Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) Лепехина Надежда Викторовна
Место работы КГУ «ОСШ № 22 г. Темиртау»
Карагандинской области
Должность учитель русского языка и литературы
Наименование материала Двоеточие в бессоюзном сложном предложении



Цель: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях и на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить постановку двоеточия в простых предложениях и предложениях с прямой речью.

Задачи:
• повторить основные сведения о видах сложных предложений и формировать умения в применении теоретических сведений на практике;
• работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом предложении;
• развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;
• обучать элементам исследования при изучении данной темы.

Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал с текстами и заданиями, презентация по уроку, схемы.

Методические приемы: диктант «Проверяю себя», работа со «слепой схемой», работа в группах, «третье лишнее», самостоятельная работа, тест, рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока, мотивация деятельности учащихся.

Учитель сообщает детям тему урока и просит их определить цели урока:
- Какое слово в названии темы урока вы считаете главным?
- Ребята, давайте назовём цели нашего урока: что мы сегодня узнаем, чему можем научиться?

II. Актуализация знаний:

1. Диктант «Проверяю себя».
- Подчеркните главные члены предложения, составьте схемы, выполните морфемный и словообразовательный разбор одного слова (по выбору учащихся).
Вечер был тихий, легкий; солнце над макушками закатывалось в чистейшее золото. Останусь жив – вернусь.
Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Взаимопроверка.

2. Проверка домашнего задания. Работа со “слепой схемой”. Приложение 1


- Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.
- Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях ? Из скольких частей они состоят?
- Дайте определение бессоюзному предложению. Что вы можете сказать о бессоюзных предложениях. Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире). Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП? Когда ставится тире в БСП?
Прочитайте свои примеры.
– В чем возникает трудность в этом вопросе?
– Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП.

III. Реализация темы урока.
Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?
Исследование в группах. Приложение 2
Предлагаются предложения с двоеточием, которые закрыты планкой с союзами то есть, что, так как (см. презентацию). Проводится беседа по таблице, в ходе которой данные предложения сопоставляются с синонимичными бессоюзными. Планочка убирается, и вместо союзов оказывается двоеточие. Появляются схемы предложений.
Правило Примеры
СПП БСП
Постановка двоеточия в БСП. Предметы потеряли свою форму, то есть всё сливалось сначала в серую, потом темную массу. [Предметы потеряли свою форму ] : [ всё сливалось сначала в серую, потом темную массу ].
[ ] : [ пояснение ] (а именно, то есть)
Недаром говорится, что дело мастера боится. [Недаром говорится] : [дело мастера боится].
[ ] : [ дополнение ] (что, как
(и увидел, и услышал, и почувствовал))
Любите книгу, так как она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни. [Любите книгу] : [она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни].
[ ] : [причина ] (потому что; так как)

Работа с таблицей по алгоритму:
 Сколько простых предложений в составе БСП?
 Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?
 Какие союзы, указанные в таблице, можно поставить вместо двоеточия?
 Посмотрите, как изменилось данное предложение.
 Обратите внимание на придаточную часть, назвав вид придаточного.
 Пользуясь схемами, сформулируйте правило постановки двоеточия в сложном бессоюзном предложении.
Выступления представителей групп: представитель каждой группы объясняет правило постановки двоеточия в БСП, доказывая свой выбор.
- Оцените свою работу.
- Какие трудности возникли?
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

IV. Закрепление изученного:

1. Работа в группах. Приложение 3
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Перепишите, вставляя где нужно, пропущенные буквы. Определите вид бессоюзных сложных предложений. Составьте схемы. Устно подберите к каждому предложению синонимичное союзное предложение.
Выступления представителей групп: представитель каждой группы объясняет постановку
двоеточия в БСП, доказывая свой выбор. Предлагается проанализировать работу другой
группы.
Вывод группы № 1: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину
того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому что»).
Вывод группы № 2: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между ними можно вставить союз «что»).
Вывод группы № 3: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и поясняет содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить «а именно»).

2. Самостоятельная работа по учебнику.
Учащиеся записывают 3 предложения из упражнения 419 на стр. 190. Проверяются знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

3. Игра «Третье лишнее»
Помни про школу:
Только с ней
Станешь строителем радостных дней.
(В.Маяковский)

Таким друзьям на свете
(Не) страшно (ни) чего:
Один за всех на свете
И все за одного.
(С.Михалков)

Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: ее тень лесов,
И моря рокоты, и звезд узоры,
И странные строенья облаков.
( В.Брюсов)
(Третье предложение лишнее, так как оно простое, с обобщающим словом при однородных членах предложения).
Объясните правописание не и ни.
Запишите последнее предложение. Когда еще ставиться двоеточие в простом предложении? (В предложениях с прямой речью). Найдите в тексте предложение с прямой речью и запишите его, расставляя знаки препинания. Приложение 4

4. Готовимся к ВОУД (с последующей самопроверкой).

Тест.
Укажите номера бессоюзных сложных предложений: 1.Ученого учить только портить. 2.Хочешь человека узнать дай ему власть.
3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. 4.Игнат спустил курок ружье дало осечку. 5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. 6.Ни дорожек ни поляны ничего не видно нам. 7.Нынче жарко парит на дворе тепло.
Правильный ответ: 2 4 5 7 Хочешь человека узнать - дай ему власть. Игнат спустил курок - ружье дало осечку.
Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

V. Рефлексия.
- Что узнали на уроке? Чему научились? Достигли ли целей, которые ставили в начале урока? Оцените свою работу на уроке.
«Закончи предложение» (дети выбирают значимые для себя варианты предложений):
Я вспомнил…
Я понял…
Особенно интересно…
Трудно…
Нужно…

VI. Сообщение и комментирование домашнего задания.
Предлагаются задания разного уровня сложности.
1 уровень сложности: Выполните упражнение 418. Найдите главные члены предложения. Укажите вид БСП.
2 уровень сложности: Выполните упражнение 420. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Укажите вид БСП.
3 уровень: Творческая работа. По опорным материалам составьте бессоюзные сложные предложения со значением пояснения. Составьте схемы.
1. Я не люблю смотреть передачи о ... . 2. Мне неприятно ... . 3. Меня радует .... 4. Меня огорчает ... . 5. Меня всегда удивляет ... .
Категория: Русский язык и литература | Добавил: NadinLNW (2016-02-22) E
Просмотров: 153 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 7:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru