотую осень
И старый клен, который листья сбросил
Мне очень хочется на память о зиме
Снежинку белую оставить в книге этой
Или хотя бы легкий след ее,
Чтобы потом случайно встретить летом.
Но нежная снежинка быстро тает,
А след ее бесследно исчезает.
Как жаль, что о зиме на память
Нельзя нам ничего оставить ( Е. Григорьева)

- Я хочу, чтобы в вашей памяти остался этот урок, который мы провели в преддверии Нового года!
Дарю вам на память снежинку, как символ зимы и желаю всего самого хорошего!!!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: olenkavalger69 (2016-01-16) | Автор: Ольга E
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru