Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема: Нравственные уроки Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
Цели урока:
Образовательные:
продолжить формирование навыков и умений литературного анализа:
• характеризовать героев произведений;
• давать оценку поступкам персонажей рассказа;
• определять тему, идею произведения;
• формировать умение анализировать эпизод текста.
• уметь делать выводы и обобщения на основе текста.
Развивающие:
• развитие речи, монологического, диалогического и полилогического высказывания, коммуникативных качеств учащихся..
• развитие мышления, познавательных интересов, интеллекта;
• развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные:
• Осмысление нравственных проблем, поднимаемых писателем,
• Размышление над причинами духовной трагедией героев романа,
• выявление гуманистических идеалов автора, утверждаемых в произведении.
Тип урока: урок-дискуссия.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Методические приемы
беседа; работа с текстом; комментированное чтение; дискуссия.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Оборудование: портрет Достоевского

Эпиграф: Страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть.

Ход урока
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Вот и подошла к концу наша встреча с Достоевским, с его удивительным романом, вокруг которого более века кипят споры; эта книга заставляет задуматься над многими проблемами, которые созвучны нашему времени.
Сегодня на уроке мы поговорим о нравственных уроках, которые вынесли вы и главный герой со страниц этого романа, порассуждаем над вопросами, вызвавшими ваши раздумья, посмотрим на себя, на свое мыслящее сердце.

2. ГРУППОВАЯ РАБОТА (УЧАЩИЕСЯ ПОДЕЛЕНЫ НА 4 ГРУППЫ)
• ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
Вопрос для размышления. «Может ли один человек присвоить себе право стать благодетелем человечества? Можно ли во имя этого совершать преступления?»

(Обобщение учителя: Нельзя насильственно осчастливить человечество. Это всегда чревато огромными жертвами, кровью. Возьмем революцию, страшную мясорубку, в которой перемалывались человеческие судьбы. В 11 классе мы будем изучать антиутопию Е. Замятина «Мы», где развенчивается тоталитарное государство во главе с Благодетелем. Стать Благодетелем – стать сверхчеловеком – идеи Ницше, которые потом взяла на вооружение фашистская идеология. Никакое благо не может оправдать преступление.)
• ВЫСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Вопрос для размышления.«Каков идейно-художественный смысл последнего сна Раскольникова?»
(Обобщение учителя: Сон – предупреждение, к чему может привести философия властолюбия и эгоцентризма: к гибели человечества. Этот сон перекликается с библейской притчей о конце света. Вот как он описывается в Библии: «Услышите о воинах… восстанет народ на народ… и будут глады, моры и землетрясения… тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.)
- Что же можно противопоставить этой философии эгоцентризма?
• ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.
«Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо не только светить, но и греть». Размышления по поводу этих слов.
(Обобщение учителя: Стать солнцем – значит отдать себя людям, своей любовью пробудить в их душе огонек добра, человечности, согреть их своим теплом. Именно такой теплый свет идет от Сони. В самопожертвовании – реализация ее как личности.)
- Вопрос классу: ЧЕМ ПОЗИЦИЯ СОНИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОЗИЦИИ РАСКОЛЬНИКОВА, ВЕДЬ ОБА ДУМАЮТ, КАК ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ?
(Раскольников благодетельствует, а Соня служит людям)
- Вопрос для дискуссии: КАЖДОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ВОСКРЕСИТЬ ЛЮБОВЬЮ?
(ответы учащихся)
(Обобщение учителя: Большинство – да, даже Свидригайлова любовь Дунечки могла бы возродить. Но есть отдельные люди, для которых это невозможно, морально опустившиеся, потерявшие человеческий облик. Это нелюди.
Раскольников наказан и спасен собственной непотерянной человечностью, своим страданием, своей совестью. При косых лучах заходящего солнца выходит он из своей каморки делать пробу. И вот опять закатывается солнце, и косые лучи его освещают тяжкий путь Раскольникова – на перекресток, где решилось его преступление и где теперь он со слезами целует оскверненную им землю. Именно совесть заставляет его пройти этот путь.)
• ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЫ.
Вопрос для размышления «Жизненное кредо Сони – Бог, смирение, терпение и любовь. Достаточно ли этого, чтобы усовершенствовать мир?»
(Обобщение учителя: Взгляды Сони – это и взгляды самого писателя, который считал, что братство людей без Христа, без совести невозможно. В этих взглядах Достоевского выразилось его понимание устройства идеального общества. Почему это недостижимо? Потому что в человеке много демонических сил, но верующие люди больше живут в согласии с собой, с миром, со своей совестью. Среди них нет преступников. «Вы от Бога отошли, вот Бог вас и покарал», - говорит Соня Раскольникову. Раскольников нарушил заповедь Божью «Возлюби ближнего своего, как самого себя», так как он возлюбил по своей теории только себя. Отторгнув общество, он сам оказался отторгнутым и погиб бы духовно и физически, если бы не Соня, помнящая и выполняющая эту заповедь по отношению к обществу и к Родиону лично. ).
3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Роман Достоевского был написан во время кризиса гуманизма, вызванного реформами 1861 года. Дефицит гуманизма ощущаем мы и сейчас, поэтому роман «Преступление и наказание» - своевременен и сейчас.
Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме артист Георгий Тара¬торкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: «Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем про¬исходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, ис¬ключительность, раскольниковское право на насилие».
Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоев¬ского, то необходимо было бы выбрать словонельзя!
Какие же нравственные уроки мы почерпнули из него?
(коллективно формулируем нравственные постулаты, утверждаемые писателем с записью в тетрадь)
Нравственные заповеди Достоевского:
• Нет причин, оправдывающих преступление.
• Страшно, когда человеку все позволено.
• Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.
• Преступление всегда ведет к разрушению личности преступившего.
• Совестливому, верующему человеку преступление не свойственно.
• Нужно быть солнцем для окружающих.

- ВОПРОС ДЛЯ ДИСКУССИИ: РОМАН ДОСТОЕВСКОГО ЧИТАЕТСЯ ТРУДНО. ПОЧТИ КАЖДАЯ СТРОЧКА ЗАСТАВЛЯЕТ МУЧИТЬСЯ И СТРАДАТЬ. ЧТО ЗА ЭТИМ СТОИТ? БЕССМЫСЛЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ АВТОРА? ЦЕЛЬ АВТОРА – ПОКАЗАТЬ, КАК НИЧТОЖЕН, ГАДОК ЧЕЛОВЕК, ПОДЛЕЦ-ЧЕЛОВЕК? ИЛИ ИНАЯ ЦЕЛЬ – ВЫСОКАЯ? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
(Обобщение учителя: Страдание и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть. Именно таким гуманистом, страдальцем за человечество был сам Федор Михайлович Достоевский. Вглядитесь в его скорбное лицо на портрете, лицо мученика.)
3.Рефлексия: Продолжи предложения…
Урок…
• Привлёк меня тем…
• Показался интересным…
• Взволновал…
• Заставил задуматься…
• Навёл на размышления…
4. Домашнее задание Написать эссе « Что бы я хотел (а) сказать Родиону Раскольникову…
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kotyashov (2016-01-24) | Автор: Урок-дискуссия по Достоевскому E
Просмотров: 1606 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 6:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru