Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской словесности
Тема урока: Мифология и литература. Понятие о мифах . Мифы и легенды.

Цель:
- дать понятие о мифах как об одном из видов творчества; познакомить с мифами, с представлениями древних людей об устройстве мира, о том, как они объясняли общественное устройство;
- формировать владение навыками монологической речи; умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.

Ход урока
I. Организационный этап

II. Актуализация
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Вы выросли за лето, стали старше, взрослее. Изменились ваши читательские интересы и пристрастия. Поэтому перед нами стоят новые учебные задачи. Давайте посмотрим ваш новый учебник русской словесности, узнаем имена авторов, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций.
- А теперь давайте вспомним, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и покажем это на примере нашего учебника.
- Посмотрите на страничку, называемую «Содержание». Какие литературные произведения мы будем изучать? Знакомы ли они вам? Какие из них произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Ребята, вы, конечно, помните, что на уроках литературы в 5 классе мы говорили о мифах и мифологическом сознании, которым свойственны антропоморфизм, анимизм и тотемизм. Давайте вспомним, что обозначают эти термины.

III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Работа с учебником.
Учащиеся читают раздел «Введение» (стр. 3-5), затем проводится беседа.

2. Беседа.
- У каждого народа есть своя мифология - совокупность мифологических представлений, но мифы - произведения устного творчества. За время существования народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.
Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.
- Ребята, расскажите, как создавались мифы.
- Что древние люди пытались объяснить с помощью мифов?
- Обратите внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы - бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, они воспринимали мир целостно, как один организм. И через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.
- Почему герои мифов чаще всего были связаны между собой семейно-родовыми отношениями?
- Что такое мифическое время? Расскажите о нем.
- Как миф связан с литературой?
- Что такое мифологема?

3. Словарная работа.
Учащиеся записывают в тетрадь определения понятий миф, мифология.
Мифы (греч.) - предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.
Мифология - совокупность мифов и мифологических представлений.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Работа в группах.
Учащиеся получают задание прочитать в Словаре мифологических выражений, что означают словосочетания «сизифов труд»; «панический страх»; «танталовы муки».
Каждая группа создает иллюстрацию к заданному выражению и готовит презентацию.

2. Словарная работа.
Учащиеся записывают в тетрадь краткое объяснение выражений.
«Сизифов труд» - тяжелая, лишенная смысла работа.
«Панический страх» - неконтролируемый страх, ужас.
«Танталовы муки» - тяжелые мучения, лишения, страдания.

V. Этап информации о домашнем задании
1. Чтение статьи учебника на стр. 3-5.
2. Прочитать поэму Гесиода «Труды и дни» и поэму Овидия «Метаморфозы».

VI. Этап рефлексии
Категория: Русский язык и литература | Добавил: terzidim (2016-02-15) | Автор: Терзиди Марина Дмитриевна E
Просмотров: 145 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru