Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

cтатья
Курманалина Г.К. учитель русского языка и литературы
ШГ №17 им.А.Курманова

Формирование активной гражданской позиции учащихся.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Казахстана с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим достижениям и достойным страницам прошлого.
Главной целью воспитательной работы школы является:
Создание условий для формирования Казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно – нравственной, физически здоровой, социально активной личности. Обеспечение открытого информационно – образовательного пространства для саморазвития, самореализации, готовности к участию в познавательной и творческой деятельности учащихся.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир казахстанской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Уроки «Познание мира», «Самопознание», классные часы, спортивные секции, участие в акциях «Ветеран живет рядом», «Забота» позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру че¬ловека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином сво¬его Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые по¬зволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые ком-петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют классные часы, занятия Правового всеобуча, участие в акциях «Ветеран живет рядом», «Забота». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, проис¬ходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача на данном этапе состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер уроков «Человек, общество, право», часы общения, правовой всеобуч, ученическое самоуправление, участие в акциях «Ветеран живет рядом», «Забота»по¬зволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подрост¬ки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражда-нина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Традиционными в школе стали участие старшеклассников в конкурсах «Дебаты», «Я гражданин», «Көшбасшы» и др.
Таким образом, стержень гражданской позиции закладывается в подростковом возрасте, когда ребенок находится в наших руках, и с каким багажом, с какими убеждениями и принципами он пойдет по жизни, главным образом зависит от нас педагогов и воспитателей. Здесь мы не в коей мере не должны снимать ответственности с родителей, но тем не менее призваны и обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы повлиять на формирование активной, а не пассивной гражданской позиции. Так как одним из критериев гражданской позиции являются поступки и деяния людей. И само моральное сознание человека нельзя рассматривать в отрыве от его поступков, в которых проявляются ценностные ориентации личности. Поэтому информация о направленности жизненной позиции может быть получена в процессе исследования различных форм деятельности людей, и это вполне согласуется с требованием судить о помыслах и чувствах по действиям личностей.
Мы можем сделать вывод, что формирование активной гражданской позиции личности — центральная задача нравственного воспитания, в которой концентрируются усилия общества по воспитанию духовно-нравственного облика человека, отражается эффективность идеологической работы всех общественных организаций. Это свидетельствует не только о большом значении для всей системы нравственного воспитания этой проблемы, но и о сложности ее решения.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gula71 (2017-07-05) | Автор: Гульнара E
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-09-21, 5:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4020]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [383]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1583]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru