Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема: Нравственные уроки Достоевского (по роману «Преступление и наказание») Цели урока: Образовательные: продолжить формирование навыков и умений литературного анализа: • характеризовать героев произведений; • давать оценку поступкам персонажей рассказа; • определять тему, идею произведения; • формировать умение анализировать эпизод текста. • уметь делать выводы и обобщения на основе текста. Развивающие: • развитие речи, монологического, диалогического и полилогического высказывания, коммуникативных качеств учащихся.. • развитие мышления, познавательных интересов, интеллекта; • развитие эмоциональной сферы. Воспитательные: • Осмысление нравственных проблем, поднимаемых писателем, • Размышление над причинами духовной трагедией героев романа, • выявление гуманистических идеалов автора, утверждаемых в произведении. Тип урока: урок-дискуссия. Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Методические приемы беседа; работа с текстом; комментированное чтение; дискуссия. Форма организации: фронтальная, групповая. Оборудование: портрет Достоевского Эпиграф: Страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть. Ход урока 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Вот и подошла к концу наша встреча с Достоевским, с его удивительным романом, вокруг которого более века кипят споры; эта книга заставляет задуматься над многими проблемами, которые созвучны нашему времени. Сегодня на уроке мы поговорим о нравственных уроках, которые вынесли вы и главный герой со страниц этого романа, порассуждаем над вопросами, вызвавшими ваши раздумья, посмотрим на себя, на свое мыслящее сердце. 2. ГРУППОВАЯ РАБОТА (УЧАЩИЕСЯ ПОДЕЛЕНЫ НА 4 ГРУППЫ) • ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ. Вопрос для размышления. «Может ли один человек присвоить себе право стать благодетелем человечества? Можно ли во имя этого совершать преступления?» (Обобщение учителя: Нельзя насильственно осчастливить человечество. Это всегда чревато огромными жертвами, кровью. Возьмем революцию, страшную мясорубку, в которой перемалывались человеческие судьбы. В 11 классе мы будем изучать антиутопию Е. Замятина «Мы», где развенчивается тоталитарное государство во главе с Благодетелем. Стать Благодетелем – стать сверхчеловеком – идеи Ницше, которые потом взяла на вооружение фашистская идеология. Никакое благо не может оправдать преступление.) • ВЫСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ. Вопрос для размышления.«Каков идейно-художественный смысл последнего сна Раскольникова?» (Обобщение учителя: Сон – предупреждение, к чему может привести философия властолюбия и эгоцентризма: к гибели человечества. Этот сон перекликается с библейской притчей о конце света. Вот как он описывается в Библии: «Услышите о воинах… восстанет народ на народ… и будут глады, моры и землетрясения… тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.) - Что же можно противопоставить этой философии эгоцентризма? • ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ. «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо не только светить, но и греть». Размышления по поводу этих слов. (Обобщение учителя: Стать солнцем – значит отдать себя людям, своей любовью пробудить в их душе огонек добра, человечности, согреть их своим теплом. Именно такой теплый свет идет от Сони. В самопожертвовании – реализация ее как личности.) - Вопрос классу: ЧЕМ ПОЗИЦИЯ СОНИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОЗИЦИИ РАСКОЛЬНИКОВА, ВЕДЬ ОБА ДУМАЮТ, КАК ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ? (Раскольников благодетельствует, а Соня служит людям) - Вопрос для дискуссии: КАЖДОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ВОСКРЕСИТЬ ЛЮБОВЬЮ? (ответы учащихся) (Обобщение учителя: Большинство – да, даже Свидригайлова любовь Дунечки могла бы возродить. Но есть отдельные люди, для которых это невозможно, морально опустившиеся, потерявшие человеческий облик. Это нелюди. Раскольников наказан и спасен собственной непотерянной человечностью, своим страданием, своей совестью. При косых лучах заходящего солнца выходит он из своей каморки делать пробу. И вот опять закатывается солнце, и косые лучи его освещают тяжкий путь Раскольникова – на перекресток, где решилось его преступление и где теперь он со слезами целует оскверненную им землю. Именно совесть заставляет его пройти этот путь.) • ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЫ. Вопрос для размышления «Жизненное кредо Сони – Бог, смирение, терпение и любовь. Достаточно ли этого, чтобы усовершенствовать мир?» (Обобщение учителя: Взгляды Сони – это и взгляды самого писателя, который считал, что братство людей без Христа, без совести невозможно. В этих взглядах Достоевского выразилось его понимание устройства идеального общества. Почему это недостижимо? Потому что в человеке много демонических сил, но верующие люди больше живут в согласии с собой, с миром, со своей совестью. Среди них нет преступников. «Вы от Бога отошли, вот Бог вас и покарал», - говорит Соня Раскольникову. Раскольников нарушил заповедь Божью «Возлюби ближнего своего, как самого себя», так как он возлюбил по своей теории только себя. Отторгнув общество, он сам оказался отторгнутым и погиб бы духовно и физически, если бы не Соня, помнящая и выполняющая эту заповедь по отношению к обществу и к Родиону лично. ). 3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Роман Достоевского был написан во время кризиса гуманизма, вызванного реформами 1861 года. Дефицит гуманизма ощущаем мы и сейчас, поэтому роман «Преступление и наказание» - своевременен и сейчас. Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме артист Георгий Тара¬торкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: «Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем про¬исходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, ис¬ключительность, раскольниковское право на насилие». Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоев¬ского, то необходимо было бы выбрать словонельзя! Какие же нравственные уроки мы почерпнули из него? (коллективно формулируем нравственные постулаты, утверждаемые писателем с записью в тетрадь) Нравственные заповеди Достоевского: • Нет причин, оправдывающих преступление. • Страшно, когда человеку все позволено. • Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми. • Преступление всегда ведет к разрушению личности преступившего. • Совестливому, верующему человеку преступление не свойственно. • Нужно быть солнцем для окружающих. - ВОПРОС ДЛЯ ДИСКУССИИ: РОМАН ДОСТОЕВСКОГО ЧИТАЕТСЯ ТРУДНО. ПОЧТИ КАЖДАЯ СТРОЧКА ЗАСТАВЛЯЕТ МУЧИТЬСЯ И СТРАДАТЬ. ЧТО ЗА ЭТИМ СТОИТ? БЕССМЫСЛЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ АВТОРА? ЦЕЛЬ АВТОРА – ПОКАЗАТЬ, КАК НИЧТОЖЕН, ГАДОК ЧЕЛОВЕК, ПОДЛЕЦ-ЧЕЛОВЕК? ИЛИ ИНАЯ ЦЕЛЬ – ВЫСОКАЯ? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) (Обобщение учителя: Страдание и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть. Именно таким гуманистом, страдальцем за человечество был сам Федор Михайлович Достоевский. Вглядитесь в его скорбное лицо на портрете, лицо мученика.) 3.Рефлексия: Продолжи предложения… Урок… • Привлёк меня тем… • Показался интересным… • Взволновал… • Заставил задуматься… • Навёл на размышления… 4. Домашнее задание Написать эссе « Что бы я хотел (а) сказать Родиону Раскольникову… | |
Просмотров: 1606 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|