Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Имя существительное
Урок русского языка на тему «Имя существительное»
Лексическая тема «Зима»
Класс 5 (казахский язык обучения)
Цель урока: повторить изученный материал по теме «Имя существительное»
Задачи:
образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»;
развивающая: выработать навыки морфологического разбора имен существительных, употребления имен существительных в речи, развития устной и письменной речи;
воспитательная: воспитать интерес к русскому языку, а также чувство коллективизма при работе в группах, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Межпредметные связи: английский язык, казахский язык, естествознание, экология, самопознание.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Методы работы: работа в группах, работа «в парах».
Ресурсы: сигнальные карточки, опорные схемы, картинки, слайды, тесты, интерактивная доска.
Ход урока.
I. Побуждение.
1. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой к уроку. Отметка отсутствующих. Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока.
2.Занимательная минутка. Отгадывание загадок. (Слайды)
* С неба- звездой, в ладошку- водой. (Снежинка)
* Надел на голову ведро,
На плечи пуховик,
Из морковки сделан нос
Толстый белый ….(снеговик).
*С мешком подарков, с бородой, веселый взгляд и красный нос.
Он приходит к нам зимой. Добрый дедушка….(Мороз).
*Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька)
*Две полоски на снегу оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой, а они опять за мной. (Лыжи)
*Не колючий, светло-синий по кустам развешан … (иней)
3. Сообщение темы и цели урока.
-Какой единой темой объединены данные слова? («Зима»)
-Какой частью речи они являются? (Именем существительным)
-Тема урока «Имя существительное». (Постановка цели урока.)
II. Реализация.
1.Понятие об имени существительном. Правило. (Устные ответы учащихся с примерами.)
2.Определение морфологических признаков имен существительных.
2.1 Работа с сигнальными карточками. (Называю слова, учащиеся с помощью сигнальных карточек определяют, какие это существительные: собственные ( синие) или нарицательные (красные): страна, Казахстан, город, Семей, река, Иртыш, озеро, Балхаш, гора, Алатау.
2.2 Соревнование «Кто первый?» Работа в группах. Задание. По данной картинке записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы кто? что?
2.3 Сравнение категории рода в казахском, русском и английском языках. Вопрос: В казахском языке есть категория рода? В английском? Оказывается, нет рода в армянском, узбекском, татарском языках. А в Африке, наоборот, насчитывается у некоторых народов до 48 родов.
Сколько родов в русском языке? Как определить род имен существительных? Сравнение категории рода на примере со словами дерево, дом, гора в сочетании с прилагательным высокий. (Высокое дерево, высокий дом, высокая гора.)
2.4 Работа «в парах».
Задание. Соедините линиями данные словосочетания и запишите в тетрадь правильно. Определите род и склонение существительных.
Ветер холодная
Дерево сильный
Зима высокое

Озеро пушистый
Снег морозная
Погода глубокое

Шапка короткий
День синее
Небо зимняя

Солнце крепкий
Ночь ясное
Мороз короткая

2.5 Минута релаксации. ( Называю слова, учащиеся должны хлопком определить число имен существительных: единственное число-1 хлопок, множественное число-2 хлопка)
Хоккей, ворота, вратарь, ребята, сани, каток, каток, горка, лыжи.
2.6 Падежи существительных. Назвать падежи существительных с вопросами. (хором)
3.Закрепление.
Разбор предложения. Запись на доске и в тетрадях.
На дворах и полях снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.
Задания.
*Найти имена существительные и подчеркнуть как члены предложения.
*Морфологический разбор существительного на дворах
*Самостоятельная работа. Морфологический разбор существительного полях.
4. Проверочная работа. Выполнение тестовых заданий самостоятельно.
1 Какого признака нет у существительных?
А) рода
В) времени
С) падежа
Д) числа
2.Имя существительное- это
А) часть речи
В) часть предложения
С) слово
Д ) член предложения
3. Найди ошибку
А) пурга- женского рода
В) поле - среднего рода
С) лед- мужского рода
Д) шуба- среднего рода
4.Найди верное утверждение:
А) Р.п.- Кого? Что?
В) Р.п.- Кого? Чему?
С) Р.п. –Кого? Чего?
Д) Р.п.- Кем? Чем?
5.Определите склонение существительного гора
А) 2
В) 1
С)3
Д) нет склонения
5.Творческая работа. Задание. Составьте несколько связанных между собой предложений по данной картинке (показ на слайде).
6. Задание на дом. Сделать морфологический разбор 2-3 существительных (по выбору учащихся)
III. Рефлексия.
1.Составление пятистишия со словом Зима
2.Подведение итогов урока. Вывод.
3.Учет и оценка знаний учащихся.
Дополнительный материал к уроку:
1.Картинки (показ на слайдах)
2. Тесты
1 Какого признака нет у существительных?
А) рода
В) времени
С) падежа
Д) числа
2.Имя существительное- это
А) часть речи
В) часть предложения
С) слово
д) член предложения
3. Найди ошибку
А) пурга- женского рода
В) поле - среднего рода
С) лед- мужского рода
Д) шуба- среднего рода
4.Найди верное утверждение:
А) Р.п.- Кого? Что?
В) Р.п.- Кого? Чему?
С) Р.п. –Кого? Чего?
Д) Р.п.- Кем? Чем?
5.Определите склонение существительного гора
А) 2
В) 1
С)3
Д)нет склонения

3.Карточки
Задание. Соедините линиями данные словосочетания и запишите в тетрадь правильно. Определите род и склонение существительных.
Ветер холодная
Дерево сильный
Зима высокое

Озеро пушистый
Снег морозная
Погода глубокое

Шапка короткий
День синее
Небо зимняя

Солнце крепкий
Ночь ясное
Мороз короткая
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lyazatk64 (2016-02-15) | Автор: Кажибаева Лязат Исаиновна
Просмотров: 165 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru