Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Хлеб – путь к примирению» по сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Открытый урок по русской словесности

в 5 классе на тему:

«Хлеб – путь к примирению»

по сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»[/color]

Цель: осмыслить нравственные ценности с учётом личностной позиции.

Задачи:

образовательные: анализ содержания сказки, умение анализировать произведение с точки зрения его жанра, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею, мудрость, поучающий смысл;

развивающие: развивать речь, память, творческое мышление уч-ся, обогащать словарный запас, умения и навыки самостоятельной работы с текстом;

воспитательные: воспитывать чуткость, ответственность за сказанное слово или сделанное дело, умение признать свою вину и прощать обидчика, учить бережному отношению к хлебу.

Форма урока: анализ художественного произведения:

метод урок: составление кластера, ассоциативный метод.

ожидаемый результат:

уметь: анализировать эпизоды, находить ключевые слова в тексте, выделять тему, идею, основную мысль, отличать сказочное от реального;

знать: биографию К.Г.Паустовского, содержание текста, значение непонятных слов.

оформление: портрет К.Г.Паустовского, кластер с сердцем внутри со словом «добро», иллюстрации учеников.

Предварительное домашнее задание:
1. Прочитать сказку.
2. Нарисовать иллюстрацию.
3. По вариантам: 1 - в: сказочные герои и элементы; 2 – в: реальные герои и элементы.
4. пословицы и поговорки о добре и зле, о хлебе.
5. Пересказ эпизода а) « Как Филька коня обидел», б) «Путь Фильки к добру».
6. Наизусть стихотворение Н.Аникеевой «Тёплый хлеб».

Эпиграф:
Он не был сказочником.
Он был рассказчиком, который
облегчал рассказом трудность добра.
В.Шкловский
(писатель, литературовед).
Ход урока:
1. Оргмомент.

2. Опрос домашнего задания:

-- Что узнали о жизни К.Г.Паустовского?
-- О чём его рассказы?
-- Кто его герои? Какие они?

3. Объяснение нового материала:

I этап.

Запись в тетрадях темы, эпиграфа.
Вступительная беседа с классом.

-- У: Давай те начнём наш разговор о сказке «Тёплый хлеб» с обращения к эпиграфу. (чтение эпиграфа)
--У: Так что же вы всё-таки прочитали: сказку? Рассказ?

(выводы учащихся о признаках в произведении и сказочного, и реального).

Работа над домашним заданием:

На доске таблица:

Реальное
Война, раненый конь, голод, злоба
людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. Сказочное
Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.

Двое учащихся заполняют на доске колонки, остальные в тетрадях дополняют.

У: Сказочные события играют большую роль в произведении. Вспомним, что стоит в центре сказки? Что с чем сталкивается? (добро и зло)

II этап.

Разговор о добре.
Учащиеся вывешивают на доску кластеры –сердечки со словом «добро» и ассоциациями к этому слову:

У: Ваши сердечки сияют от слов, как солнышко. как вы думаете, почему? ( от добрых слов)
У: А теперь посмотрим, как в словаре Ожегова обозначено слово «добро».

Всё положительное, хорошее, полезное.

Сравним с вашими ассоциациями.

Поразмышляем: почему человек оценивает свои слова и поступки через понятия «добро» и «зло»?

У: А теперь вспомним пословицы и поговорки о добре и зле (слушаем учащихся, потом учитель на доске крепит написанные на листах пословицы)

Делай добро и жди добра; Жизнь дана на добрые дела; Добро поощряй, зло порицай; Добрый человек в добре проживёт век и др.

У: Что же мешает на земле добру? (ответы уч-ся: жестокость, себялюбие, безразличие, зло)

Составление кластера: ЭГОИЗМ – бессердечие, равнодушие, безразличие, жестокость.

4. Закрепление:

III этап.

Работа над сказкой.
1. Чтение стихотворения «Тёплый хлеб».
-- Как бы вы назвали это стихотворение?
У: В 1945 году, незадолго до победы в Вов, в детском журнале «Мурзилка» была опубликована сказка. Догадались, какая?

Ученики: «Тёплый хлеб».

У: -Как вы думаете, почему наш урок мы начали с разговора о добре и зле? ( главный герой Филька – молчаливый и недоверчивый мальчик, совершил злой поступок)
-- О чём эта сказка? ( тема добра и зла)
-- Что мы знаем о Фильке?
-- Рассказ о раненом коне.

-- Пересказ эпизода: Филька обидел коня.

У: Как можно оценить поступок Фильки? Почему он так поступил? Как он ударил коня? (ну, тебя, - любимые слова Фильки)
-- Как бы вы поступили на Филькином месте?
-- Что помогает понять, что нарушился мировой порядок? ( природа)

Характеристика Фильки (запись в тетрадь):
недоверчивый, молчаливый, ото всех отмахивается.

У: -- Как природа реагирует на зло? (найти в тексте, зачитать)
-- Какое ключевое слово в этом эпизоде?
ХОЛОД. - (рассказ бабки о злобе людской)

-- Что происходит с человеческим сердцем? (охлаждается) Сказки об охлажденном сердце? (Снежная королева)

Можно ли сказать, что Филькино сердце охладело? ( -- Нет, он понял свою вину и исправил её)

-- Как Филька отреагировал на рассказ бабки? --- Испугался.
-- Что он решил сделать? – исправить зло и отправился к Панкрату на мельницу ночью.

Путь Фильки к добру. На доске:

-- Слушает рассказ бабки.—Задумывается.—Понимает смысл рассказа. – Испугался.—Решил исправить зло.—Идёт ночью на мельницу.—Рассказывает всё Панкрату.—Советует, что можно сделать, чтобы спасти мельницу.—Собирает ребят и вместе с ними работает на реке.

У: Как изменился Филька. (он больше не говорит, «ну, тебя!»)

-- Как природа отреагировала на изменение Фильки? (мороз отступает, дует тёплый ветер)
-- Какие ключевые слова помогают нам это понять? (слова со значением «тёплый»)
Работа с текстом: Эпизод потепления. – Как проявляется добро: мельница разогреется, трещат костры и т.д

IV Этап.

-- Выводы: -- В чём смысл названия сказки? – могут ли люди жить без хлеба?

-- Пословицы и поговорки о хлебе: (заранее подготовленные)

Хлеб всему голова; Там и рай, где хлеба край; Худ обед, коли хлеба нет; Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит; Хлеб – батюшка, вода – матушка.

У: -- Хлеб – это символ жизни. Жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, теплом человеческих рук. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. А как же можно сказать о сердце, наполненном любовью, добром? (Это горячее сердце.) Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.
--- Эпизод: Филька мирится с конём.
-- Почему конь не сразу взял хлеб из рук Фильки?
-- Когда он поверил Фильке? (после слов Панкрата)
-- Как произошло примирение? – Какие слова являются ключевыми? (учуял запах свежего хлеба, но хлеб не взял…, положил голову Фильке на плечо и закрыл глаза от удовольствия)

5. Рефлексия:

-- В чём основная мысль сказки?
-- Какие жизненные уроки она дает нам?

Составление кластера:

Жизненные уроки: не обижать животных, не совершать злых поступков, уметь признавать свои ошибки и исправлять их, уметь прощать обидчиков, помогать людям, делать добро.

--А какое добро сделали вы? Ваши друзья? Расскажите нам!

-- В чём мудрость сказки? (детское сердце не должно становиться холодным)

6. Анализ деятельности уч-ся. Оценки.

7. Домашнее задание: составить композиционный план рассказа.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tonya2805 (2016-02-19) | Автор: Муртаева Антонида Шамсутдиновна E
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 7:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru