Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской литературы в 6 классе «Что нужно человеку для счастья?» (урок-размышление по рассказу Рея Брэдбери «Каникулы»)
Урок русской литературы в 6 классе
«Что нужно человеку для счастья?»
(урок-размышление по рассказу Рея Брэдбери «Каникулы»)

Цель: пригласить к размышлению о ценности человека и человеческого общения; об ответственности за свою жизнь и поступки.
Задачи урока:
Обучающая:
- провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа американского писателя Рея Брэдбери «Каникулы»
Развивающие:
- развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся;
- формировать коммуникативные навыки.
Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Форма: совместное размышление, работа в группах
Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ, проблемное обучение.
Приемы: обращение к опыту ребёнка, «Дерево познания», составление ассоциативной схемы, прием предположения , «Письмо».
Лейтмотив:
«Будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его».
Оборудование: презентация, формат бумаги А-3 с рисунком дерева без плодов, стикеры в виде яблока, видеоролики о писателе, отрывки аудиоспетакля по книге, карточки с заданиями и отрывками текста рассказа Р. Брэдбери «Каникулы» , тесты, карточки с домашним заданием.
Ход урока
I. Знакомство. Вступительное слово учителя. Психологический настрой.
Добрый день, уважаемые ребята! Меня зовут Ирина Александровна. Я учитель Зеленоборской школы-гимназии Бурабайского района. Я рада приветствовать вас на уроке. Я принимаю участие в конкурсе педагогов и хочу попросить помочь мне провести урок. Наверняка, каждый из вас участвовал в конкурсах и соревнованиях и знает, как важна помощь и поддержка со стороны других. Поэтому я надеюсь на взаимопонимание.
Вначале давайте объединим свои мысли, желания и настроимся на совместное творчество. Произносим слова с добрым чувством, улыбаясь друг другу.
Слайд 1.
Радость, радость, радость везде.
Радость во мне, и радость в тебе.
Добро, добро, добро везде.
Добро во мне, и добро в тебе.
Счастье, счастье, счастье везде.
Счастье во мне, и счастье в тебе.
С этими мыслями о добре, счастье и будет связан наш разговор.
Желаю всем сегодня плодотворной работы.

II. Стадия вызова.
Слайд 2.
1. Определение темы урока.
Слово учителя.
Подходит к концу учебный год. И, конечно, мы все сейчас мечтаем о каникулах. Впереди лето, много свободного времени и можно делать всё, что захочешь. Что ещё нужно человеку для счастья?

Слайд 3. Это и будет главным вопросом урока - размышления по рассказу «Каникулы».

Работать мы будем в группах, в которые вы объединились по желанию. И очень хорошо, что мы сидим рядышком, чувствуя плечо соседа. Почему? Я думаю, вы поймёте это в конце урока. Прошу соблюдать правила работы в группах: быть вежливыми и внимательными к друг другу. Каждая группа должна выбрать 1 доверительное лицо, которое будет писать, выходить к доске.

2. Определение задач урока.
Итак, тема определена, обозначим задачи урока.
Работа в группах: постановка задач урока самими учениками.


Прием «Дерево познания»
Слово учителя. Вот перед нами – Дерево познания. У вас есть яблочки – каждая группа должна написать на них то, что вы ожидаете от сегодняшнего урока, чему хотите научиться.
(ответы учеников из группы – стикеры-яблочки приклеиваются на «Дерево»)
Я тоже хотела, чтобы в конце работы вы вынесли для себя нравственный урок – это моё ожидание.

Посмотрим, какие плоды у нас созреют, и можно их собрать в корзину.

3.Работа со словом каникулы. Заполнение в группах ассоциативной схемы.
(на карточках у каждой группы)
- Ребята, рассказ называется «Каникулы». Ваша задача: заполнить схему ассоциаций «Счастливые каникулы, о которых мечтаешь». Кружочки в схеме разделены на две части. В верхней части запишите свои ассоциации, связанные с этим словосочетанием. 2 половину оставим пустой и заполним позднее.
Слайд 4.

(представление своих схем 1 учеником от каждой группы)
II. Осмысление.
1.Слово учителя с демонстрацией видеороликов.

Вот о таких замечательных каникулах вы мечтаете. Ну а теперь обратимся к рассказу. Посмотрим и сравним, о каких каникулах идёт в нём речь?

Но вначале скажем несколько слов о его создателе.
Слайд 5-6.

Американский писатель-фантаст Рей Дуглас Брэдбери стал одним из самых известных и читаемых писателей во всем мире. Он впервые попробовал себя в литературе в 12 лет, когда написал собственное продолжение к любимым комиксам Э. Бэрроуза «Марсианские войны», так как у него не было возможности купить следующую часть.
Не было денег, чтобы поступить в колледж, поэтому он много читал. «В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку», - вспоминает Брэдбери.

Рей Брэдбери много читал и перенял лучшие традиции у своих предшественников.
Просмотр видеоролика: «Брэдбери о себе».
Сам писатель однажды шутливо заметил: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой, Эдгар Аллан По приходится мне двоюродным братом… Ну, кем я еще мог стать, как не писателем-фантастом в такой-то семейке!»
Творческое наследие писателя огромно. Это более 800 различных произведений, среди которых романы, повести, рассказы.
Просмотр видеоролика: «О творчестве писателя».
Вопрос к классу:
• Что заинтересовало, поразило вас в личности писателя?
Я думаю, мы готовы к анализу рассказа.
Главные герои рассказа - муж, жена и их 7-летний сынишка Джим. Они тоже, как и мы, мечтали о каникулах. Но вот о каких?
А все началось с разговора, когда вечером, измученный каждодневной рутинной работой, отец размечтался:
Прослушивание аудиозаписи.
Слайд 7.

«- А замечательно было бы…. Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!
Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.
- Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?
- Наверно, да, - ответил он. - Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все что растет - цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.
- Но мы- то должны остаться, - она тихо улыбнулась.
- Хорошо было бы, - он задумался. - Впереди - сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»

2. Анализ текста. Беседа по первым впечатлениям.

Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах.
Вопрос к классу:
• Но что нас настораживает в мечтах отца?
Настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей.
Жанр рассказа – фантастика. Вспомните определение фантастики.
Вопрос к классу:
• Предположите, что было дальше.
Их странная мечта сбылась… Утром они проснулись – и… никого нет. Они проверили, позвонили в разные города – пусто.
3. Чтение отрывка учителем: «Вот каким было утро нового мира. Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы - муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Как всегда поутру блестели машины перед коттеджами, но не слышно ничьего «до свидания», не гудели уличным движением мощные артерии города, телефоны не вздрагивали от собственного звонка, не кричали дети в чаще подсолнечника».

Слайд 8.

Вопрос к классу:
• А захотелось ли вам узнать, что было дальше?
Для этого вам надо поработать в группах, прочитать отрывки из текста и ответить на вопросы.

4. Работа в группах по заданиям на карточках с последующим выступлением 1 ученика и добавлением других из группы.

Слайд 9.

1 группа
Текст №1.

Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.
Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил:
- Все исчезли. Джиму больше никогда не надо ходить в школу. Все, занятия кончились, для всех нас кончились! Больше никаких карандашей, никаких книг и кислых взглядов босса! Не надо тянуться за Джонсонами. Нас отпустили, милая, и мы никогда не вернемся к этой дурацкой, проклятой, нудной рутине.
- Я чувствую себя виноватой. – сказало она. – Их нет. А мы остались. И… я радуюсь. Почему? Ведь я должна горевать.
- Должна? Никакой трагедии нет. Их не пытали, не жгли. Не мучили. Они исчезли и не почувствовали этого, не узнали. Мы будем последними, и больше – никаких людей. И теперь мы ни перед кем не обязаны. Можем отправиться, куда захотим. У нас одна обязанность – быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?
Вопросы:
• Что чувствуют герои рассказа, когда понимают, что остались одни?
• Почему они захотели, чтобы все люди исчезли и с такой легкостью расстались со всеми?
Слово учителя.
Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Не надо тянуться за Джонсонами. Надоело сравнивать с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь.
Сначала они были бесконечно счастливы, хотя и чувствовали себя виноватыми. И вот прошло 3 месяца путешествия, их счастливых каникул.
Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить детскую мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи. Вопрос к классу:
• Изменились ли их мечты ?
Обратимся ко 2 группе.
2 группа
Текст№2

Отец одет в костюм, при галстуке, словно ожидает встретить кого-либо. Он открыл атлас и смотрел в него, вдруг что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек.
Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка.
Он стиснул руку и, закрыв глаза, через силу заговорил:
- Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть. Все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо? Она подумала, потом кивнула.
Вопросы:
• Прошло 3 месяца их каникул. О чем они теперь мечтают?
• Как вы думаете, если бы эта семья встретила человека или людей, с которыми у них были не очень хорошие отношения, они бы обрадовались?
Почему?

Слово учителя.
Слайд 10.
Иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таким важным.
Вопрос к классу:
• Хотите ли вы узнать, чем закончились счастливые каникулы семьи?
Попросим об этом рассказать учеников 3 группы

Группа 3
Текст №3.

И тут оба вздрогнули.
Потому что между ними (когда он пришел?), держа в руке бутылку из-под шипучки, стоял их сын. Лицо мальчика было бледно. Свободной рукой он коснулся щеки отца, там, где оставила след слезинка.
- Ты… - сказал он и вздохнул. – Ты… папа, тебе тоже не с кем играть.
Жена хотела что-то сказать.
Муж хотел взять руку мальчика.
Мальчик отскочил назад.
- Дураки! Глупые дураки!
Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами. Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал.
- Не надо. Оставь его.
Тут же оба оцепенели. Потому что мальчик на берегу, не переставая плакать, что-то написал на клочке бумаги, сунул клочок в бутылку, закупорил ее железным колпачком, взял покрепче, размахнулся – и бутылка, описав крутую блестящую дугу, упала в море.
Вопросы:
• Чем заканчивается рассказ?
• Что мальчик написал в письме, которое отправил в бутылке?

Слайд 11.


Слово учителя
Рассказ Брэдбери заканчивается тем, что мальчик пишет письмо и отправляет его в морское плавание в закупоренной бутылке. Мы не знаем, что он в нем написал, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»
III. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Обобщающая беседа. Подведём итоги. У этих людей было все. Сбылась их главная мечта, но счастливыми они не стали.
• Почему? Что поняли эти люди за время своего путешествия?
• Что бы они изменили в своей жизни, если бы у них была возможность?
Рефлексия:
• Какие элементы счастливых каникул есть в рассказе. Поставьте рядом + (Море, поездка, лето)
• А чего не хватило для счастья героям рассказа? Поставьте рядом -

Слайд 12.

Слово учителя
Человек не остров. Он не может быть счастлив без людей. «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери). Герои рассказа Брэдбери поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа. Надо любить жизнь ценить людей мечтать о счастье, а главное подумать над вопросом, а что мне нужно для счастья и смогу ли я быть счастливым в одиночестве.
«Тридцать лет счастья» не случились. Но мы знаем, что каникулы - вещь проходящая, и это название дает надежду, что несчастливые каникулы закончатся, семья вернется к людям, а фантастика помогает понять то, что мы, возможно, не ценим в настоящем.

И слова Брэдбери оказываются актуальными: «Будущее рождается из настоящего. Будущее создается нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его».

Обратимся к «Дереву познаний».
• Посмотрите, какие плоды на «Дереве познаний» созрели. «Сорвите» их.
• Какие уроки вы вынесли для себя из нашего разговора?
• Что нужно человеку для счастья?

Слайд 14.

Домашнее задание:
1. Прочитать рассказ.
2. Выполнить тесты.
Задания на выбор:
3. Сочинение
О чём заставил задуматься рассказ?
Что для меня счастье?
Как я закончил бы рассказ?
Письмо герою рассказа.
Письмо мальчика.
Все задания и тесты будут у вас на отдельных карточках.
А я хочу поблагодарить вас за урок и пожелать вам счастливых каникул.
«Я хочу подарить Вам частичку души…»
Я хочу, чтобы вы оценили нашу совместную работу и оставили мне сердечки.
Работа на уроке понравилась. Тему урока хорошо усвоил.(красное сердечко)
Тема урока нужная, но возникли вопросы.(жёлтое сердечко)

Работа на уроке ничего нового не дала. (голубое сердечко)

Если вам захотелось продолжить знакомство с рассказом и побывать на других интерактивных уроках, то я рекомендую вам замечательный образовательный сайт. Там есть уроки по всем школьным предметам. А также вы можете пройти онлайн-тестирование
Категория: Русский язык и литература | Добавил: bhf1976 (2017-05-08)
Просмотров: 119 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-07-25, 3:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru