Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Современное прочтение «маленькой трилогии» А. П. Чехова.
Автор разработки: учитель русского языка и литературы
Хамзина Бакыт Сериковна
Казахская национальная академия хореографии


17.02.2017 Урок №45 1 курс, группа 102АБ
Тема: Современное прочтение «маленькой трилогии» А. П. Чехова.

Цели урока:
1. Обучающие. Расширить и углубить представления учащихся о личности Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского подтекста; помочь понять особенности чеховского стиля, обучить разным видам анализа и приемам исследования художественного текста.
2. Развивающие. Совершенствовать читательские умения, в том числе умения анализировать произведение на трех уровнях – фактуальном, подтекстовом, концептуальном, интерпретировать художественные детали, развивать творческое воображение и критическое мышление учащихся.
3. Воспитывающие. Вовлечь учащихся в решение нравственных проблем, в том числе проблемы нравственного выбора.
Задачи урока:
Организовать композиционно-тематический, лексико-семантический анализ художественного текста и анализ на основе художественной детали так, чтобы учащиеся поняли глубину и сложность нравственной проблематики чеховских рассказов, научились интерпретировать идею художественного произведения относительно современного мира.
Ожидаемые результаты: Осмысление учащимися ответственности каждого человека за развитие и сохранение в себе личности.
Тип урока: урок - размышление.
Было дано опережающее задание: прочитать «маленькую трилогию» А.П.Чехова
Урок запланирован в логике проекта критического мышления.
Ход урока.
Настрой учащихся на познавательную деятельность – активное целеполагание
I. Стадия вызова.
Стратегия «Мозговой штурм» (Установление связи с изученным. Подумаем вместе…)
1. Что такое рассказ и какие особенности рассказа можете выделить?
2. Какие виды анализа рассказов вы знаете?
3. В чем особенность чеховских рассказов?
4. Как критики называют ранние рассказы А.Чехова
5. Каким псевдонимом подписывал свои рассказы Чехов до 1886 года
(у него было около 50 псевдонимов).
6. Когда была написана «маленькая трилогия» (1898 год в журнале «Русская мысль»).
7. Почему они объединены в исследователями творчества в трилогию?
8. Почему Чехова прозвали «человек с молоточком»?
II. Cтадия осмысления.
Работа в группах:
1 группа: Анализ рассказа «Человек в футляре» на основе художественной детали (стратегия «Маркировка текста»)
2 группа: Лексико-семантический анализ рассказа «Крыжовник»
(стратегия «Маркировка текста»)
3 группа: Композиционно-тематический анализ рассказа «О любви»
(стратегия «Логическая цепочка»)
Защита результатов групповой работы.
Чехов и Мы – современное прочтение рассказов А.П.Чехова
Теперь мы знаем, что футляр может иметь разные формы: привычки, лень, равнодушие, страх перед начальством, страх потерять любимого человека,
страх потерять детей, профессия и т.д
Написать письмо родителям, учителям, политикам или инструкцию: Как выйти из футляра.
Чтение и обсуждение
III. Рефлексия.
Оценка собственной деятельности и полученных знаний.
Подведение итогов учителем
Итак, какую правду о человеке сказал Чехов в своих рассказах? Можно ли помочь человеку, нравственно погибающему в своей футлярной жизни?
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»,- говорит чеховский герой.
Сам Чехов и был таким «человеком с молоточком», напоминающим человеку о его ответственности за жизнь. Чехов сказал, что «жить в футляре» недостойно человека. А вот как жить достойно – каждый должен решить сам. Трилогия завершается, но не кончаются наши раздумья о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости словно бы желая еще раз на прощанье сказать, что выход есть, и его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому автор завсршает трилогию картиной счастливой радостной природы. Но это вовсе не значит, что писатель "желает внушить читателю необоснованную бодрость. Всем ходом повествования он убеждает нас в том, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что судьбы человеческие сложны и трудны, что надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, каковы они на самом деле, не превращая их ни в чертей, ни в ангелов, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо «исходить от высшего», надо бороться за красоту, любовь, свободу.
Преодоление инерции «футлярной» жизни, «футлярного» соз¬нания в рассказах Чехова - этапы на пути стремления человека к совершенству и к будущему.
Домашнее задание: слайд
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Yazikoved (2018-02-21)
Просмотров: 92 | Теги: Рассказы А.П.Чехова, человек в футляре | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2018-11-13, 10:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1574]
Школьный психолог [535]
История [760]
Опыт [534]
Научная кафедра [227]
Воспитание души [252]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [186]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [844]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1244]
Химия [396]
Классному руководителю [679]
Биология [602]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1862]
Краеведение [98]
Начальная школа [4112]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [392]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [83]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1675]
Особые дети [306]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [655]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [76]
Внеклассные мероприятия [1236]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [563]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [423]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [20]
Дополнительное образование [54]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье вода Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Астана Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура Великая Отечественная Война игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru