Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Языковая компетенция в культурном пространстве Молгаждарова С.М., старший преподаватель кафедры методики и практики русского языка и литерат
В условиях интеграции Казахстана в мировое сообщество, становления страны как суверенного государства, углубления международного сотрудничества и роста профессиональных, научных и культурных обменов одной из приоритетных задач в Республике Казахстан является развитие языковой политики.Важно найти наиболее гибкие пути к сбалансированному учету языкового фактора. Особенно это актуально для нашей страны, так как Казахстан – многонациональное государство со своим культурным и историческим наследием. Языковая политика страны должна учитывать с одной стороны, возможности сохранения и признания национальных ценностей как признак единства государства и народа, а с другой стороны, интеграция в мировое экономическое пространство не представляется возможной без знания мировых языков. Сложившаяся характеристика языковой ситуации дается в Концепции языковой политики Республики Казахстан, стержневой идеей которой является необходимость овладения несколькими языками. Поэтому сегодня в казахстанском обществе в соответствии с принятой новой Стратегией развития страны «Казахстан-2050» активно проводится политика трехъязычия, направленная на освоение казахстанцами казахского, русского и английского языков. Н.А. Назарбаев отметил, что «казахский язык будет изучаться как государственный, русский язык — для межнационального общения и английский — как язык интеграции в глобальную экономику, языковая политика повысит конкурентоспособность страны, укрепит общественное согласие».[4]
В этой связи новое звучание приобретает проблема языкового образования, основной целью которой является достижении обучаемыми языковой компетенции. Формирование языковой компетенции – важнейший аспект обучения родному языку, русскому языку и иностранному языку, поскольку языковая компетенция, по мнению Колшанского Г.В. ,- «это способность любого человека усваивать любую языковую систему на основе единого логического мыслительного аппарата ,свойственного человеку и его мышлению как отражению закономерностей единого материального мира».[3,11]Языковая компетенция предполагает «соблюдение адекватности языковой формы и ситуативной роли партнеров по коммуникации».[3,14] Поэтому формирование языковой компетенции должно сопровождаться изучением культуры носителей изучаемого языка.
Одно из достояний нашей страны -это многообразие культур и языков. Представители разных народов, проживающих на территории нашей страны,сохранили свою культурную самобытность, отличаются своей уникальностью и неповторимостью, возрождают сложившиеся веками культурные традиции, в том числе поведенческие, моральные. Только ни одна культура не существует изолированно, в процессе жизнедеятельности носители того или иного языка постоянно обращаются или к своему прошлому, или к опыту других культур.Культурные элементы разных народов,дополняя и обогащая друг друга, создают ключевую основу межэтнических отношений. А в процессе формирования языковой компетенции увеличивается потребность в повышении уровня взаимопонимания между представителями разных культур, взаимообмене знаниями, опытом, культурными традициями, росте национального самосознания и т.д.Ведь любой язык является не только орудием познания цивилизации государства,но и представляет собой внутреннюю форму национального колорита,запечатлевает в себе своеобразие бытия,мышления,культуры народа.При изучении языка можно получить представление о культуре страны изучаемого языка.Значит , о духовных и материальных ценностях, свойственных бытию этнического общества и жизненному обычаю;о ценностях, следовавших как духовное наследие народа, передаваемое от поколения к поколению.
По мнению ученого А.Кайдара, «культура - многообразное понятие, берущее начало с достоинств каждого человека, включающее в себе общенациональный менталитет, национальное сознание, формировавшее веками, мировоззрение, обычай, духовно-материальное богатство».[2,141]И межкультурное пространство, которое образуется при взаимодействии носителей разных языков, дает возможность человеку расширить свое мировосприятие и мироощущение. Более того, при изучении чужого языка любая ситуация, любое явление рассматривается с учетом родного языка, принятых в родном лингвосоциуме культурных норм и ценностей. Таким образом, на развитие языковой компетенции оказывает влияние не только языковой код, но и обычаи, традиции, духовные и материальные ценности обычной жизни и этнического общества.Взаимодействие людей в условиях межкультурного пространства показывает взаимосвязанное единство понятий языка и народа.Между людьми складываются межкультурные отношения, в которых культурная системность познается в моменты выхода за пределы границ системы.
Изучениеязыковой компетенции в условиях межкультурного пространства дает возможность рассматривать язык как инструмент культурного развития и национального становления.Помимо знания родного языка изучение других языков помогаетполучить знания окультурно-эстетических нормах,национальных традициях, этнопсихологических обычаях разных народов.
Говоря о важности формирования языковой компетенции необходимо отметить слова Р.Сыздык: «Язык, являясь главным средством и формой общения национальной культуры, тесно связан с обществом, его категориями и институтами».[ 5,11]С целью уточнения своей мысли она говорит, что «к выражению мысли относятся не только правильный вывор слов, не только простое нахождение точности мысли и слов, но и нахождение вариантов слов, оказывающих эмоциональное воздействие на слушателей».[5,175]
Развитие языковой компетенции очень тесно связано с культурными ценностями народа,с его историко –культурным опытом.«…каждый язык- в его основе состоит из историй народа,культуры и нравственности,мировоззрение и качества жизни,опыта и быта, используя и тая в себе систематическую кладь знаний».[5,5]Язык - это не только знак,а целая культура,которая основана на истории народа,менталитете и опыте.
Основы языковой компетенции развиваются с помощью связи историко-культурного опыта с новым горизонтом познания, сложившегося в сознании народа и в основе совершенствования пространства ценностей. Язык - это система, сохраняющая в единстве историю народа, культуру, познание и вкус, характер и сознание, традиции и обычаи. В соответствии с таким структурным содержанием язык не является лишь простой системой, язык - это целая культура. Поэтому культурные основы языка развиваются в тесной связи с историей, традицией и познанием народа. В этом случае основой познавательных действий является знание.
Главным инструментом формирования языковой компетенции в условиях межкультурного пространства является образование, так как через образование не только сохраняются народные ценности в памяти, но и возобновляются в соответствии современным требованиям и передаётся из поколения в поколение, как нескончаемое достояние. В результате формируется когнитивный фонд, позволяющий сравнивать новые явления, сортируются культурные единицы, изображающие в рамках языковой компетенций, которые определяют основу познания. По словам когнитивистов, система познания лингвистической культурологий, во-первых, основана на взаимосвязанности новых способов познания с историко-культурным опытом народа через образование, во-вторых, начинается с расширении познавательного направления ценности мира, т.е. культурная основа языкового образования направляется на изучение культурной природы и нормы человеческой сущности.Познание, тесно связанное с разумом и чувством человека, требует от каждой личности быть в курсе событий, происходящих в мире, и правильно их понимать и уметь хорошо распознавать внутреннюю натуру человека. В результате распознавания человек намеревается сделать мирные отношения с другими народами, действовать в соответствии с нормами и ценностям общества. Для этого член общества формирует понятия, сложившиеся на практике человечества, старается группировать их по определенным сходствам и общим чертам.
В результате культурные основы языковой компетенции,такие как культурное знание, моральные ценности, этническое и культурное пространство, национальное самосознание, материальная культура и другие, представляют собой результат внутренних и внешних возможностей языка.
Язык тесно связан с развитием человеческого общества. Как мы видим в процессе языкового общения в условиях межкультурного пространства необходимо знать не только язык партнера -коммуниканта, но и обладать знанием культуры народа изучаемого языка.

Список литературы
1.Верещагин А.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.,1990
2.Қайдар ӘҚазақ тілінің өзекте мәселері.- Алматы? « Ана тілі»,1998.-304 б.
3.Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения// ИЯШ. №1.1985 . С.10-14
4.Стратегия РК «Казахстан – 2050».- Астана,2012
5.Сыздық Р. Қазақ теледидарының тіл мәдениеті қаңдай?// Тіл және қоғам.-2[ 4],2005.-9-16 б.б.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Сагдат8194 (2016-02-29) | Автор: Сагдат E
Просмотров: 544 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 4:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru