Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Русская классическая литература II половины ХIХ века
Поурочное планирование. Класс 10 «А». Предмет: русская литература.
Тема: Русская классическая литература II половины ХIХ века.
Форма проведения: карта «Устный урок- 2» .Технология «БиС».
Цель: усвоение учебного материала 63% учащихся посредством самостоятельной поисково-творческой работы. Учащиеся узнают какие важные исторические события происходили в общественной жизни России в конце 50-х- в начале 60-х годов 19 века, о деятельности Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, знакомятся с понятием «революционеры-шестидесятники».Обучать детей вырабатывать устойчивую положительную мотивацию и рефлексию на результаты своего труда. Повышение скорости, качества и объема техники чтения. Развитие скорости мышления, памяти, внимания. Выработка интереса и мотивации к качественному усвоению предмета, как критерию успешного человека.
Задача: выполнение технологического регламента.
Планируемый результат: достижение цели.
1. Орг. момент. Мотивация. Мотивация учащихся как класс-команды:Ребята, что у нас за окном? А за окном у нас - жизнь. Для того чтобы войти в эту жизнь и быть успешными и достойными людьми после школы, мы с вами сейчас должны развивать своё мышление ежедневно и ежечасно, представьте, что мы с вами находимся в спортзале и тренируем наш мозг, нашу память, внимание, мышление. Каждый урок принимайте за урок- тренинг, не уставайте тренировать своё мышление. Объясняется порядок работы по карте. Сегодня мы с вами работаем по технологии «БиС» карта «Устный урок -2» .Урок представлен следующим образом : вы ищите опорные словаи знакомитесь с новой темой ,готовите тестовые вопросы для дуэли , затем у нас перекрёстный опрос и запоминание опорных слов. Для активизации класса дается слово лидеру класса.( Литературу нам нужно читать, чтобы мысли оформлять, говорить красиво будем, дружно знания добудем). В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%.
2.Актуализациясубъектного опыта учащихся.Учитель делает краткое введение в новую тему и напоминает о том, что им нужно найти 21 опорное слово.Здесь важно правильно нацелить учащихся на тот объём знаний, который должен быть изучен в рамках этой темы.
Объяснение учителем новой темы. История русской литературы неотделима от истории России. Первый период в развитии русской литературы второй половины ХIХ века охватывает время с середины 50-х годов до конца следующего десятилетия. Этот период вошёл в историю под названием «шестидесятые годы». В 1853-1856 гг. Россия потерпела поражение в Крымской войне, показав тем самым кризис самодержавия. Встал вопрос о ликвидации крепостного права. Назревала революционная ситуация, власти были страшно напуганы и выпустили царский манифест, которы й отменил крепостное право. Но эта реформа оказалась обманом, покатилась волна крестьянских восстаний. Всё это особенно взволновало всю демократическую Россию, и царь Александр II закрыл Петербургский и Казанский университеты. За поколением идеологов и общественных деятелей 60-х годов закрепляется имя «шестидесятники». Шестидесятники– это Чернышевский и Добролюбов, Писарев и Салтыков-Щедрин, Некрасов и Глеб Успенский. Они все сотрудники журнала «Современник». Чернышевский – публицист, литературный критик, писатель, философ. Он пытался ответить на вопрос, каким требованиям должно отвечать искусство, чтобы роль в жизни общества стала ещё более значительной. Николай Александрович Добролюбов в двадцатилетнем возрасте стал оригинальным публицистом и критиком. В литературе этого периода появляются новые поэты и писатели, появляется новый жанр- роман. Утверждается новая эстетическая теория «искусство для искусства» или «чистое искусство».Эта теория утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а создаются они лишь для эстетического наслаждения прекрасным.
После объяснения учителем новой темы учащиеся должны прочитать текст из расчёта 3 минуты на лист учебника и найти опорные слова по изучаемой теме. Данная тема представлена на 4 листах учебника, соответственно даётся 12 мин. Учащимся дается возможность сначала прочитать текст за половину нормативного времени, а затем они должны поднимать руку и называть слово. Если оно совпадает со списком учителя, то ученик получает плюс в ячейку МПМ и продолжает читать, до окончания времени нормы. Если слово не совпало, то ученик продолжает читать и называть слова до тех пор, пока не добьётся совпадения или не закончится время выделенное на чтение.
Список опорных слов к данной теме:шестидесятники, журнал «Современник»,идеологи, демократы, общественные деятели, Чернышевский, Добролюбов, Белинский,роман, роман-эпопея, выдающиеся произведения, драма, искусство для искусства, чистое искусство, пьеса.По окончании времени работы каждый ученик получает либо плюс либо минус. Учитель мотивирует всех учащихся на поиск опорных слов. Понятие из 2 слов считается как два слова. На доске записать результат: 1 этап ≤ или ≥ нормы.
3. Организация восприятия.Опорные слова выносятся на доску. Учащиеся должны запомнить все слова. По окончании нормы времени на запоминание опорные слова закрываются. После окончания времени на запоминание слова закрываются и ученики воспроизводят слова за то же время, за которое запоминали. По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются тетрадями и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ. Вторая отметка. Норматив времени на запоминание: 21 слово – 2 мин- 30сек. и столько же времени на проверку и подсчёт опорных слов. После этого учитель проводит выборочный контроль у тех учащихся, которые получили плюс и если находит неверно данные результаты, то минус получают оба ученика, за фальсификацию результатов. Понятие из 2 слов считается как два слова. Допуск по памяти: минус одно слово. На доске записать результат: 2 этап ≤ или ≥ нормы.
4. Организация осмысления. Перекрёстный опрос.Вопросы:
1)Под каким названием в литературу входит период с середины 50-х годов 19в.? 2)В 1856 г. в какой войне Россия потерпела поражение?3)Поражение в Крымской войне к чему привело и что оно показало?4)В чём выражались признаки революционной ситуации?5)Когда было отменено крепостное право?6)Какие года в России отмечены массовыми крестьянскими восстаниями?7)Вчёмвыражалась внутренняя реакционная политика царя Александра II? 8) За кем закрепилось имяшестидесятников? 9) Кого называли шестидесятниками? 10)Где родился Н.Г.Чернышевский и что он закончил? 11) Какой журнал объединил всех этих прогрессивных людей? 12) В чем хотел разобраться Чернышевский? 13) Какую мысль утверждает Чернышевский в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности»? 14) В книге «Очерки гоголевского периодарусской литературы» какие идеи отстаивает Чернышевский? 15) Чью поэзию ценил Чернышевский? 16) Годы жизни Н.А.Добролюбова. 17) О каких знаменитых писателях того времени писал в своих статьях Добролюбов? 18)Какие новые литературные жанры появляются во второй половине 19в.? 19)Какая эстетическая теория утверждается в это время? 20) Что утверждала эстетическая теория? 21)С чем был связан жесточайший полицейский террор в 80-х годах 19 столетия?
Учитель по МПМ опрашивает учащихся по теме урока, но не по порядку. Объясняет и раскрывает те значения темы, которые учащиеся не поняли. Если один ученик не ответил, то учитель повторяет вопрос и опрашивает любого ученика, у которого стоит минус. Если ответ не получен то учитель спрашивает класс, если нет ответа - отвечает сам. По окончании этапа, разрешается бросить «Спасательный круг» тем учащимся, у которых два минуса. Именно этим учащимся даются три вопроса и каждый из них может, подняв руку ответить и исправить свой минус. Вторая критическая точка. Учитель по результатам опроса определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны. Третья отметка. Во время опроса, учащиеся, которые уже ответили составляют тесты, а те кто не ответил продолжают читать и готовится к тестированию. На доске записать результат: 3 этап ≤ или ≥ нормы.
5. Первичная проверка внимания.Взаимотестирование. Первый вариант тестирует второй. Учащиеся составляют тесты по изученной теме и опрашивают по матрице посадочных мест. Называя номер сайта другого ученика. Третья критическая точка. Учитель по результатам тестирования определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны. По окончании этапа, разрешается бросить «Спасательный круг» тем учащимся, у которых два минуса. Именно этим учащимся даются три вопроса и каждый из них может, подняв руку ответить и исправить свой минус. Четвёртая отметка. Плюс ставится в тестовой дуэли только победителю, а минус побежденному. Учитель имеет право отклонить некорректный вопрос. Тест – это вопрос с тремя вариантами ответов. Ответ должен быть полным. Если вопросов не хватает на всех, то учитель имеет право сам задать вопрос ученику. На доске записать результат: 4 этап ≤ или ≥ нормы.
6. Организация первичного закрепления.(время 5 мин.)Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме. Слова пишутся, разборчиво не сокращая. Учащиеся пишут в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами. Пятая отметка. На доске записать результат: 5 этап ≤ или ≥ нормы.
7. Анализ. Четвертая критическая точка. Учитель по результатам урока определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны. Учитель кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их проблемы с развитием мышления по каждому этапу и мотивирует их на упорство и целеустремлённость.
8. Оценки. Норматив выставления оценок в журнал: 5-4 отметки – 5 баллов 3 отметки – 4 балла 2 отметки – 3 балла 1 отметка – 2 балла Норматив качества по карте считается выполненным, если 63% учащихся получили 5 баллов.
9. Домашнее задание. Домашнее задание задаётся всем учащимся, которые получили менее 4 отметок.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gulnara_fazylbekova (2016-02-14) | Автор: Фазылбекова Гульнара Байтемировна E
Просмотров: 1208 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 8:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru