Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Развитие познавательного интереса у школьников на уроках русского языка и литературы
В тексте, написанном на доске находят свободные словосочетания и фразеологизмы, например, «Засучив рукава, я достал из ведра карасей. Ребята работали, засучив рукава. Никиту как ветром сдуло с веранды. Ярко синел лед посреди Дона, где ветром сдуло снег».
Групповые моменты:
1) Участники игры вспоминают фразеологические обороты, в которых встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Например, «покупать кота в мешке», «волка ноги кормят», «комар носа не подточит», «первая ласточка» и др.
2) Подбирают к данным фразеологизмам синонимические фразеологические обороты.
Например, «кот наплакал» (капля в море, негусто, всего ничего, раз-два и обчелся); «видимо-невидимо» (тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда».
3) Занимаются подбором антонимов-фразеологизмов.
Например, «ни зги не видно» (хоть иголки собирай), «гладить по шерсти» (гладить против шерсти) и т.д.
4) Вспоминают фразеологические обороты с именами собственными: «Федот да не тот», «драть как сидорову козу», «мели Емеля – твоя неделя».
Учащиеся показывают не только знание фразеологизмов, но и сообразительность, артистические способности: с помощью жестов, предметов передать содержание фразеологизма: «сесть в калошу», «водить за нос», «связать руки», «намылить шею», «лить крокодиловы слезы».
Учащиеся делают вывод, что изучение фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, легкость, образность. С этой целью фразеологические обороты часто используются писателями в художественных произведениях.
Мне удаются уроки в форме путешествий с использованием сказочных элементов. В 5 классе ученики путешествуют по стране «Русский язык» и начинают это путешествие с города Алфавита, где есть улица Фонетики, проспект Орфографии и Пунктуации, переулок Ударений, Тупик Ошибок. На улице Фонетики учащиеся работают со словарем, пишут словарные диктанты, выполняют фонетико-графические задания. На проспекте Орфографии и Пунктуации повторяют правописание безударной гласной в корне слова, выполняют упражнения, вставляют в тексте пропущенные буквы и графически объясняют написание. Правильно выполненные задания дают учащимся возможность прибыть в переулок Ударений, где они выясняют, что ударение несет на себе и смыслоразличительные значения. Неожиданно, путешествуя по городу Алфавиту, ученики попадают в тупик Ошибок, а чтобы выбраться, отмечают на луче правописание Ъ и Ь.
Путешествие, как и урок, подходит к концу. Учащиеся анализируют, чему научились, что нового узнали, какие трудности им пришлось преодолеть, знания каких правил позволили им благополучно закончить путешествие.
Пробую такую форму работы, как семинар. Провожу при изучении темы «Имя существительное – хлеб языка».
Учащиеся побывали на далекой Галактике, познакомились с инопланетянами, которые захотели познакомиться с русским языком, узнать как можно больше об имени существительном. На уроке прозвучали доклады «Имя существительное как часть речи», «Имя твое и мое», «Твоя фамилия». В результате учащиеся пришли к выводу, что имя существительное – самая необходимая часть речи, без которой невозможно обойтись никому.
На уроке русского языка в среднем звене я применяю дидактические игры, т.к. это один из видов творческой деятельности учащихся. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они вовлечены в игровую ситуацию.
В игре ученик действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь сделать серьезный и напряженный труд занимательным и интересным для учащихся.
Игру можно вводить в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами, например, при опросе или закреплении нового материала, т.к. игры-упражнения развивают память, внимание, сообразительность учащихся, активизируют даже самых слабых учеников.
При изучении темы «Лексика» использую игру-упражнение «Переводчик».
1) Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.
Доктор прописал пациенту инъекции (врач прописал больному уколы)
Разъяренная вьюга замела тропинки (жгучая метель завьюжила дорожки)
Караульный спрятался от ливня под кровлей здания (постовой укрылся от дождя под крышей дома).
2) Найти и заменить старославянские слова русскими:
Горят румянцем свежие ланиты.
Построен град великий над Невой.
Старец нахмурил чело.
3) Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует развитию кругозора учащихся:
Угадай слово по толкованию его лексического значения:
Красная строка, отступ в начале строки (абзац)
Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата)
Тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу (патриот).
4) Игра «Шеренга»
Расставь синонимы в порядке возрастания признака:
Свирепый, жестокий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг)
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).
Используя в своей работе нестандартные уроки, все больше убеждаюсь, что это интересная форма работы с учащимися.
Приятно видеть около себя заинтересованных, деятельных ребят в подготовительный период и счастливых, довольных после удачного проведения.
Учащиеся стали более внимательны на уроках, лучше понимают требования учителя, речь стала более грамотной, выразительной.
В своей работе я использую опыт коллег России из журналов «Русский язык в школе», «100 друзей». Помогает в работе «Занимательный материал по русскому языку» автора Лукашук М.
Роль Интернета в развитии познавательного интереса учащихся.
Современную жизнь уже невозможно представить без сети Интернет. Ресурсами Интернет пользуются взрослые и дети. Для современных детей и подростков Интернет — это, помимо развлечения, один из способов доступа к нужной информации. Детским увлечением Интернет и другими элементами информационных технологий можно воспользоваться для расширения сферы и пробуждения у ребят познавательных интересов. Поэтому сегодня учитель должен быть особенно эрудирован, обязательно должен владеть компьютерными технологиями, умело использовать Интернет в учебной и внеурочной деятельности. Это требование времени. Учитель должен воспитывать у школьников культуру общения с техникой, обучать поиску полезной информации в сети, умению анализировать, обобщать, делать выводы.
Задачи:
• приобщение подростков к чтению;
• развитие читательского вкуса у школьников;
• реализация творческого потенциала учащихся и учителей на основе новых информационных технологий.
Формы работы:
Конкурс литературных сочинений на тему «С любовью к книге».
Викторина «Посмотри фильм — прочитай книгу — ответь на вопрос».
Конкурс «Обложка для любимой книги».
Презентация «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: diakova71 (2018-02-14) | Автор: Дьякова Елена Анатольевна E
Просмотров: 440 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 5:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru