Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской словесности
Тема урока: Мифология и литература. Понятие о мифах . Мифы и легенды.

Цель:
- дать понятие о мифах как об одном из видов творчества; познакомить с мифами, с представлениями древних людей об устройстве мира, о том, как они объясняли общественное устройство;
- формировать владение навыками монологической речи; умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.

Ход урока
I. Организационный этап

II. Актуализация
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Вы выросли за лето, стали старше, взрослее. Изменились ваши читательские интересы и пристрастия. Поэтому перед нами стоят новые учебные задачи. Давайте посмотрим ваш новый учебник русской словесности, узнаем имена авторов, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций.
- А теперь давайте вспомним, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и покажем это на примере нашего учебника.
- Посмотрите на страничку, называемую «Содержание». Какие литературные произведения мы будем изучать? Знакомы ли они вам? Какие из них произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Ребята, вы, конечно, помните, что на уроках литературы в 5 классе мы говорили о мифах и мифологическом сознании, которым свойственны антропоморфизм, анимизм и тотемизм. Давайте вспомним, что обозначают эти термины.

III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Работа с учебником.
Учащиеся читают раздел «Введение» (стр. 3-5), затем проводится беседа.

2. Беседа.
- У каждого народа есть своя мифология - совокупность мифологических представлений, но мифы - произведения устного творчества. За время существования народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.
Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.
- Ребята, расскажите, как создавались мифы.
- Что древние люди пытались объяснить с помощью мифов?
- Обратите внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы - бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, они воспринимали мир целостно, как один организм. И через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.
- Почему герои мифов чаще всего были связаны между собой семейно-родовыми отношениями?
- Что такое мифическое время? Расскажите о нем.
- Как миф связан с литературой?
- Что такое мифологема?

3. Словарная работа.
Учащиеся записывают в тетрадь определения понятий миф, мифология.
Мифы (греч.) - предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.
Мифология - совокупность мифов и мифологических представлений.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Работа в группах.
Учащиеся получают задание прочитать в Словаре мифологических выражений, что означают словосочетания «сизифов труд»; «панический страх»; «танталовы муки».
Каждая группа создает иллюстрацию к заданному выражению и готовит презентацию.

2. Словарная работа.
Учащиеся записывают в тетрадь краткое объяснение выражений.
«Сизифов труд» - тяжелая, лишенная смысла работа.
«Панический страх» - неконтролируемый страх, ужас.
«Танталовы муки» - тяжелые мучения, лишения, страдания.

V. Этап информации о домашнем задании
1. Чтение статьи учебника на стр. 3-5.
2. Прочитать поэму Гесиода «Труды и дни» и поэму Овидия «Метаморфозы».

VI. Этап рефлексии
Категория: Русский язык и литература | Добавил: terzidim (2016-02-15) | Автор: Терзиди Марина Дмитриевна E
Просмотров: 172 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-01-18, 7:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1489]
Школьный психолог [505]
История [715]
Опыт [481]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [224]
Мастер-класс [209]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [249]
Английский язык [787]
Великие открытия [19]
Университет здоровья [128]
Математика [1156]
Химия [381]
Классному руководителю [637]
Биология [583]
Думаем, размышляем, спорим [93]
Казахский язык и литература [1781]
Краеведение [93]
Начальная школа [3948]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [359]
Сельская школа [71]
Профильное обучение [69]
Демократизация и школа [24]
Физика [296]
Экология [182]
Дошколенок [1524]
Особые дети [275]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [622]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [449]
Мой Казахстан [229]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1172]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [74]
ИЗО и черчение [217]
Физическая культура [524]
Немецкий язык [52]
Технология [286]
Самопознание [390]
Профессиональное образование [104]
Школьная библиотека [80]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [19]
Педагогические программы [5]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru