Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Реалистическое отображение процесса насильственной коллективизации в произведениях М.Шолохова «Поднятая целина» и С.Елубаева «Одинокая юр
КГУ «Школа-интернат №3 для слабовидящих детей», г. Семей ВКО
Жустова Н.А.
Тема урока : Реалистическое отображение процесса насильственной коллективизации в произведениях М.Шолохова «Поднятая целина» и С.Елубаева «Одинокая юрта»

Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с произведениями, отражающими процесс коллективизации в 30 годы, определить историческую действительность проведения этого крупномаштабного мероприятия, методы её проведения, итоги; дать сравнительный анализ процессов раскулачивания и конфискации в романах «Поднятая целина» и «Одинокая юрта», рассмотреть внутренний конфликт литературных героев активистов.

Развивающие: развивать внимание , мышление, читательское восприятие, языковое чутьё, умение анализировать произведение, делать сравнительный анализ,
Воспитательные: воспитывать интерес к предметам литература и история как форме раскрытия гражданской позиции, патриотического долга, осознания значимости общественных процессов для каждой личности, воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное, нравственно-эстетическое воспитание.
Коррекционные: соблюдать нормы зрительной нагрузки, развивать зрительное восприятие. мимикуи пантомимику слабовидящих учащихся

Тип урока: интегрированный ( русская литература, история Казахстана)
Деловая игра ( Журналистское расследование)

Орборудование : отрывки из документального и художественных фильмов, тексты произведений, презентация к уроку, раздаточный материал, дневники двойной записи.

ХОД УРОКА
1) Интрига урока. Вводное слово . Учитель литературы:
В нашу редакцию пришли два письма о тяжёлом положении крестьян и казахских шаруа в ходе насильственной коллективизации. Рассмотрим содержание писем.
«Всё население, проживающее в Казахстане, умирает от голода, в некоторых местах наблюдается гибель народа целыми аулами, например: №№ 9,10, 11. Посев не родится, весь скот сдан государству…питаться населению нечем. В пользовании каждого хозяина и в колхозах ни одной скотины, ни лошади не имеется. Местный актив занимается грабежом чужого имущества. Всё население нашего района от голода недовольно советской властью.» Дуйсенбинов Нургалий гражданин аулсовета №4 Максимо-Горьковского района КазАССР 10 февраля 1932 года.
«Я мотаюсь и гляжу с превеликой жадностью. Гляжу на всё. А поглядеть есть на что. Хорошее: опухший колхозник, получающий 400 грамм хлеба пополам с мякиной, выполняет дневную норму. Плохое: один из хуторов, в нём 65 хозяйств. С первого февраля умерло около 150 человек. По сути хутор вымер. Мёртвых не хоронят, а сваливают в погреба. Это в районе, который дал стране 2 миллиона 300 000 пудов хлеба… М.Шолохов
( на доске и индивидуально)
2.Плановый отчёт корреспондентов
В нашей редакции создана группа, которая занимается журналистским расследованием по следам писем. Сегодня на уроке мы выслушаем (плановый отчёт) о расследовании.
Учитель истории:
Господа журналисты, укажите причину такого бедственного положения народа.
Ответ: В тридцатые годы партия и правительство во главе со Сталиным и в Казахстане с Голощёкиным избирают курс насильственной коллективизации, которая обостряет классовую борьбу в русской деревне и в казахском ауле, нарушая при этом ленинские принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, подготовленности крестьян в создания кооперации крестьян – колхозов.
Дайте определение коллективизации
Ответ – особая форма кооперирования крестьян, выраженная в совместном ведении хозяйства.
Каким образом проводилась коллективизация в СССР?
Коллективизация проводилась насильственно, форсированными темпами без учёта местных условий и предварительной подготовки, административными методами.
Фильм(отрывок документального фильма о коллективизации в Российской федерации)
Ребята, назовите главный итог проведения насильственной коллективизации
Голод, репрессии, конфискация, аресты, высылки за пределы республики в Казахстане, в российской федерации на Север, в Сибирь и Казахстан.
Определите моменты обострения классовой борьбы:
1.Передел сенокосных и пахотных угодий
2.Мероприятия по хлебозаготовкам
3.Одним из моментов обострения классовой борьбы в период коллективизации были решения 15 съезда ВКП(б) и Декрет ЦИК и СНК Казахстана от 27 августа 1928 года о конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов в Казахстане. Эти законы позволили начать процессы раскулачивания и конфискации.
3)Инсценирование отрывков произведений М.Шолохова и С.Елубаева
Учитель литературы: Наши журналисты встретились с литературными героями произведений… которые подходили под определение кулак:
Выслушаем монологи героев, которых общее собрание жителей внесло в список кулаков.
Слушаем внимательно, попытаемся определить, что объединяет этих героев.

Тит Бородин
Я в восемнадцатом году ушёл добровольно в Красную гвардию. Будучи бедняцкого род, сражался стойко. Имею раны и отличия – серебряные часы за революционное прохождение. Служил в Думенковом отряде. Вернулся и занялся хозяйством. Работал и день и ночь …в одних холстиных штанах зиму и лето исхаживал. Нажил три пары быков и грыжу от тяжёлого подъёма разных тяжестев. Ну и при большом хозяйстве начал нанимать работников по два, по три. Работников имел по закону. Увеличивая посев, сполнял приказ советской власти.
Нажил мельницу ветрянку, а потом купил пятисальный торговый двигатель и начал ладить маслобойку, скотиной переторговывать. Работал по двадцать часов в сутки. Хотя работников плохо кормил и сам мало жрал, а зато и расчёл их по совести. Я был ничем и стал всем, всё у меня есть, за это я и воевал. Да и советская власть не на портфельщиках держится. Я своими руками даю ей что жевать.

Пахраддин
Верно, не бедствовал я. Благодаря состоянию, не столь уж крупному, но и не совсем малому, которое оставил покойный отец Муса, мне не пришлось испытать горечи нужды. И родичам бедствовавшим, когда это требовалось, помогал. С малых лет отличался тягой к справедливости. Люди узнали меня как бия. За мудрость и объективность ценили и уважали. Верил мне народ. Через них и заслужил славу бия.
Я принял Советскую власть как справедливую власть. Душой принял. Поддержал. Не пожалел для Советской власти ни скота, ни добра…Какая такая вина за баями, что можно вот так всё у них отбирать подчистую : и добро , и скотину… а самих, случается , и к чёрту на кулички гнать? Вся их вина , как мне думается, в том, что баи батраков содержат. Под батраком, надо полагать, пастух разумеется. А под пастухом – Козбагар. …не просил я его быть пастухом. И тем более - не заставлял. В двадцать первом, сами знаете, голод был. Никому, помнится, пропасть не дали, кому-коня, кому-еду, ни один очаг в ауле не погас. Козбагар в пастухи пошёл. Как я мог ему отказать? Семья их нищенствовала, как и другие… так за что меня так. За что ответ держать?!
Так что же объединяет этих героев?
4). Составление ассоциативной карты и работа с текстом произведений
Рассмотрим два аспекта : Социальные и психологические
Социальные
аспекты Психологические
аспекты
Оба поддержали Советскую власть;
выполняли нормы сдачи хлеба и мяса государству;
имеют имущество;
держали батраков;
уважаемы людьми…
умны,
честны,
трудолюбивы,
инициативны…

Учитель литературы: В итоге раскулачиванию и высылке подлежали люди энергичные деятельные инициативные, а во главе коллективных хозяйств оказались люди неспособные руководить
Учитель истории: Давайте дадим историческую справку об уполномоченных и рабочих, проводивших коллективизацию.
4800 уполномоченных и представители из 25000 рабочих не имели представлений о правильном ведении сельского хозяйства. Они думали, что можно провести быстрое оседания, стянуть людей с большого радиуса и быстро создать скотоводческий колхоз (подтверждении из литры)
Учитель литературы зачитывает строки из романа «Одинокая юрта»
За три месяца на осёдлый образ жизни перейдём, будем один коллектеп! Вот так мы срубим под корень старую жизнь.
« Опять приехали уполномоченные…У всех на устах одно, точно сговорились:
-Бой кулакам!
-Даёшь стопроцентную коллективизацию!
-Срок неделя! Таков план!
Учитель истории: даём историческую справку
Историческая справка о создании колхоза в Чуйском районе.
В Чуйском районе было создано скотоводческое хозяйство вместо запланированных трёх лет в течение трёх дней.
4) Учитель литературы: выясним , что подлежало конфискации.
Прокомментируем данные текста
«ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»
Демка Ушаков и высокий застенчивый Михаил Игнатюк диктуют Размётнову:
-Кровать железная с белыми шарами, перина, три подушки, ишо две кровати деревянных…
-Горка с посудой…
- двенадцать стульев, одна длинная стула со спинкой. Гармоня-трёхрядка.
- ключи от сундудуков давай ,хозяйка,
-шуба бабья донская
-тулуп
Три пары новых сапог с калошами
- четыре отреза сукна.
(процесс раскулачивания : людей лишают всего и даже тёплых вещей в зимнее время)
«ОДИНОКАЯ ЮРТА»
Молодые джигиты стали выволакивать как попало содержимое юрты-сундуки и лари, тюки и узлы, вещи кидались без разбору, ковры срывались с петель и летели в общую кучу.
…всё кроме постели и посуды выноси, пока не разнесли шынырак, отдадим добро сами, пропади оно пропадом. Перед домом аккуратно уложенными лежали ковры, кипы тканей, дорогие шубы, меха и драгоценности. Вещи сначала подробно переписали, затем сложили на подводы. В полдень комиссия покинула аул.
Процесс конфискации имущества баев и полуфеодалов. (Конфисковывалось всё имущество.
Конфисковывали те, кто не умел ни заработать, ни оценить чужой труд два вида конфискации: насильственная и добровольное).
Учитель истории: В подтверждении конфискации даём историческую справку об изъятии в Алма-Атинском округе.
При конфискации к изъятию в большинстве хозяйств Алма-Атинского округа были включены горшки, курицы, подушки, чайные ложки, стаканы, вилки сковородки, мужские подтяжки, женские лифчики, банки для варенья, куски мыла и др. Повсеместно имело место незаконное осуждение и конфискация скота у бедноты и середняцких хозяйств, лишение права на собственность, насильственное выселение с места постоянного проживания.
Учитель литературы:
Многие критики упрекали Шолохова, что «Поднятая целина» - это социальный заказ, но , изучая роман, и сегодня на уроке мы увидели страницы реального отображения действительности. Посмотрим отрывок художественного фильма и найдём элементы не только так называемого заказа, но и реальной жизни.
ПРОСМОТР отрывка фильма «Поднятая целина»: выводы:
социальный заказ: кулак с оружием угрожал обрезом, словами призывал к мести и взывал к справедливости, момент трагизма сменяется юмором с дедом Щукарём.
реальность - уполномоченный Давыдов, беднота, раскулачивание.
5) Внешний и внутренний конфликт в изучаемых произведениях(использование метода двойной записи)
Учитель литературы.
Двигающей силой произведения является конфликт произведения, т.е. противоречия героев.
Конфликт бывает внешний и внутренний. Конфликт внешний- социальный, он налицо- это кулаки и активисты, но в обоих произведениях есть и конфликт внутренний.
Журналистам было дано задание прокомментировать отрывки произведений способом двойной записи
1. Отрывок из романа «Одинокая юрта»
Шеге, вздохнув, перевернулся на спину. Открыл глаза. Угольки в очаге погасли. Темно. Ветер. Всё тот же ветер. Не уймётся. И у него в голове – ветер, холодный, вышибающий слезу из глаз. Грудь жжет злость, необъяснимая, непонятная ему самому. И на ком её сорвёшь? Не на ком. Но почему, почему за то, что он сказал правду, а ведь он сказал правду, он же виноват?! Может. он в том виноват, что дочь кулака взял в жёны? А может, и не он виноват, а Лис Курен, потому что спровоцировал его на такое выступление? Или Пахраддин, потому что некогда был состоятельный. Или Хансулу, потому что не за правду встала, а за отца. Кто виноват во всём, что происходит? Кто виноват в смуте, которой нет объяснения? Кто, кто виноват?! ( комментарии)
2. Отрывок из романа «Поднятая Целина»
Андрей посмотрел на них и задрожав губами глухо сказал
(Размётнов) - Раскулачивать больше не пойду…
Я не обучен…Я… с детишками не обучен воевать!
- да разве это дело. У Гаева детей одиинадцать штук! Пришли мы – как они взъюжились, шапку схватывает ! На мне ажник волос ворохнулся! Зачали их из куреня выгонять… Ну, тут я зажмурил, ухи заткнул и убёг за баз! Бабы – по-мёртвому, водой отливали сноху…детей…
(Давыдов)
- Ты их жалеешь…Жалко тебе их. А они нас жалели? Враги плакали от слёз наших детей? Над сиротами убитых плакали?
Жалко стало что выселяем кулацкие семьи? Подумаешь! Для того и выселяем, чтобы не мешали нам строить жизнь без таких вот…Ну выселим кулаков к чёрту, на Соловки выселим. Ведь не подохнут же они? Работать будут – кормить будем… их перевоспитаем…эти дети не будут кулацкими детьми
Андрей неотрывно смотрел на в лицо Нагульнова, одевавшееся мертвенной плёнкой. Неожиданно для Давыдова он быстро встал, и тот час же, как кинутый трамплином, подпрыгнул Нагульнов.
-Гад! Как служишь революции? Жал-ле-ешь? Да я… тысячи станови зараз, детишек, баб…Да скажи, мне, чтонадо их в распыл… для революции надо… Я их из пулемёта… всех порежу! Вдруг дико закричал Нагульнов, и в огромных, расширенныхзрачках его плеснуло бешенство, на углах губ вскипела пена.
Андрей успел его подхватить на руки…
-Припадок.. Ноги ему держи!... успел Андрей крикнуть Давыдову ( комментарии)
Учитель литературы: По произведениям мы видим, что представители новой власти сомневаются в правильности происходящих событий, а значит, морально не готовы к происходящим переменам в сельском хозяйстве.
6) Учитель истории: Мероприятие в глобальном масштабе правительством не было подготовлено.
Учитель литературы: При проведении коллективизации абсолютно не рассматривался человеческий фактор.
Учитель истории: Главной целью было выкачивание средств из сельского хозяйства для быстрого построения тяжёлой промышленности и машиностроения. Проведение самой коллективизации привело к трагической гибели миллионов людей.
Рефлексия.
Учитель литературы: Таким образом, мы закончили наше журналистское расследование по следам писем и сделали вывод, что причиной голода стала насильственная коллективизация, которая так реально отражена в произведениях «Поднятая целина» и «Одинокая юрта»
Но есть и заключение комиссии от 7 декабря 1992 года, которая изучила соответствующий документальный материал и сделала выводы:
Слайды
1.Комиссия считает незаконным акции по конфискации имущества у зажиточного крестьянства, его массовому выселению; силовые кампании по коллективизации кочевников и квалифицирует их как преступления государства против собственного народа.
2.По воле преступного режима сотни и сотни тысяч жизней наших соотечественников утратили смысл и цену
3.Маштабы трагедии были столь чудовищны, что мы с полной моральной ответственностью можем обозначить её как проявление политики геноцида против народов.
Учитель истории: Какой вывод о насильственной коллективизации мы можем сделать?
1.Маштабность акции
2.Коллективизация не была подготовлена, не было соответствующих кадров
3.Пострадали люди
4.Долгие годы система в СССР не давала возможность людям в сельском хозяйстве проявлять инициативу и видеть результаты своео труда
В настоящее время политика нашего государства и Президент создают условия для развития свободного фермерского хозяйства, что позволяет людям проявлять инициативу и много трудиться во благо своей страны и своего народа.
Оценивание.
Домашнее задание. Написать эссе «Трагические страницы коллективизации»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Marziya (2016-01-21) | Автор: Жустова Надежда Алексеевна E
Просмотров: 131 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 7:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru