Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Внеклассное мероприятие по литературе: "Устное народное творчество"
Твердохлебова Нина Николаевна-учитель русского языка и литературы.
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5-6 классах на тему:
«Устное народное творчество».
Цели урока:

* Закрепить имеющиеся знания о жанрах устного народного творчества, расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.
* Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
* Воспитывать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.
Методы и формы работы:
* Групповая работа
* Коллективная работа учителя с классом
Образовательные технологии:
* Развивающее обучение
* Диалоговая технология
* Информационная (компьютерная) технология
* Групповая технология

Подготовительный этап к уроку:
1. Карточки с заданиями и дополнительным материалом
2. Подбор музыкальных произведений
3. Постановка танцевальной композиции
4. Работа над народными костюмами
5. Парты в кабинете расставлены соответствующим образом для групповой работы.
6. Класс делится на 2 группы

Ход урока.
1.Психологический настрой учащихся: (слайд 1)
Учитель:
- Ребята, здравствуйте. Перед вами лежат разные смайлики, выберете смайлик, который покажет, какое сейчас у вас настроение и прикрепите к нашему поезду.(Показ).Я вижу, что у вас отличное настроение, поэтому мы начнём наше мероприятие на позитивной ноте. Ребята, садитесь.
-Я рада приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятии по литературе .Как вы видите, у нас 2 класса- это учащиеся 5 «А» и 6 «А» классов. Учащиеся 5 «А» класса решили свою команду назвать «Легенды » , а учащиеся 6 «А» свою команду назвали «Сказочные герои». Выполняя мои задания, вы будите получать пазлы с цифрами, укладывать из на своем белом листе бумаги, собирая картину в единое целое. По окончанию нашего соревнования у вас должна получиться большая картина. Кто соберет больше пазлов, будет считаться победителем нашей игры.
2.Нахождение темы внеклассного мероприятия
-Тему мы с вами узнаем только тогда, когда отгадаем кроссворд. Он составлен из отгадок к загадкам.
-Будьте внимательны! Отгадывая кроссворд, вы начинаете получать свои первые пазлы. Итак, мы начинаем!(Слайд 2)
_________________________________________________________________________
1.Богатырь из сказки этой
Имя носит стариной воспетое.
Враг его- Картаус- злодей,
Ворует он девушек и обижает зверей. (Финист. Сказка «Финист- ясный сокол»)
2.Внутри его водица,
С ним не хотят водиться,
И все его подружки-
Пиявки да лягушки!
Водорослям и зарос
Добрый дедушка…….( Водяной)
3.И в какой же это сказке
Печка едет, как салазки?
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
4. Отвечайте на вопрос: кто в корзинка Машу нес?
Кто садился на пенёк? Кто хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был?...... (Медведь)
5. В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка, зовут её ………………(Кикимора)
6. Шла морозная зима.
В проруби, у озера
Серый хвост кума-лиса
Кому отморозила? (Волк)
7. Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали………………………. (Колобок)
8.Что за сказка: кошка, внучка, мышь, еще собака Жучка
Деду с бабой помогали- корнеплоды собирали? (Репка)

3.Подача новых знаний
-Ребята, давайте вспомним, что такое фольклор? (Это устное народное творчество.)
Тема нашего урока-устное народное творчество. (Слайд 3)
-А что такое устное народное творчество? (Слайд 3). (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)
-Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.)
Каковы цели нашего урока?(Мы должны показать свои знания в устном народном творчестве, знать жанры фольклора, быть дружными и сплоченными). (Слайд 4)
-- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в далекое-далекое прошлое! В то время, когда люди еще не умели ни читать, ни писать, а передавалось все устной форме. Устное народное творчество – это начало всех начал. Поэтому мы подведём итоги, обобщим наши знания, умения, полученные на уроках литературы по теме «Устное народное творчество». Возникло устное народное творчество очень давно, в глубокой древности, когда люди еще не знали письма. Поэтому произведения словесного народного творчества долгие столетия передавались от одного человека к другому устно. (Слайд 5,6).
Эпилогом к нашему уроку будут следующие слова Иосифа Бродского: (Слайд 7)

«Народный фольклор-душа искусства»
Иосиф Бродский.

- Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Слайд 7)
-С какого малого жанра фольклора мы начали наш урок? (загадки).
А что такое загадки? (Стишки, с помощью которых мы задаем вопрос и ждем ответ)
Загадки – жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета.
Народная мудрость гласит: «Самое лучшее в загадке-это отгадка» (Слайд 7)

-Я вижу вы знаете много малых жанров фольклора. Начинаем нашу игру, а вы продолжаете собирать и складывать пазлы в картину.(1 правильный ответ-1 пазл)
-Первый конкурс называется «Разминка».
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Скороговорка
2. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Пословица
3. Потягуни-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
Вот как выросли!
( Пестушка, комментировать ответ)
(Слайд 8)
4.Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко. (Потешка, комментарий ученика,)
(слайд 8)
5. Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет,
Шишка вдруг упала - прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ! (Прибаутка, комментарий ученика)
(Слайд 8)
6. Солнышко - вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись! (Закличка, комментарий ученика)
(Слайд 8)
7.Из-за леса. Из- за гор едет бабушка Егор.
Скрюченные ножки, в поясе сапожки,
А на этих ножках скрюченная кошка,
На бабкиных ручках тапочки и брючки,
А на скрюченной лошадке две ободранные шапки. (Небылица), комментарий ученика)
(Слайд 8)
8. Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут. ( колыбельная песня)
(Слайд 8)
9. . Ленка- пенка,
Голая коленка,
Пошла через мостик,
Потеряла хвостик. Дразнилка
10. Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
Мышек по углам искать.
Считалка

4.Пословицы и поговорки
-- Одним из жанров устного народного творчества являются пословица и поговорка.

-Ребята, как вы понимаете значение слова пословица? ( Пословицы-краткие изречения, в которых народ высмеивал недостатки человека :жадность, глупость, неумение дружить и общаться, или учит человека чему-нибудь .)
(Слайд 9)
-. Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. Они помогают нам понять историю народа, учат любить Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни.
А что такое поговорка? (Предложения, которые люди используют для приговаривания)
(Слайд 9)
Поговорка — образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое - либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла
( Семь пятниц на неделе ).
Как отличить пословицы от поговорок? ( пословицы-законченные ,цельные предложения, а поговорки могут быть незаконченными предложениями. Они служат для красоты речи. Например, пословица- ЧТО ПОСЕЕШЬ,ТО И ПОЖНЕШЬ, поговорка-КОГДА РАК НА ГОРЕ СВИСНЕТ (значит: неизвестно когда), ОСТАТЬСЯ У РАЗБИТОГО КОРЫТА(значит: остаться ни с чем).
-Да, правильно? А.С.Пушкин восклицал:
«Что за золото пословицы русские…»
А.С.Пушкин
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке….»
А.С.Пушкин

-Следующее задание называется «Надо подумать!». Задание для учащихся 5«А» класса я приготовила в двух конвертах: в первом конверте-начало пословиц, а во втором-окончания пословиц. Вы должны правильно соединить начало пословиц иконец.
-А учащиеся 6 «А» класса должны закончить поговорки, дописав их на листе.
За каждый правильный ответ-1 пазл Время: 2 минуты

5.Считалки
-Давайте поговорим о следующем жанре фольклоре-это считалки. Что такое считалки?( Считалка - стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх.) ( С лайд 12)
-Ребята, следующий конкурс называется «Мы поэты» и сейчас мы представим себя в роли поэтов, мы попробуем сочинить считалки, две строчки в наших считал как есть, вам надо сочинить ещё две строчки .(Слайд 12)
Кто сочиняет лучше-2 пазла, кто хуже-1 пазл ; Время: 2 минуты
5 «А» класс

1.Раз, два, три, четыре, пять,
2.Мне пора вас посчитать….
3.__________________________
4.__________________________ 6 «А» класс

1.Раз, два, три, четыре,
2.Пахнет ёлкою в квартире…
3.___________________________
4.___________________________

6.Былины.
-Ребята, а что такое былины?(Исторические песни про богатырей) (Слайд 13)
-Да, верно ,былины-это эпическая песня о богатырях, рассказ о том ,что бывало раньше. Каких богатырях были сложены былины? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка и другие.)
-Да, вы правы, на основе этих легенд были нарисованы знаменитые мультфильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «»Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Наш следующий конкурс называется «Озвучивание». Сейчас вы увидите отрывок из некоторых мультфильмов, но там отсутствует звук. Ваша задача-просмотреть данный отрывок и озвучить его. Причем слова вы придумываете сами, слова могут быть и смешные. (За лучшую озвучку команды получают 2 пазла, за худшую озвучку-1пазл.)
7.Физминутка. Игра «Найди пару».(Слайд 14)
(Надо найти пару среди героев сказок,былин)
1.Лиса Волк
2.Иван-царевич Царевна -лягушка
3.Дедка Репка
4.Мышка, лягушка, ежик, заяц, лисичка Теремок
5.Алдар косе Бай
6.Соловей-разбойник Илья Муромец
7.Машенька Медведь
8.Снегурочка Костёр
9.Сестрица Алёнушка Братец Иванушка
(Звучит веселая музыка).
8.Сказки.
-Ребята, а какой вид фольклора мы сейчас использовали?( Мы использовали сказки.)
-Продолжаем вспоминать знания о сказках. А.С.Пушкин говорил:
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин.

Сказка-занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. (Слайд 15)
1.-Ребята, вы знаете, что у каждой сказки есть зачин и концовка сказки. Я перепутала все зачины и концовки из разных сказок. Ваша задача: учащиеся 5 «А» класса должны Выписать цифры предложений, которые являются концовками сказок, а учащиеся 6 «А» класса должны найти все цифры предложений, которые являются зачином сказок. На выполнение этого задания дается 1 минута. За каждый правильный ответ, по 1 пазлу
(Слайд 16)
1.За тридевять земель, в тридесятом государстве….
2. Стали они жить-поживать, да добра наживать…
3.Жили-были…
4.Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…
5.В некотором царстве, в некотором государстве…
6.Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец….
7.Живало-бывало…
8.Это будет не сказка, а будет присказка…
9.Ну, сказка вся, боле врать нельзя…
7.Правильный ответ :
5 класс:
2,4,6,9. Концовка 6 класс:
1,3,5,7,8. Зачин

2.-Про сказки можно говорить бесконечно много. И поэтому я придумала для вас ещё один конкурс про сказки. Он называется «Читаем по губам». Сейчас мы оденем на одного из учеников команды наушники, включим музыку и он ничего не будет слышать. А другой участник команды должен по его губам угадать название русской или казахской народной сказки. Время- 1 минута. Вы должны за 1 минуту угадать как можно больше названий сказок. Сколько угадаете сказок, столько получите пазлов.
2)Следующий конкурс называется «Читаем по губам».(Слайд 17)
(Время выполнения 1 минута)
1.По щучьему веленью. 1.Репка.
2.Колобок. 2.Мальчик с пальчик.
3.Бобовое зёрнышко 3.Зимовье зверей.
4.Журавль и цапля. 4.Маша и медведь.
5.Царевна-лягушка. 5.Теремок.
6.Курочка-ряба. 6.Гуси-лебеди.
7.Сивка-бурка. 7.Заюшкина избушка.
8.Жар –птица. 8.Снегурочка.
9.Морозко. 9.Летучий корабль.
10.Волк и семеро козлят. 10.Конёк-горбунок.
11.Лиса и волк. 11.Три медведя.
9.Скороговорки.
-Далее поговорим о следующем виде малого фольклора. Угадайте, о чем будет сейчас речь? (Слайд 18) (Это скороговорки).

1. Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

Скороговорка – это народно-поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и чёткое произнесение слов.(Слайд 18)
-Задание у вас такое: перед вами 5 скороговорок. Сейчас , в течении 5 минут один ученик из каждой команды должен выучить одну любую скороговорку и быстро ее произнести. , кто справляется лучше, получает-2 пазла, кто хуже-1 пазл.
Время:5 минуты.
1.Чем чаще чищу, чем чашка чище.
2.Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
3.Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапку шишкой сшиб.
4.Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
5.Ксюша не Саша сушки на шоссе сосать.
10.Дразнилки. (Слайд 19)
-Ребята, а пока они учат скороговорки, мы переходим к малому жанру фольклора-дразнилки .Вы заранее подготовили дразнилки про ваших одноклассников. Все участники классов читают дразнилки и получают по 1 пазлу. (По 7 дразнилок).
Дразнилки не должны быть слишком обидные. ( Показ видео)

11.Конкурс капитанов. (Слайд 20)
-Задание для наших капитанов. Передвигаясь по одному шагу, вы двигаетесь вперед, называя все малые жанры фольклора. Капитан команды, который уйдет дальше, получит 2 пазла, проигравший-1 пазл.
12. Рефлексия. (Слайд 21)
13.(Слайд 22)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Радужная (2017-06-27) | Автор: Твердохлебова Нина Николаевна. E
Просмотров: 27 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-07-24, 3:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru