Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема: Нравственные уроки Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
Цели урока:
Образовательные:
продолжить формирование навыков и умений литературного анализа:
• характеризовать героев произведений;
• давать оценку поступкам персонажей рассказа;
• определять тему, идею произведения;
• формировать умение анализировать эпизод текста.
• уметь делать выводы и обобщения на основе текста.
Развивающие:
• развитие речи, монологического, диалогического и полилогического высказывания, коммуникативных качеств учащихся..
• развитие мышления, познавательных интересов, интеллекта;
• развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные:
• Осмысление нравственных проблем, поднимаемых писателем,
• Размышление над причинами духовной трагедией героев романа,
• выявление гуманистических идеалов автора, утверждаемых в произведении.
Тип урока: урок-дискуссия.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Методические приемы
беседа; работа с текстом; комментированное чтение; дискуссия.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Оборудование: портрет Достоевского

Эпиграф: Страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть.

Ход урока
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Вот и подошла к концу наша встреча с Достоевским, с его удивительным романом, вокруг которого более века кипят споры; эта книга заставляет задуматься над многими проблемами, которые созвучны нашему времени.
Сегодня на уроке мы поговорим о нравственных уроках, которые вынесли вы и главный герой со страниц этого романа, порассуждаем над вопросами, вызвавшими ваши раздумья, посмотрим на себя, на свое мыслящее сердце.

2. ГРУППОВАЯ РАБОТА (УЧАЩИЕСЯ ПОДЕЛЕНЫ НА 4 ГРУППЫ)
• ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
Вопрос для размышления. «Может ли один человек присвоить себе право стать благодетелем человечества? Можно ли во имя этого совершать преступления?»

(Обобщение учителя: Нельзя насильственно осчастливить человечество. Это всегда чревато огромными жертвами, кровью. Возьмем революцию, страшную мясорубку, в которой перемалывались человеческие судьбы. В 11 классе мы будем изучать антиутопию Е. Замятина «Мы», где развенчивается тоталитарное государство во главе с Благодетелем. Стать Благодетелем – стать сверхчеловеком – идеи Ницше, которые потом взяла на вооружение фашистская идеология. Никакое благо не может оправдать преступление.)
• ВЫСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Вопрос для размышления.«Каков идейно-художественный смысл последнего сна Раскольникова?»
(Обобщение учителя: Сон – предупреждение, к чему может привести философия властолюбия и эгоцентризма: к гибели человечества. Этот сон перекликается с библейской притчей о конце света. Вот как он описывается в Библии: «Услышите о воинах… восстанет народ на народ… и будут глады, моры и землетрясения… тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.)
- Что же можно противопоставить этой философии эгоцентризма?
• ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.
«Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо не только светить, но и греть». Размышления по поводу этих слов.
(Обобщение учителя: Стать солнцем – значит отдать себя людям, своей любовью пробудить в их душе огонек добра, человечности, согреть их своим теплом. Именно такой теплый свет идет от Сони. В самопожертвовании – реализация ее как личности.)
- Вопрос классу: ЧЕМ ПОЗИЦИЯ СОНИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОЗИЦИИ РАСКОЛЬНИКОВА, ВЕДЬ ОБА ДУМАЮТ, КАК ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
(Раскольников благодетельствует, а Соня служит людям)
- Вопрос для дискуссии: КАЖДОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ВОСКРЕСИТЬ ЛЮБОВЬЮ?
(ответы учащихся)
(Обобщение учителя: Большинство – да, даже Свидригайлова любовь Дунечки могла бы возродить. Но есть отдельные люди, для которых это невозможно, морально опустившиеся, потерявшие человеческий облик. Это нелюди.
Раскольников наказан и спасен собственной непотерянной человечностью, своим страданием, своей совестью. При косых лучах заходящего солнца выходит он из своей каморки делать пробу. И вот опять закатывается солнце, и косые лучи его освещают тяжкий путь Раскольникова – на перекресток, где решилось его преступление и где теперь он со слезами целует оскверненную им землю. Именно совесть заставляет его пройти этот путь.)
• ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЫ.
Вопрос для размышления «Жизненное кредо Сони – Бог, смирение, терпение и любовь. Достаточно ли этого, чтобы усовершенствовать мир?»
(Обобщение учителя: Взгляды Сони – это и взгляды самого писателя, который считал, что братство людей без Христа, без совести невозможно. В этих взглядах Достоевского выразилось его понимание устройства идеального общества. Почему это недостижимо? Потому что в человеке много демонических сил, но верующие люди больше живут в согласии с собой, с миром, со своей совестью. Среди них нет преступников. «Вы от Бога отошли, вот Бог вас и покарал», - говорит Соня Раскольникову. Раскольников нарушил заповедь Божью «Возлюби ближнего своего, как самого себя», так как он возлюбил по своей теории только себя. Отторгнув общество, он сам оказался отторгнутым и погиб бы духовно и физически, если бы не Соня, помнящая и выполняющая эту заповедь по отношению к обществу и к Родиону лично. ).
3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Роман Достоевского был написан во время кризиса гуманизма, вызванного реформами 1861 года. Дефицит гуманизма ощущаем мы и сейчас, поэтому роман «Преступление и наказание» - своевременен и сейчас.
Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме артист Георгий Тара¬торкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: «Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем про¬исходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, ис¬ключительность, раскольниковское право на насилие».
Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоев¬ского, то необходимо было бы выбрать словонельзя!
Какие же нравственные уроки мы почерпнули из него?
(коллективно формулируем нравственные постулаты, утверждаемые писателем с записью в тетрадь)
Нравственные заповеди Достоевского:
• Нет причин, оправдывающих преступление.
• Страшно, когда человеку все позволено.
• Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.
• Преступление всегда ведет к разрушению личности преступившего.
• Совестливому, верующему человеку преступление не свойственно.
• Нужно быть солнцем для окружающих.

- ВОПРОС ДЛЯ ДИСКУССИИ: РОМАН ДОСТОЕВСКОГО ЧИТАЕТСЯ ТРУДНО. ПОЧТИ КАЖДАЯ СТРОЧКА ЗАСТАВЛЯЕТ МУЧИТЬСЯ И СТРАДАТЬ. ЧТО ЗА ЭТИМ СТОИТ? БЕССМЫСЛЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ АВТОРА? ЦЕЛЬ АВТОРА – ПОКАЗАТЬ, КАК НИЧТОЖЕН, ГАДОК ЧЕЛОВЕК, ПОДЛЕЦ-ЧЕЛОВЕК? ИЛИ ИНАЯ ЦЕЛЬ – ВЫСОКАЯ? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
(Обобщение учителя: Страдание и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть. Именно таким гуманистом, страдальцем за человечество был сам Федор Михайлович Достоевский. Вглядитесь в его скорбное лицо на портрете, лицо мученика.)
3.Рефлексия: Продолжи предложения…
Урок…
• Привлёк меня тем…
• Показался интересным…
• Взволновал…
• Заставил задуматься…
• Навёл на размышления…
4. Домашнее задание Написать эссе « Что бы я хотел (а) сказать Родиону Раскольникову…
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kotyashov (2016-01-24) | Автор: Урок-дискуссия по Достоевскому E
Просмотров: 237 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 5:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru