Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Особенности мышления и речи учащихся в условиях исследовательской деятельности.
ВКО Кокпектинский р/н
с. Теректы
учитель русского языка и литературы
Закарьянова А.Ж.

Особенности мышления и речи учащихся в условиях
исследовательской деятельности.
Изучение особенностей мышления и речи учащихся - основа решения важнейших проблем методики русского языка как науки. Исследования в этом направлении ведутся постоянно. Однако проблема развития мышления и речи учащихся в условиях исследовательской деятельности до сих пор оставалась вне поля зрения. Именно поэтому ее рассмотрение представляется необходимым.
Разрешение проблемных ситуаций, осуществляемое без непосредственного участия учителя или при некоторой «подсказке» с его стороны , требует от учащихся активной мыслительной деятельности , стремления и умения осуществлять поиск , владения учебно-научной речью.
Обучение самостоятельному анализу языковых явлений ,решению познавательных задач невозможно без выявления критериев развития мышления и речи в условиях исследовательской деятельности , с помощью которых может быть определен существующий уровень деятельности .Это критерии, характеризующие логику мышления учащихся , их поисковые умения ,языковые средства ,специфические для учебно - научной речи учащихся.
1.Логика мышления учащихся. Структура процесса решения познавательных задач определяется содержанием задачи ,но она также зависит и от личности решающего – его знаний , навыков , развития мышления , языкового развития. В ней своеобразно сочетаются черты логического доказательства , включающего тезис , основания (аргументы) и форму доказательства как способ логической связи между тезисом и основаниями .Структура процесса решения познавательных задач отличается своеобразием , обусловленным спецификой поиска.
2.Поисковые умения учащихся.
1.Степень решенности проблемы (полностью, частично , не решена)
2.Процесс разрешения проблемы характеризуется способом решения , т. е. системой операций ,осуществление которых приводит к ответу на вопрос задачи. Правильность выполнения этих операций и их количество , достаточное или недостаточное ,обусловливают и правильность решения проблемы.
3.Важнейшие показатели решения поисковой задачи – наличие , правильность и степень развернутости доказательств.
4. Со способом решения связаны и критерии , касающиеся выводов – их правильности и достаточности. Этот вопрос особенно сложен ,поскольку в решениях учащихся вывод может выступать и не выступать в роли тезиса , а также отсутствовать вовсе .Вывод связан со всем процессом решения.
Языковые средства используемые учащимися.
Осуществление исследовательской деятельности требует определенных языковых средств выражения соответствующего содержания. Речь учащихся в условиях поиска учебно – научная, это разновидность научного стиля. Решая познавательную задачу , учащиеся должны произвести лингвистический анализ языковых явлений , однако они не всегда пользуются научной терминологией , составляющей одну из существенных основ научного стиля.
Своеобразие учебно – научной речи учащихся в отличие от научной речи ученого – исследователя составляют элементы речи разговорной ,некоторые особенности устной речи. Разговорный характер ответа подтверждается и вставкой прямой речи , которая не замечена автором как особая конструкция. В ответах встречаются разговорные сочетания это когда , тогда ,когда ,характерные для речи учащихся .Влияние разговорной речи проявляется в решениях учащихся и в экономном использовании языковых средств :в условиях диалога многое может быть подсказано ситуацией общения . Если диалог допускает экономию языковых средств , то в учебно-научной речи эта экономия далеко не всегда уместна , так как она нарушает логику , разрушает содержание высказывания , является причиной ошибочного употребления языковых средств и в конечном итоге приводит к неполноценному решению задачи.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gulzhim1969 (2019-10-29) E
Просмотров: 239 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 4:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru