Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Внеклассное мероприятие по литературе: "Устное народное творчество"
Твердохлебова Нина Николаевна-учитель русского языка и литературы.
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5-6 классах на тему:
«Устное народное творчество».
Цели урока:

* Закрепить имеющиеся знания о жанрах устного народного творчества, расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.
* Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
* Воспитывать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.
Методы и формы работы:
* Групповая работа
* Коллективная работа учителя с классом
Образовательные технологии:
* Развивающее обучение
* Диалоговая технология
* Информационная (компьютерная) технология
* Групповая технология

Подготовительный этап к уроку:
1. Карточки с заданиями и дополнительным материалом
2. Подбор музыкальных произведений
3. Постановка танцевальной композиции
4. Работа над народными костюмами
5. Парты в кабинете расставлены соответствующим образом для групповой работы.
6. Класс делится на 2 группы

Ход урока.
1.Психологический настрой учащихся: (слайд 1)
Учитель:
- Ребята, здравствуйте. Перед вами лежат разные смайлики, выберете смайлик, который покажет, какое сейчас у вас настроение и прикрепите к нашему поезду.(Показ).Я вижу, что у вас отличное настроение, поэтому мы начнём наше мероприятие на позитивной ноте. Ребята, садитесь.
-Я рада приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятии по литературе .Как вы видите, у нас 2 класса- это учащиеся 5 «А» и 6 «А» классов. Учащиеся 5 «А» класса решили свою команду назвать «Легенды » , а учащиеся 6 «А» свою команду назвали «Сказочные герои». Выполняя мои задания, вы будите получать пазлы с цифрами, укладывать из на своем белом листе бумаги, собирая картину в единое целое. По окончанию нашего соревнования у вас должна получиться большая картина. Кто соберет больше пазлов, будет считаться победителем нашей игры.
2.Нахождение темы внеклассного мероприятия
-Тему мы с вами узнаем только тогда, когда отгадаем кроссворд. Он составлен из отгадок к загадкам.
-Будьте внимательны! Отгадывая кроссворд, вы начинаете получать свои первые пазлы. Итак, мы начинаем!(Слайд 2)
_________________________________________________________________________
1.Богатырь из сказки этой
Имя носит стариной воспетое.
Враг его- Картаус- злодей,
Ворует он девушек и обижает зверей. (Финист. Сказка «Финист- ясный сокол»)
2.Внутри его водица,
С ним не хотят водиться,
И все его подружки-
Пиявки да лягушки!
Водорослям и зарос
Добрый дедушка…….( Водяной)
3.И в какой же это сказке
Печка едет, как салазки?
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
4. Отвечайте на вопрос: кто в корзинка Машу нес?
Кто садился на пенёк? Кто хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был?...... (Медведь)
5. В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка, зовут её ………………(Кикимора)
6. Шла морозная зима.
В проруби, у озера
Серый хвост кума-лиса
Кому отморозила? (Волк)
7. Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали………………………. (Колобок)
8.Что за сказка: кошка, внучка, мышь, еще собака Жучка
Деду с бабой помогали- корнеплоды собирали? (Репка)

3.Подача новых знаний
-Ребята, давайте вспомним, что такое фольклор? (Это устное народное творчество.)
Тема нашего урока-устное народное творчество. (Слайд 3)
-А что такое устное народное творчество? (Слайд 3). (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)
-Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.)
Каковы цели нашего урока?(Мы должны показать свои знания в устном народном творчестве, знать жанры фольклора, быть дружными и сплоченными). (Слайд 4)
-- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в далекое-далекое прошлое! В то время, когда люди еще не умели ни читать, ни писать, а передавалось все устной форме. Устное народное творчество – это начало всех начал. Поэтому мы подведём итоги, обобщим наши знания, умения, полученные на уроках литературы по теме «Устное народное творчество». Возникло устное народное творчество очень давно, в глубокой древности, когда люди еще не знали письма. Поэтому произведения словесного народного творчества долгие столетия передавались от одного человека к другому устно. (Слайд 5,6).
Эпилогом к нашему уроку будут следующие слова Иосифа Бродского: (Слайд 7)

«Народный фольклор-душа искусства»
Иосиф Бродский.

- Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Слайд 7)
-С какого малого жанра фольклора мы начали наш урок? (загадки).
А что такое загадки? (Стишки, с помощью которых мы задаем вопрос и ждем ответ)
Загадки – жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета.
Народная мудрость гласит: «Самое лучшее в загадке-это отгадка» (Слайд 7)

-Я вижу вы знаете много малых жанров фольклора. Начинаем нашу игру, а вы продолжаете собирать и складывать пазлы в картину.(1 правильный ответ-1 пазл)
-Первый конкурс называется «Разминка».
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Скороговорка
2. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Пословица
3. Потягуни-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
Вот как выросли!
( Пестушка, комментировать ответ)
(Слайд 8)
4.Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко. (Потешка, комментарий ученика,)
(слайд 8)
5. Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет,
Шишка вдруг упала - прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ! (Прибаутка, комментарий ученика)
(Слайд 8)
6. Солнышко - вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись! (Закличка, комментарий ученика)
(Слайд 8)
7.Из-за леса. Из- за гор едет бабушка Егор.
Скрюченные ножки, в поясе сапожки,
А на этих ножках скрюченная кошка,
На бабкиных ручках тапочки и брючки,
А на скрюченной лошадке две ободранные шапки. (Небылица), комментарий ученика)
(Слайд 8)
8. Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут. ( колыбельная песня)
(Слайд 8)
9. . Ленка- пенка,
Голая коленка,
Пошла через мостик,
Потеряла хвостик. Дразнилка
10. Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
Мышек по углам искать.
Считалка

4.Пословицы и поговорки
-- Одним из жанров устного народного творчества являются пословица и поговорка.

-Ребята, как вы понимаете значение слова пословица? ( Пословицы-краткие изречения, в которых народ высмеивал недостатки человека :жадность, глупость, неумение дружить и общаться, или учит человека чему-нибудь .)
(Слайд 9)
-. Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. Они помогают нам понять историю народа, учат любить Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни.
А что такое поговорка? (Предложения, которые люди используют для приговаривания)
(Слайд 9)
Поговорка — образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое - либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла
( Семь пятниц на неделе ).
Как отличить пословицы от поговорок? ( пословицы-законченные ,цельные предложения, а поговорки могут быть незаконченными предложениями. Они служат для красоты речи. Например, пословица- ЧТО ПОСЕЕШЬ,ТО И ПОЖНЕШЬ, поговорка-КОГДА РАК НА ГОРЕ СВИСНЕТ (значит: неизвестно когда), ОСТАТЬСЯ У РАЗБИТОГО КОРЫТА(значит: остаться ни с чем).
-Да, правильно? А.С.Пушкин восклицал:
«Что за золото пословицы русские…»
А.С.Пушкин
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке….»
А.С.Пушкин

-Следующее задание называется «Надо подумать!». Задание для учащихся 5«А» класса я приготовила в двух конвертах: в первом конверте-начало пословиц, а во втором-окончания пословиц. Вы должны правильно соединить начало пословиц иконец.
-А учащиеся 6 «А» класса должны закончить поговорки, дописав их на листе.
За каждый правильный ответ-1 пазл Время: 2 минуты

5.Считалки
-Давайте поговорим о следующем жанре фольклоре-это считалки. Что такое считалки?( Считалка - стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх.) ( С лайд 12)
-Ребята, следующий конкурс называется «Мы поэты» и сейчас мы представим себя в роли поэтов, мы попробуем сочинить считалки, две строчки в наших считал как есть, вам надо сочинить ещё две строчки .(Слайд 12)
Кто сочиняет лучше-2 пазла, кто хуже-1 пазл ; Время: 2 минуты
5 «А» класс

1.Раз, два, три, четыре, пять,
2.Мне пора вас посчитать….
3.__________________________
4.__________________________ 6 «А» класс

1.Раз, два, три, четыре,
2.Пахнет ёлкою в квартире…
3.___________________________
4.___________________________

6.Былины.
-Ребята, а что такое былины?(Исторические песни про богатырей) (Слайд 13)
-Да, верно ,былины-это эпическая песня о богатырях, рассказ о том ,что бывало раньше. Каких богатырях были сложены былины? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка и другие.)
-Да, вы правы, на основе этих легенд были нарисованы знаменитые мультфильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «»Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Наш следующий конкурс называется «Озвучивание». Сейчас вы увидите отрывок из некоторых мультфильмов, но там отсутствует звук. Ваша задача-просмотреть данный отрывок и озвучить его. Причем слова вы придумываете сами, слова могут быть и смешные. (За лучшую озвучку команды получают 2 пазла, за худшую озвучку-1пазл.)
7.Физминутка. Игра «Найди пару».(Слайд 14)
(Надо найти пару среди героев сказок,былин)
1.Лиса Волк
2.Иван-царевич Царевна -лягушка
3.Дедка Репка
4.Мышка, лягушка, ежик, заяц, лисичка Теремок
5.Алдар косе Бай
6.Соловей-разбойник Илья Муромец
7.Машенька Медведь
8.Снегурочка Костёр
9.Сестрица Алёнушка Братец Иванушка
(Звучит веселая музыка).
8.Сказки.
-Ребята, а какой вид фольклора мы сейчас использовали?( Мы использовали сказки.)
-Продолжаем вспоминать знания о сказках. А.С.Пушкин говорил:
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин.

Сказка-занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. (Слайд 15)
1.-Ребята, вы знаете, что у каждой сказки есть зачин и концовка сказки. Я перепутала все зачины и концовки из разных сказок. Ваша задача: учащиеся 5 «А» класса должны Выписать цифры предложений, которые являются концовками сказок, а учащиеся 6 «А» класса должны найти все цифры предложений, которые являются зачином сказок. На выполнение этого задания дается 1 минута. За каждый правильный ответ, по 1 пазлу
(Слайд 16)
1.За тридевять земель, в тридесятом государстве….
2. Стали они жить-поживать, да добра наживать…
3.Жили-были…
4.Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…
5.В некотором царстве, в некотором государстве…
6.Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец….
7.Живало-бывало…
8.Это будет не сказка, а будет присказка…
9.Ну, сказка вся, боле врать нельзя…
7.Правильный ответ :
5 класс:
2,4,6,9. Концовка 6 класс:
1,3,5,7,8. Зачин

2.-Про сказки можно говорить бесконечно много. И поэтому я придумала для вас ещё один конкурс про сказки. Он называется «Читаем по губам». Сейчас мы оденем на одного из учеников команды наушники, включим музыку и он ничего не будет слышать. А другой участник команды должен по его губам угадать название русской или казахской народной сказки. Время- 1 минута. Вы должны за 1 минуту угадать как можно больше названий сказок. Сколько угадаете сказок, столько получите пазлов.
2)Следующий конкурс называется «Читаем по губам».(Слайд 17)
(Время выполнения 1 минута)
1.По щучьему веленью. 1.Репка.
2.Колобок. 2.Мальчик с пальчик.
3.Бобовое зёрнышко 3.Зимовье зверей.
4.Журавль и цапля. 4.Маша и медведь.
5.Царевна-лягушка. 5.Теремок.
6.Курочка-ряба. 6.Гуси-лебеди.
7.Сивка-бурка. 7.Заюшкина избушка.
8.Жар –птица. 8.Снегурочка.
9.Морозко. 9.Летучий корабль.
10.Волк и семеро козлят. 10.Конёк-горбунок.
11.Лиса и волк. 11.Три медведя.
9.Скороговорки.
-Далее поговорим о следующем виде малого фольклора. Угадайте, о чем будет сейчас речь? (Слайд 18) (Это скороговорки).

1. Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

Скороговорка – это народно-поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и чёткое произнесение слов.(Слайд 18)
-Задание у вас такое: перед вами 5 скороговорок. Сейчас , в течении 5 минут один ученик из каждой команды должен выучить одну любую скороговорку и быстро ее произнести. , кто справляется лучше, получает-2 пазла, кто хуже-1 пазл.
Время:5 минуты.
1.Чем чаще чищу, чем чашка чище.
2.Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
3.Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапку шишкой сшиб.
4.Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
5.Ксюша не Саша сушки на шоссе сосать.
10.Дразнилки. (Слайд 19)
-Ребята, а пока они учат скороговорки, мы переходим к малому жанру фольклора-дразнилки .Вы заранее подготовили дразнилки про ваших одноклассников. Все участники классов читают дразнилки и получают по 1 пазлу. (По 7 дразнилок).
Дразнилки не должны быть слишком обидные. ( Показ видео)

11.Конкурс капитанов. (Слайд 20)
-Задание для наших капитанов. Передвигаясь по одному шагу, вы двигаетесь вперед, называя все малые жанры фольклора. Капитан команды, который уйдет дальше, получит 2 пазла, проигравший-1 пазл.
12. Рефлексия. (Слайд 21)
13.(Слайд 22)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Радужная (2017-06-27) | Автор: Твердохлебова Нина Николаевна. E
Просмотров: 1896 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-16, 8:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru