Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы 7 класс с государственным языком обучения
Литература 7 «А» класс
Учитель: Кайруллина Гульмира Карипуллиновна

Урок 9
Тема: С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
Цели:
1. Обучающая:
Формировать понятие о пьесе – сказке, об особенностях драматического произведения; умения различать и соотносить роды и жанры литературы; с навык анализа литературных произведений.
2. Развивающая: развивать читательские умения, определять тему и жанр, характеризовать героев; умения анализировать текст драматического произведения, умения вступать в диалог по прочитанному произведению.
3. Воспитывающая:
Воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты, чувства ответственности за свои поступки.
Тип урока: Знакомство с новым материалом
Методы обучения и формы организации познавательной деятельности:-индивидуальная, групповая
Оборудование: выставка книг, презентация ,аудио запись П.И.Чайковский «Времена года», мультфильм «Двенадцать месяцев».
Ход урока

1.Организационная часть.
Проверка готовности к уроку./Целеполагание/.
2. Проверка д/з
Вопросы для учащихся
-Что такое литературная сказка?
- Чем отличается народная сказка от литературной?
- Прочитаем дом сочинения (1-2уч)
3. Новая тема
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы
Облетая целый свет……
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.
-Как вы думаете, чьи это строки? /С.Я.Маршака/ -
Думаю, вы узнали произведение Маршака.
Объявление темы урока и цели. (Слайды 1,2)
4. Введение в тему. (Слайды 3-6)
-Ребята, позвольте мне немного познакомить вас с некоторыми страницами биографии С.Я.Маршака.
С.М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал до того, как научился писать.
Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал”. Читать он научился тоже рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель. Но Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым,
сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом,редактором журнала,переводчиком стихов,сатириком, драматургом.
Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта. Сегодня мы говорим о нём как о поэте и о драматурге
. - Он писал пьесы для театра.
Какие пьесы Маршака вы знаете? -
В какой сказке Маршак рассказывает о девочке, отправившейся зимой за подснежниками? /«Двенадцать месяцев»/
- По одной из версий о происхождении сюжета, повесть была авторским переложением греческой народной сказки — см.Двенадцать месяцев (греческая народная сказка), хотя в повести Маршака действие происходит не в Греции, а в Богемии(Западная Чехия) на рубеже XVIII—XIX вв.
По более правдоподобной версии — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Ещё «Двенадцать месяцев» были известны в России по переводу Николая Лескова. Двенадцать месяцев — драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах для МХАТа.
5.История возникновения сказки.
С.Я. Маршак написал эту сказку в суровом 1943 году. Он урывками находит время для создания своей пьесы о двенадцати месяцах, собравшихся у костра в новогоднюю ночь. Сам Маршак вспоминает об этом так: «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». ...Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй, и взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке...». Так была создана эта чудесная сказка (Слайд № 7,8)
Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам повести в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации — см. Двенадцать месяцев (мультфильм). Режиссёр-постановщик мультфильма Иванов-Вано, Иван Петрович.
6. Введение в сказку отрывок из мультфильма (5 мин)
- Инсценировка.
Мы познакомились с героями сказки. Давайте дадим им характеристику.
(Слайды 9-11)
6.Словарная работа.
-Чем пьеса отличается от эпической ,народной сказки?
-В пьесе встретились незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. (Слайд 10)

7.-Давайте откроем учебник «Литературного чтения». (Слайд 12)
Чтение по ролям 2,3 части произведения.

8. Проверка восприятия пьесы – сказки.
- Где происходит действие?
- Кто оказался на поляне?
- Зачем пришла падчерица в лес?
- Могут ли быть подснежники в лесу зимой?
- Кто помог падчерице?
а) Давайте проследим как братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок, который написан в стихотворной форме на стр.90-93

На доске написаны пословицы.
… год кончает, зиму начинает.
…году начало, а зиме середина.
Вьюги да метели, под … полетели.

8.Физминутка.
Под музыку П.Чайковского «Апрель. Подснежник» учитель рассказывает легенду, а дети выполняют движения)
Старинная легенда говорит о том, что однажды старуха Зима со своими верными помощниками Морозом и Ветром решила не пустить на землю Весну. Только смелый подснежник выпрямился из-под снега, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне.
А теперь представьте, что вы подснежники. Пригревает солнышко, ласкает ваши головки, и под тёплыми лучами вы поднимаетесь из снега навстречу жизни и расцветаете. Вы качаете своими головками, радуетесь, улыбаетесь. Поприветствуйте весеннее солнышко, которое дарит вам тепло. Поклонитесь солнцу! А теперь возьмитесь за руки, поделитесь частичкой тепла, улыбнитесь друг другу, как улыбается подснежникам солнышко

9.Работа в группах
-Ребята, а сейчас мы поработаем в группах .
У вас на партах лежат листочки с вопросами-заданиями.
1 группа, 2 группа, 3 группа (ниже представлены задания для каждой из групп. Учитель может перетасовать их в любом порядке)
1. Назови автора: - Михалков -Маршак -Мамин - Сибиряк
1. Кем был Маршак? -поэт -сказочник -переводчик -драматург
1. К какому жанру это произведение относится: -пьеса -сказка -рассказ
2. Что такое пьеса?
2. Докажите, что это сказка.
2.Какие ещё пьесы Маршака вы знаете?
3. Перечислите предметы, встречающиеся в сказке: -корзина -колечко -подснежники -тюльпаны
3. Как вы понимаете значение слов: - мачеха -падчерица - посох
3. С чего начинается пьеса: -со списка действующих лиц -эпитета -диалога -монолога
4. Кто приказал найти подснежники в лесу? -канцлер -глашатаи -королева -мачеха
4. Как зовут падчерицу: -Катрин -Марта -Анна -Сабрина
4. Прочитайте список действующих лиц. Какую роль вы хотели бы сыграть в театре?
5. Кого встретила девушка: -Деда Мороза -Лешего -12 месяцев -12 разбойников
5. Что пообещала королева за корзину с подснежниками? -корзину золота -лисью шубу -участие в королевском катании
5. Из чего состоит пьеса: -из действий - из актов -частей -из картин
6. Кто подарил колечко падчерице: -март -апрель -ноябрь -август
6. Перечислите месяцы, которые уступили мест Апрелю? -декабрь -сентябрь -январь - октябрь -февраль -май -март -ноябрь
6. Для чего пишут пьесы? Кому принадлежат слова ?
7. «Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах.»
7. «Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею.»
7. «Нет, пойду – и всё тут. В кои-то веки во дворец попасть случай вышел,к самой королеве на праздник.»
Работа с текстом
8. Прочитайте, как вела себя падчерица, когда подходила к костру.
8. Прочитайте, как падчерица благодарила братьев.
8. Прочитайте, что братья сами рассказывали о падчерице.

10. Чтение сказки . / Дети выразительно читают сказку по ролям /

11.Подведение итога урока.
Произведения какого автора мы с вами читали?
-Чему учит сказка? -Что хотел сказать автор?
-Какое у вас настроение?
Произведения Маршака воспевают добро, труд, отвагу и скромность, Любовь и уважение к людям, готовность помочь в беде, любви к природе. Его творчество всем понятно. О своем творчестве он сказал: Немало книжек выпущено мною, Но все они умчались, точно птицы. И я остался автором одной Последней, недочитанной страницы.
13. Домашнее задание.
1.Подготовьте инсценированное чтение пьесы.
2.Перескажите кратко содержание пьесы-сказки
3. Письменно ответьте на вопрос «Что могло произойти дальше с героями сказки?» (Выберите одного героя.
12. Рефлексия.
Самооценка. -Ребята, а сейчас сами оцените свою работу. Возьмите подснежник и подарите его тому товарищу, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке.

– Почему братья– месяцы пришли на помощь Падчерице?
– Что хотел сказать нам автор, рассказывая эту историю?
– Какие отрицательные качества высмеивает автор?
– Понравился ли вам наш урок?
– Какое задание было самым интересным?
– Хотели бы вы ещё раз встретиться с произведениями С.Я.Маршака?
Спасибо.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gulmirakairullina123 (2016-03-26)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 3:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru