Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Учительница русского языка литературы
Общеобразовательная средняя школа
№56 г.Актобе
Жамалова Мария Жайдаевна

На современном этапе главной задачей является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации (Б.Д. Эльконин: «Школа – не место реализации чего – либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа»), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин «компетенция». Дж. Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром». Иначе говоря, это способность к деятельности (Б. Д. Эльконин: «… надо не говорить слов, а строить ситуацию»). Категория «компетенции» является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам. Но «формирование компетенций – это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии”. Значит, на уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира. Только тогда можно говорить о формировании деятельной позиции (позиции исследователя, организатора, коммуникатора). Но деятельная позиция – это позиция активная, и, следовательно, мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во - первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во - вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в - третьих, это, конечно, устаревшие методики, используемые учителем на уроке.
В первую очередь обратились к трудам психологов и выяснили, что, когда речь заходит об активности, учёные под этим понятием обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы: В чьих интересах и ради чего проявляется активность? Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуются? Какое направление активности? Как видим, здесь чётко видны три составляющие активности: мотивация; целеполагание; инструментарий. Если говорить о мотивационной основе активности, то, с нашей точки зрения, первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому мы ставим перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя «творцом обстоятельств», чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения. Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.). Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора (как уже отмечалось выше) и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью), не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу. Ученик не зажат на уроке принципом «от сих и до сих, ни шагу в сторону», не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями. А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности (в данном случае познавательной) Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей.
Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания. До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату прийти. Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим . На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока. И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений.
В 5 классе по теме «Словосочетание» возможно такое задание: На доске запись: пос…дить, чу..ствительное, пор…жаться, в т… плице , сер..це, вс ..гда. Задание: 1)соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма; 2) определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова; 3) сформулируйте тему урока. Но есть ещё один этап, который является неотъемлемой частью урока – это анализ результатов деятельности учащихся (оценочный этап).
И на современном уроке перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего задания. И здесь очень важно знать индивидуальные способности каждого ученика, чтобы оценка (а именно к ней сводится работа) учитывала и итог работы, и вклад каждого. Для слабых учеников можно использовать приём «даю шанс»: сейчас надо сдать работу, но после уроков (или на дополнительном уроке) ты сможешь дописать её (однако учащиеся должны быть готовы к тому, что получат дополнительное задание, поскольку они получили возможность проконсультироваться у одноклассников). На этом этапе также необходимо обратить внимание на результат учебной деятельности: вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили, а что нет и почему. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе, динамике познания), в результате чего становится всё больше учащихся, которые осознанно, с пониманием относятся к результатом своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности. Как видим, эта работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески. «Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью», - говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.

Источник: http://1. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения заданий при обучении орфографии.- Рус.яз.в ш. №2, 2003
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Галия3344 (2016-02-01) | Автор: Жамалова Мария Жайдаевна E
Просмотров: 180 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-01-21, 9:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1492]
Школьный психолог [505]
История [716]
Опыт [481]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [224]
Мастер-класс [210]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [249]
Английский язык [787]
Великие открытия [19]
Университет здоровья [128]
Математика [1159]
Химия [381]
Классному руководителю [640]
Биология [583]
Думаем, размышляем, спорим [93]
Казахский язык и литература [1782]
Краеведение [93]
Начальная школа [3949]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [360]
Сельская школа [71]
Профильное обучение [69]
Демократизация и школа [24]
Физика [296]
Экология [182]
Дошколенок [1524]
Особые дети [275]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [625]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [449]
Мой Казахстан [229]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1171]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [74]
ИЗО и черчение [217]
Физическая культура [525]
Немецкий язык [52]
Технология [286]
Самопознание [390]
Профессиональное образование [105]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [19]
Педагогические программы [5]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru