Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Русская классическая литература II половины ХIХ века
Поурочное планирование. Класс 10 «А». Предмет: русская литература.
Тема: Русская классическая литература II половины ХIХ века.
Форма проведения: карта «Устный урок- 2» .Технология «БиС».
Цель: усвоение учебного материала 63% учащихся посредством самостоятельной поисково-творческой работы. Учащиеся узнают какие важные исторические события происходили в общественной жизни России в конце 50-х- в начале 60-х годов 19 века, о деятельности Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, знакомятся с понятием «революционеры-шестидесятники».Обучать детей вырабатывать устойчивую положительную мотивацию и рефлексию на результаты своего труда. Повышение скорости, качества и объема техники чтения. Развитие скорости мышления, памяти, внимания. Выработка интереса и мотивации к качественному усвоению предмета, как критерию успешного человека.
Задача: выполнение технологического регламента.
Планируемый результат: достижение цели.
1. Орг. момент. Мотивация. Мотивация учащихся как класс-команды:Ребята, что у нас за окном? А за окном у нас - жизнь. Для того чтобы войти в эту жизнь и быть успешными и достойными людьми после школы, мы с вами сейчас должны развивать своё мышление ежедневно и ежечасно, представьте, что мы с вами находимся в спортзале и тренируем наш мозг, нашу память, внимание, мышление. Каждый урок принимайте за урок- тренинг, не уставайте тренировать своё мышление. Объясняется порядок работы по карте. Сегодня мы с вами работаем по технологии «БиС» карта «Устный урок -2» .Урок представлен следующим образом : вы ищите опорные словаи знакомитесь с новой темой ,готовите тестовые вопросы для дуэли , затем у нас перекрёстный опрос и запоминание опорных слов. Для активизации класса дается слово лидеру класса.( Литературу нам нужно читать, чтобы мысли оформлять, говорить красиво будем, дружно знания добудем). В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%.
2.Актуализациясубъектного опыта учащихся.Учитель делает краткое введение в новую тему и напоминает о том, что им нужно найти 21 опорное слово.Здесь важно правильно нацелить учащихся на тот объём знаний, который должен быть изучен в рамках этой темы.
Объяснение учителем новой темы. История русской литературы неотделима от истории России. Первый период в развитии русской литературы второй половины ХIХ века охватывает время с середины 50-х годов до конца следующего десятилетия. Этот период вошёл в историю под названием «шестидесятые годы». В 1853-1856 гг. Россия потерпела поражение в Крымской войне, показав тем самым кризис самодержавия. Встал вопрос о ликвидации крепостного права. Назревала революционная ситуация, власти были страшно напуганы и выпустили царский манифест, которы й отменил крепостное право. Но эта реформа оказалась обманом, покатилась волна крестьянских восстаний. Всё это особенно взволновало всю демократическую Россию, и царь Александр II закрыл Петербургский и Казанский университеты. За поколением идеологов и общественных деятелей 60-х годов закрепляется имя «шестидесятники». Шестидесятники– это Чернышевский и Добролюбов, Писарев и Салтыков-Щедрин, Некрасов и Глеб Успенский. Они все сотрудники журнала «Современник». Чернышевский – публицист, литературный критик, писатель, философ. Он пытался ответить на вопрос, каким требованиям должно отвечать искусство, чтобы роль в жизни общества стала ещё более значительной. Николай Александрович Добролюбов в двадцатилетнем возрасте стал оригинальным публицистом и критиком. В литературе этого периода появляются новые поэты и писатели, появляется новый жанр- роман. Утверждается новая эстетическая теория «искусство для искусства» или «чистое искусство».Эта теория утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а создаются они лишь для эстетического наслаждения прекрасным.
После объяснения учителем новой темы учащиеся должны прочитать текст из расчёта 3 минуты на лист учебника и найти опорные слова по изучаемой теме. Данная тема представлена на 4 листах учебника, соответственно даётся 12 мин. Учащимся дается возможность сначала прочитать текст за половину нормативного времени, а затем они должны поднимать руку и называть слово. Если оно совпадает со списком учителя, то ученик получает плюс в ячейку МПМ и продолжает читать, до окончания времени нормы. Если слово не совпало, то ученик продолжает читать и называть слова до тех пор, пока не добьётся совпадения или не закончится время выделенное на чтение.
Список опорных слов к данной теме:шестидесятники, журнал «Современник»,идеологи, демократы, общественные деятели, Чернышевский, Добролюбов, Белинский,роман, роман-эпопея, выдающиеся произведения, драма, искусство для искусства, чистое искусство, пьеса.По окончании времени работы каждый ученик получает либо плюс либо минус. Учитель мотивирует всех учащихся на поиск опорных слов. Понятие из 2 слов считается как два слова. На доске записать результат: 1 этап ≤ или ≥ нормы.
3. Организация восприятия.Опорные слова выносятся на доску. Учащиеся должны запомнить все слова. По окончании нормы времени на запоминание опорные слова закрываются. После окончания времени на запоминание слова закрываются и ученики воспроизводят слова за то же время, за которое запоминали. По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются тетрадями и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ. Вторая отметка. Норматив времени на запоминание: 21 слово – 2 мин- 30сек. и столько же времени на проверку и подсчёт опорных слов. После этого учитель проводит выборочный контроль у тех учащихся, которые получили плюс и если находит неверно данные результаты, то минус получают оба ученика, за фальсификацию результатов. Понятие из 2 слов считается как два слова. Допуск по памяти: минус одно слово. На доске записать результат: 2 этап ≤ или ≥ нормы.
4. Организация осмысления. Перекрёстный опрос.Вопросы:
1)Под каким названием в литературу входит период с середины 50-х годов 19в.? 2)В 1856 г. в какой войне Россия потерпела поражение?3)Поражение в Крымской войне к чему привело и что оно показало?4)В чём выражались признаки революционной ситуации?5)Когда было отменено крепостное право?6)Какие года в России отмечены массовыми крестьянскими восстаниями?7)Вчёмвыражалась внутренняя реакционная политика царя Александра II? 8) За кем закрепилось имяшестидесятников? 9) Кого называли шестидесятниками? 10)Где родился Н.Г.Чернышевский и что он закончил? 11) Какой журнал объединил всех этих прогрессивных людей? 12) В чем хотел разобраться Чернышевский? 13) Какую мысль утверждает Чернышевский в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности»? 14) В книге «Очерки гоголевского периодарусской литературы» какие идеи отстаивает Чернышевский? 15) Чью поэзию ценил Чернышевский? 16) Годы жизни Н.А.Добролюбова. 17) О каких знаменитых писателях того времени писал в своих статьях Добролюбов? 18)Какие новые литературные жанры появляются во второй половине 19в.? 19)Какая эстетическая теория утверждается в это время? 20) Что утверждала эстетическая теория? 21)С чем был связан жесточайший полицейский террор в 80-х годах 19 столетия?
Учитель по МПМ опрашивает учащихся по теме урока, но не по порядку. Объясняет и раскрывает те значения темы, которые учащиеся не поняли. Если один ученик не ответил, то учитель повторяет вопрос и опрашивает любого ученика, у которого стоит минус. Если ответ не получен то учитель спрашивает класс, если нет ответа - отвечает сам. По окончании этапа, разрешается бросить «Спасательный круг» тем учащимся, у которых два минуса. Именно этим учащимся даются три вопроса и каждый из них может, подняв руку ответить и исправить свой минус. Вторая критическая точка. Учитель по результатам опроса определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны. Третья отметка. Во время опроса, учащиеся, которые уже ответили составляют тесты, а те кто не ответил продолжают читать и готовится к тестированию. На доске записать результат: 3 этап ≤ или ≥ нормы.
5. Первичная проверка внимания.Взаимотестирование. Первый вариант тестирует второй. Учащиеся составляют тесты по изученной теме и опрашивают по матрице посадочных мест. Называя номер сайта другого ученика. Третья критическая точка. Учитель по результатам тестирования определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны. По окончании этапа, разрешается бросить «Спасательный круг» тем учащимся, у которых два минуса. Именно этим учащимся даются три вопроса и каждый из них может, подняв руку ответить и исправить свой минус. Четвёртая отметка. Плюс ставится в тестовой дуэли только победителю, а минус побежденному. Учитель имеет право отклонить некорректный вопрос. Тест – это вопрос с тремя вариантами ответов. Ответ должен быть полным. Если вопросов не хватает на всех, то учитель имеет право сам задать вопрос ученику. На доске записать результат: 4 этап ≤ или ≥ нормы.
6. Организация первичного закрепления.(время 5 мин.)Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме. Слова пишутся, разборчиво не сокращая. Учащиеся пишут в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами. Пятая отметка. На доске записать результат: 5 этап ≤ или ≥ нормы.
7. Анализ. Четвертая критическая точка. Учитель по результатам урока определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны. Учитель кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их проблемы с развитием мышления по каждому этапу и мотивирует их на упорство и целеустремлённость.
8. Оценки. Норматив выставления оценок в журнал: 5-4 отметки – 5 баллов 3 отметки – 4 балла 2 отметки – 3 балла 1 отметка – 2 балла Норматив качества по карте считается выполненным, если 63% учащихся получили 5 баллов.
9. Домашнее задание. Домашнее задание задаётся всем учащимся, которые получили менее 4 отметок.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gulnara_fazylbekova (2016-02-14) | Автор: Фазылбекова Гульнара Байтемировна E
Просмотров: 183 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 5:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru