Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Часовских И.Я., Гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бобек» Урок литературы в 9 классе Тема: «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Цель: 1. Продолжить знакомство с комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума», проанализировать II, III действия, раскрыть своеобразие конфликта драматического произведения, дать характеристику «веку нынешнему» и «веку минувшему» в комедии. 2. Развивать навыки анализа художественного произведения через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. 3. Способствовать воспитанию патриотизма, честности, активной жизненной позиции, духовного развития, а также воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. Ценности - Праведное поведение, Любовь Ключевые термины: комедия, конфликт На доске эпиграф: ...В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, ра¬зумеется, в противоречии с обществом, его ок¬ружающим... А.С. Грибоедов ХОД УРОКА I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока. -Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и ребята! Сегодня мы проводим урок литературы в 9 классе. II. Работа по теме урока. 1. Слово учителя. В основе сюжета «Горя от ума», лежит любовная интрига, но в пьесе Грибоедова появляется еще один конфликт — столкновение между «веком нынешним» и «веком минувшим». И действительно, общественный конфликт в пьесе Грибоедова оказывается шире любовного сюжета, однако оба конфликта (общественный и любовный) органично переплетаются. Работа с эпиграфом Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Итак, один герой противопоставлен 25 глупцам, то есть герой противопоставлен обществу. Работа с портретами (расположите героев комедии так, чтобы показать противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего». Это и есть тема нашего урока. Ключевое слово урока КОНФЛИКТ, который в пьесе неизбежен, так как он отражает расстановку общественных сил в России 10— 20-х гг. XIX века: с одной стороны - Чацкий — представитель прогрессивно настроенной молодежи, человек передовых взглядов, с другой стороны - Фамусов и его окружение — реакционные защитники старых порядков Сегодня мы рассмотрим двух представителей «века нынешнего и века минувшего» - Чацкого и Молчалина. «Горячий стул». Сейчас класс разобьется на 3 группы и выполняют задание. 5. Проблема «ума» в комедии. 1. Слово учителя. Обратимся еще раз к эпиграфу урока: «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» Можно ли согласиться с автором и назвать всех представителей фамусовского общества «глупцами»? (Конечно, нет. В цитируемых словах — «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» — безусловно, присутствует некоторая доля лукавства Грибоедова, объясняющего подлинную сложность жизненного конфликта пьесы. Речь идет не о противостоянии глупости и здравого смысла, а о разном понимании «ума». В произведении Грибоедова слово «ум» встречается достаточно часто, причем оно звучит и в речи Чацкого, и в речи представителей фамусовского общества. Понятие «ума» в комедии неоднозначно. Существует два типа ума: ум в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого, или, говоря словами Фамусова, «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Какое содержание вкладывают герои Грибоедова в эти понятия? ● Какова же главная причина общественного конфликта комедии? (Противоположные взгляды, идеи героев, разный склад ума.) 7. Итоговая беседа. (Слово экспертам 11-классникам) Хочу добавить, что жанр «Горя от ума» — комедия. Предлог «от» привносит в ее название оттенок иронии, углубляющий идею произведения. Подспудно возникает вопрос: «Если Чацкий такой, умный, почему он такой несчастливый?» Горе Чацкого не только в том, что он чужой в том обществе, в котором живет. Плохо главному герою прежде всего с самим собой, потому что он не может не видеть, что происходит с ним и вокруг него, и не думать об этом. Именно ум Чацкого заставляет его страдать: герой страдает, потому что... мыслит. Об этом писал не только Грибоедов, но и Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Через несколько десятков лет Достоевский скажет: «Страдание и боль — признак великого сердца». Эту мысль автора совершенно ясно и отчетливо понял И.А. Гончаров, когда в статье «Мильон терзаний» написал, что роль Чацкого — «страдательная». II. Подведение итогов урока. На уроке мы смогли разобрать лишь часть проблем, затронутых автором в комедии. Большая работа у нас впереди, но, сколько бы мы ни говорили о пьесе, прав был А.Блок, считавший, что «Горе от ума» - произведение непревзойденное в мировой литературе, не разгаданное до конца». БУДЕМ ЕГО РАЗГАДЫВАТЬ! -Ответьте на вопрос: если бы вы были работодателем, кого бы вы взяли на службу – Чацкого или Молчалина? Оценка работы класса и отдельных учащихся. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Эссе "Письмо Чацкому из 21 века". Задача: в эпистолярном жанре выразить свое отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импонирует в Вас; я восхищаюсь; удивительно то, что; хочу поделиться; хочу поспорить с Вами; мне не совсем понятно и т. д.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ТатьянаТатьянка (2019-05-19) | Автор: Часовских Ирина Яковлевна E
Просмотров: 598 | Теги: Общество, ум, патриотизм | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru