Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы в 7 классе по теме: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»
Тема: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»
Пленительные образы!
Едва ли в истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный.
Н.А. Некрасов

Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.
Основной метод: беседа с элементами исследовательской деятельности учащихся.
Задачи урока: 1) обучение приёмам раскрытия характера литературного героя в драматическом произведении;
2) развитие у учащихся интереса к истории; развитие и формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на помощь ближнему;
3) воспитание верности, способности на благородные человеческие чувства: дружбу, любовь.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока : урок- путешествие в прошлое.
Форма работы: групповая.
На уроке используются следующие стратегии формативного оценивания: «измерение температуры», само- и взаимооценивание по критериям, словесная оценка.
Оборудование: книги, мультимедийная презентация.
Ход урока.

1. Приветствие. Психологический настрой:
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда-
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок.
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведём урок.

II. Актуализация прежних знаний. Слово учителя. Поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное. “Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.
- Что вы знаете о жизни и творчестве Н.А.Некрасова?
- Какова основная тема его творчества? (Тяжёлая жизнь русского народа)
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть её должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
- Какие произведения поэта вам знакомы? («Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Железная дорога»)
- Кем была русская женщина для Некрасова? (Некрасовская героиня — человек, не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Недаром даже Муза Некрасова — «родная сестра» крестьянки).
Слово учителя: Ребята, обращаю ваше внимание на эпиграф нашего урока! О каком подвиге идет речь?
3. Итак, тема нашего урока: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины» (Запись в тетрадях)
Каковы цели урока? ( Формулировка учащимися целей урока)
Формулируем ожидаемые результаты:
1. Мы докажем, что поэма «Русские женщины» – (лиро-эпическое )______________ произведение.
2. Сможем определить идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, - подвиг русских женщин во имя святого долга жен. Величие духа русской женщины.
3. Покажем умение работать _в группе__ и представлять результаты работы группы классу.
4. _Оценивать__ свой труд и работу одноклассников.

III. Работа с новым материалом.
Осмысление темы и работа в группах.
(В течение 10 минут каждая группа оформляет постер по предложенным темам, используя учебники, дополнительный материал, иллюстрации и т.п. По истечении указанного времени группы представляют результаты совместной работы классу. Каждой группе на защиту отводится не более 5 минут. Работа групп оценивается по критериям, которые разработаны на предыдущих уроках и приведены ниже.
Тема 1 группы: «История создания поэмы Некрасова «Русские женщины»+ ассоциативный ряд к слову «женщина»
Тема 2 группы: «Сюжет поэмы «Княгиня Трубецкая». Смысл названия.
Тема 3 группы: «Историческая справка о княгине Е.И.Трубецкой» + ассоциативный ряд к слову «подвиг».
Тема 4 группы: «Историческая справка о княгине М.Н.Волконской»

Учитель: Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека. Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”
Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.
Свой путь начинают они от порога родного дома.
“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня Трубецкая, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу? Увы! Надежды нет.
Обратимся к поэме. Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.
Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:
Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись — я дочь твоя!..
На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу.
Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщине приходится вступать в борьбу с теми, кто ей в этом мешает. А кто стремится ей помешать?
- Царь и губернатор, выполняющий его волю.
-Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как она построена? ( Словарная работа. Опорные слова записаны на доске)
(Драма - пьеса с острым конфликтом, который обращён к сфере частной жизни человека, потенциально разрешим и затрагивает отношения человека со средой.
Диалог-разговор двух и более лиц.
Монолог- речь одного героя
Нравственная победа (духовная победа) - победа духом сильного человека
- Вторая часть поэмы построена в форме диалога. Но перед нами не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба.
Инсценировка (разыгрывается сцена: встреча с губернатором).
- Какую цель имеет каждый из героев? Какова цель губернатора, и какова цель княгини?
- Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее.
- Сегодня на уроке мы исследуем 1-ую часть поэмы Некрасова. И постараемся ответить на вопрос: Кто побеждает в поэме? Кто одерживает нравственную победу?
Этап исследования (работа с текстом по группам)
Задание для каждой группы на слайде (слайд 10)
I группа: Проследить по тексту, как губернатор наращивает психологическое давление на княгиню, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине:
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть…

II группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.
Так прикажите ж! Я прошу…
-княгиня выдерживает напоминание о горе отца.
Но долг другой…меня зовёт…
-она морально готова к жизни на каторге.
Какова же роль драматургического варианта изображения разговора Губернатора и Княгини?: - сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей.
- Как воспринимается финал этого поединка?
- Прочитаем концовку поэмы. Что одержало победу в психологическом поединке этих двух людей?
(Нравственная победа беззащитной женщины. Характер её уже сложившийся, мужественный и сильный, несет силу и поддержку своему мужу.)
Ученики делают выводы:
-Не удалось иркутскому губернатору запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.
Сцена «Трубецкая- губернатор» – вершинный эпизод поэмы.
- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом? (Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытаний, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу).
Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.
- Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, - подвиг русских женщин во имя святого долга жен. Величие духа русской женщины. Какие черты характера выступают на первый план? (Самопожертвование, достоинство, терпение.)
Слово учителя. Закончив работу над поэмой “Княгиня Трубецкая “, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская…”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах. (слайд 13)
Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.
Каждая из этих женщин, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?
Так о чем поэма Н.А. Некрасова “Русские женщины”?
Выводы учащихся:
- О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.
4. Итоги урока. Давайте же теперь ответим на вопрос: «Почему Некрасов первоначально свою поэму назвал «Декабристки», а затем сменил заглавие?» В чём же тогда смысл замены?
- Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины. Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт” – ЭТО героизм, сила духа, нравственная красота. Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине” (слайд 14).
А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и вспомним имена этих героических женщин, пленительных образов нашей истории.
Презентация о женах декабристов – (слайды 15-24)
(Звучит романс в исполнении Анны Герман «Гори, гори, моя звезда»)
Оценки за урок.
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:
1. «Подвиг любви и долга».
2. «Соответствует ли современная русская женщина некрасовскому идеалу»?
Рефлексия.
Оценка работы соседа.
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Самооценка.
Я сегодня узнал …
Мне было интересно…
Мне было скучно…

Приложение.

Таблица оценивания работы в группах.

Критерии 1 2 3 4 5
Фактически верно представленный материал
Информация полная, приведены примеры из текста (если необходимо)
Творческий подход (использованы различные средства визуализации: схемы, символы, таблицы т.п.)
Аккуратность выполнения работы
Степень участия всех членов группы в работе
Итого
Категория: Русский язык и литература | Добавил: zaival60 (2017-01-04) | Автор: Зайцева Валентина Октябревна E
Просмотров: 440 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-09-23, 12:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4020]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [383]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1583]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru