Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

А.П.Чехов "Каштанка"
Предмет:
Литературное чтение.

Раздел «Мы и природа».
Дата: 13.12.2017
ФИО учителя: Негодина Т.В.
Класс: 3 - Г
Количество присутствующих: 29 чел.
Количество отсутствующих: 0

Тема урока :А.П.Чехов. «Каштанка».
Цели обучения на уроке:
-Познакомиться с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
-Обогащать читательскую деятельность в процессе работы над новым произведением.
-Формировать умение анализировать факты и давать им оценку.
-Отрабатывать навык чтения вслух и про себя, расширять словарный запас.
- Научиться рассказывать отрывок из произведения наизусть.

Критерии успеха:

-Все учащиеся смогут: понять содержание рассказа, смысл устаревших слов, научиться выразительно читать текст.

-Большинство учащихся смогут: определить тему и основную мысль, охарактеризовать главную героиню рассказа.

-Некоторые учащиеся смогут: рассказывать отрывок из произведения наизусть без домашнего заучивания.

Языковые цели: Учащиеся могут: назвать фамилию, имя, отчество автора,
отвечать на вопросы, подтверждая свои мысли чтением текста.
рассказывать наизусть отрывок.
Ключевые слова и фразы:
Я ДУМАЮ, ЧТО…
Я СЧИТАЮ, ЧТО…
МНЕ КАЖЕТСЯ….
ПО-МОЕМУ,….

Привитие ценностей: Создать условия для воспитания уважительного отношения к одноклассникам, умения слушать других детей и учителя.
Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Межпредметные связи: Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира и ИЗО.
Навыки использования ИКТ: Презентация.
Предварительные знания: Ребята вспоминают прочитанные ранее произведения А.П.Чехова. используют знакомую технику запоминания.

Ход урока:

Начало урока:

I. Организация класса. Создание положительного эмоционального настроя.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли в порядке на парте.
- Тихо садитесь.

II. Подготовка детей к восприятию текста. Стартер.
1. Об авторе.
- Посмотрите на монитор, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?
- Кто догадался, из какого произведения этот отрывок?
-(Рассказ «Белолобый»)
-Посмотрите и прочитайте следующий отрывок.
- ( дети читают отрывок про себя).
- Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?
- ( Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)
- Скажите, а кто является автором этих рассказов?
(А.П.Чехов).
- Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.
- На котором из трёх портретов изображён А.П. Чехов?
2.О главной героине.
- А начнём мы наш урок с загадки.
- Посмотрите на монитор и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку вслух).
- Кто это?
(Собака)
- Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наш урок не оставит вас равнодушными.
- Как и у вас, у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

Середина урока:

Ознакомление с новым произведением.
1.Речевая разминка.
Цель: развивать эмоциональное чтение.
- Посмотрите на доску.
СОБАКА
- Давайте прочитаем это слово с разной интонацией

(-удивления,

- радости,

- обращения.

- вопроса.)
(Дети читают)


2. Словарная работа.
Цель: объяснение лексического значения устаревших слов и расширение словарного запаса детей.

- Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны устаревшие слова, значение которых не все из вас знают.
- Давайте прочитаем эти слова.
(Конножелезка, фрунт).
- Как вы думаете, что они обозначают?
- (Ответы детей)
- Прочитаем правильное толкование этих слов.

3. Первичное ознакомление с текстом.
Цель: познакомить учащихся с текстом.
-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).
4. Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить первичное впечатление от текста.
- С каким настроением вы слушали отрывок?
(С переживанием за Каштанку)
- Почему?
( Так как Каштанка была беззащитная)
- О чём задумались, слушая?
( Как помочь Каштанке найти своего хозяина)

- Физминутка.

5. Работа с текстом 1 и 2 части. Выборочное чтение в подтверждение ответа на вопросы.
Цель: формировать и совершенствовать навыки выборочного чтения.
- Что случилось с Каштанкой?
(Каштанка потерялась)
- Какая была погода в тот вечер?
( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)
- Найдите и прочитайте в тексте.
( чтение детьми).
- Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?
(«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу»)
- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?
(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)
- Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
( чтение детьми)
- Из - за чего Каштанка потерялась?
- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).
- Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.
- Почему? Как об этом пишет автор?
( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)
- Что усиливало несчастье собаки?
(Холод и голод)
- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).
- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?
(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
( чтение детей)
- Как выглядел незнакомец? Прочитайте.
( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).
-Как незнакомец общался с ней при встрече?
(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)
- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
- Как она себя вела?
- Как отнёсся к Каштанке незнакомец?
(Сытно накормил, положил спать)
- Что делала собака после обеда?
(Решала вопрос, где лучше)
- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
(чтение отрывка)
- Молодцы!

- Зрительная гимнастика.

6. Характеристика главной героини рассказа.
Цель: формировать умение анализировать факты и давать им оценку.

-В мире есть много различных пород собак. Какие вам известны?
-Какой породы была Каштанка?
- Какая была погода в тот вечер, когда потерялась Каштанка? Прочитайте.
-Почему потерялась Каштанка?
- Как чувствовала себя Каштанка на улице?
- Какой мы видим Каштанку? Прочитайте последнее предложение 1 главы.

Работа в парах:
Прочтите слова, записанные на карточке. Выберите признаки, которые помогают описать душевное и физическое состояние собаки в этот момент.
НЕСЧАСТНАЯ
ВЕРНАЯ
ПРЕДАННАЯ
ОДИНОКАЯ
СПОСОБНАЯ
РАСТЕРЯННАЯ
ТАЛАНТЛИВАЯ
ЗАМЕРЗШАЯ
ГОЛОДНАЯ
Выслушивается ответ группы, выполнившей первой это задание. Остальные рецензируют.
7.Подготовка к чтению отрывка из рассказа наизусть с использованием мнемотехники « Слово – символ» .
Цель: Совершенствовать техники запоминания.
Индивидуальная работа в тетрадях.
Учащиеся зарисовывают основные слова отрывка с помощью символов.
Желающие рассказывают наизусть. (1 – 2 чел.)

8. Дифференцированная работа с карточкой.
Цель: проверить уровень усвоения материала учащимися.
Работа в парах.
- У вас на парте лежит карточка с заданием.
- Прочитайте внимательно задание про себя.
- Прочитайте задание вслух.
-По памяти, используя нарисованные символы (или перечитывание отрывка) впишите пропущенные слова.
Карточка.
___________ _________ собака – помесь ___________ с ___________ - очень ___________ _________ __ ______, бегала ________ и ________ ___
_____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________
______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?

-Карточку сдайте для проверки.

Конец урока:

9. Творческая работа.
Цель: развивать творческие способности, фантазию.
- Какие чувства вызвал у вас конец истории?
- Хотелось ли вам, чтобы рассказ закончился по-другому? Как?
- Расскажите.
- Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу? СОБАКА ПОМНИТ, КТО ЕЕ КОРМИТ
В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ
ОТ УЧИТЕЛЯ НАУКА
У ГОЛОДНОГО ХЛЕБ НА УМЕ
Проверка.

10.Домашнее задание.
- Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить, какое задание будет вам по силам.
- Те ребята, которые считают, что смогут выучить отрывок
наизусть – выучите и прочитайте текст рассказа полностью, без сокращений.
- Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.
- Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.

11.Рефлексия.
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Вам было интересно на уроке?
- Что понравилось больше всего?
- Чему вы научились на этом уроке?
- Чему учит рассказ?
(Быть внимательнее и добрее к животным, они так нуждаются в нашей заботе. Не забывайте об этом. Я уверена, что никто из вас не выбросит на улицу кошку или собаку, вы добрые и отзывчивые ребята!)
-Что вы сегодня сделаете, когда увидите своего преданного друга?

- Спасибо за активность на уроке и творческую работу!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: negodinat3 (2018-09-21) | Автор: Негодина Татьяна Валерьевна E
Просмотров: 40 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2018-11-13, 9:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1574]
Школьный психолог [535]
История [760]
Опыт [534]
Научная кафедра [227]
Воспитание души [252]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [186]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [844]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1244]
Химия [396]
Классному руководителю [679]
Биология [602]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1862]
Краеведение [98]
Начальная школа [4112]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [392]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [83]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1675]
Особые дети [306]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [655]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [76]
Внеклассные мероприятия [1236]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [563]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [423]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [20]
Дополнительное образование [54]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье вода Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Астана Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура Великая Отечественная Война игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru