Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сочинение-описание. Портрет девушки по картине А.Дузельханова « Девушка в саукеле
Тема: Сочинение-описание. Портрет девушки по картине А.Дузельханова « Девушка в саукеле».
Автор: Садыкова Гульнар Омирсериковна, сш №53, Астана
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок – аналитическая беседа.
Методические приемы: лекция учителя, постановка вопросов, реализация домашнего задания, творческая работа.
Цели и задачи: закрепить изученное о правописании и употреблении в речи прилагательных; систематизировать приобретённые учащимися знаний об описании;
активизировать портретную лексику учеников; формировать умение наблюдать, выделять главное, отличать описательный тип от других типов речи;
Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения; в) правильно строить текст, используя лексические возможности языка; подготовить учащихся к речевому действию – сочинению – описанию внешности человека.
Оборудование: репродукция картины художника А.Дузельханова « Девушка в саукеле» (“Русский язык”. Учебник 6 класс М.Р.Кондубаева, М.Д.Джусупов, Г.А.Кажигалиева., С.Т.Тусеева,У.М.Бекишева,Алматы «Атамұра» 2006, страница 160, цветная вклейка),
Подготовка к восприятию произведения живописи.
Словарная работа.
Художник, живописец, изобразил, краски, цвет, фон, передний план, задний план, рисунок, картина, полотно, живопись, этюд, репродукция, произведения живописи, композиция. Желек- белая вуаль, мастера-зергеры,
Что такое портрет? (описание внешности человека).
ХОД УРОКА
I этап
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Сегодня на уроке мы поговорим о внешности человека. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Как важно быть наблюдательным, внимательным к окружающим людям, ведь внешность человека может рассказать о человеке много; как он чувствует себя, что его беспокоит, что радует или огорчает. Мы будем описывать портрет человека. Наблюдение по учебнику « Русский язык» 6класс стр.149, §55
Давайте присмотримся друг к другу. Как мы смотрим? Каким бывает наше лицо? Глаза? Взгляд?
Приведём примеры описания внешности из художественных произведений. Вспомните, как любовалась собой, глядя в зеркало, красавица Оксана из повести Гоголя « Ночь перед Рождеством» (подготовленная ученица читает отрывок со слов « Лгут люди, я совсем не хороша». Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими чёрными очами невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное….Я вижу теперь, что я совсем не хороша!...нет, хороша я! Ах! как хороша! Чудо!...»
В описании внешности Язона, Ахилла, Асклепия - учеников кентавра Хирона предугадывается их будущее. ( Чтение отрывка. « Русская словесность: Миф и литература. Хрестоматия», 6 класс. Алматы «Атамұра» 2006. Составители Л.С.Рыгалова, Л.Ф. Туниянц», страница 31«Кентавр» Д. Апдайк)
« Но особенно нежно ласкал взгляд Хирона золотисто-рыжие волосы дочери. Сколько в ней жизни, в этой девочке! Волосы вились и сплетались, словно гривы табуна, на который глядишь с высоты… Он задержал взгляд на её головке, уже женственной и своенравной»
Сообщение учащихся о художнике А. Дузельханове.
Агимсалы Дузельханов - родился 19 августа 1951 году в г.Казалинске Кызыл-Ординской области. Закончил Алматинское художественное училище, затем Московский государственный институт им.В.И.Сурикова.
А.Дузельханов с 1982 года работает преподавателем Академии искусств им. Жургенова, отличник образования РК, дипломант всесоюзных международных и республиканских выставок и конкурсов. Художественные полотна А.Дузельханова находятся в резиденциях Президента Республики Казахстан в Алматы и Астане, резиденции Президента Республики Туркменистан.
Творчество А.Дузельханова высоко оценено государственными наградами и званиями. Его узнаваемые характерные работы всегда востребованы истинными почитателями искусства и коллекционерами. Член Союза художников СССР с 1985 года. В 1992 году принимал непосредственное участие в разработке национальной валюты Республики Казахстан. Доцент Государственной художественной академии. Лауреат Государственной премии Республики Казахстан 2003 года. Является также графиком и иллюстратором книг. Нашему вниманию представлена репродукция его картины «Девушка в саукеле»
Сообщения учащихся о саукеле. Саукеле - очень древний, и, как считают казахи, священный головной убор невесты. Высокий (длина - более метра), конусообразный, из тонкого войлока, обшитого яркой, чаще всего бордовой или красной дорогой тканью, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями, бирюзой, рубинами, сердоликом, он упоминается во многих эпических поэмах и преданиях. Обязательным дополнением являлась прикрепляемая к макушке гладкая прозрачная белая вуаль - желек, которой обычно прикрывали лицо невесты или закутывали ее полностью во время исполнения ритуальной свадебной песни «Беташар». Венчают саукеле перья филина. Имелись на дорогих головных уборах и украшения для подбородка, и нависочные украшения. Все это делало изделие необычайно красивым, а значит, и дорогим.
Все украшения саукеле несли важную смысловую нагрузку - прежде всего защитную. Например, сердолик древние мастера-зергеры считали оберегом. Когда невеста входила в юрту к будущему мужу и кланялась, необходимо было, чтобы кончик саукеле касался очага. Саукеле — это главное богатство невесты и символ всей свадебной церемонии, его носили только в первое время после замужества - около года, а потом снимали и надевали более простой, практичный и удобный головной убор. Саукеле никто не имел права надевать, кроме невесты. Его могли передавать по наследству как фамильную драгоценность. Женщина имела право носить его до рождения первого ребенка.
Прототипами саукеле являются сакские головные уборы, от которых они унаследовали не только форму, но и ритуальную философскую значимость. Саукелеобразные головные уборы найдены археологами и в раннесредневековых погребениях. Прослеживаются явные связи между головным убором знаменитого сакского вождя - «Золотого воина», который является символом нашего государства, и традиционным саукеле. (Кстати, это дало основание некоторым исследователям предполагать, что «Золотой воин» на самом деле был девушкой).
Конечно, такой головной убор стоил очень дорого. Его изготовлением занимались наиболее искусные мастера, в частности, закройщик, вышивальщицы, ювелиры. Узоры вышивались ирисом - толстыми скрученными разноцветными нитками, отделка шла «жгутовой вышивкой» и шитьем сетками. Ювелиры применяли литье, чеканку, штамповку, филигрань. Работа длилась около года, так что шили убор задолго до свадьбы каждой казахской девушки. А стоило саукеле не менее тысячи рублей или ста добрых отборных скакунов. На выставке Третьего конгресса ориенталистов в Петербурге 1876 году представленное саукеле оценивалось в 600 рублей. Оно было украшено тридцатью нитками кораллов, пятнадцатью нитками жемчуга, вышито красным шелком и обшито бахромой из золотых нитей. На его бляхах из благородных металлов горели самоцветы. Дорогие саукеле 1876 году демонстрировались также на Нижегородской выставке 1893 года. Во времена Кенесары известный казахский богач Байсакал за саукеле своей дочери отдал 500 лошадей...
Беседа по картине.
Словарно-стилистическая работа.
Что вы чувствуете и о чём думаете, когда смотрите на этот портрет? Что вы видите?
Перед нами портрет совсем юной девушки. Девушка в красивом свадебном наряде. Привлекает внимание высокий головной убор. Чёрные миндалевидные глаза, открытый взгляд. Художник прекрасно передал удивительную красоту девушки. Портрет выдержан в яркой, радостной цветовой гамме. Девушка - невеста на мгновенье остановилась в дверном проёме. Художник восхищён её красотой и поэтому от картины настроение светлое, радостное. Портрет производит впечатление необыкновенной чистоты.
Как художнику удалось передать такое настроение? Картина написана яркими, сочными красками.
Какие это краски?
(Ярко-жёлтая, золотистая, светло-коричневая, красная, блестящая (украшения) светлая, нежно-розовая (щёки, губы). Картина вся наполнена солнечным светом, золотом).
Что можно сказать об этой девушке?
Какой, по-вашему, у неё характер?
( Уверенная, сильная, открытая. Об этом говорит её взгляд. Она смело смотрит в своё будущее).
Нравится ли вам эта девушка? Что привлекает вас в её портрете?
Какова её внешность (лицо, взгляд, глаза, брови, нос, рот, одежда, головной убор)?
Какие прилагательные можно употребить при описании?
(Девушка красивая. В её портрете привлекает всё).
Лицо (маленькое, светлое).
Волосы (густые, чёрные, блестящие).
Взгляд (открытый).
Глаза (миндалевидные, широко раскрытые, огромные, сияющие, чёрные).
Брови (густые, чёрные ).
Щёки (нежные).
Рот (красиво очерченный).
Нос ( маленький, прямой)
Губы (пухлые, нежно-розовые).
Пальцы (тонкие, длинные, унизанные кольцами).
Одежда (красное платье; ворот, вышитый узорами).
Головной убор - высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные украшения, металлические украшения.
На каком фоне изображена девушка? (На фоне резного дверного проёма).
Что хотел показать художник? Какова главная мысль картины?
( А.Дузельханов показал на своей картине красоту и чистоту юной девушки в свадебном наряде)
Составление примерного плана сочинения.
I. Вступление.
Художник и его картина.
II. Основная часть.
Образ девушки.
1. Внешний облик:
а) черты лица (взгляд, глаза, брови, нос, губы, рот);
б) одежда, головной убор.
2. Черты характера (как через внешние черты художник показал душевный мир героини).
3. Роль цветовой гаммы в раскрытии образа.
III. Заключение.
Отношение художника к героине. Какие мысли и чувства выражает картина?
Домашнее задание. Написать сочинение.
На картине известного казахстанского художника А.Дузельханова изображена девушка в свадебном наряде. Юная красавица на минуту задержалась в дверном проёме.
Невозможно оторвать от неё взгляда! Огромные, миндалевидные глаза смотрят открыто. Чёрные густые брови оттеняют матовую белизну лица. Маленький прямой носик. Пухлые, нежно-розовые губы. Длинными тонкими пальцами она придерживает украшения на груди. Дорогие кольца подчёркивают красоту её гибких рук.
Ярко-красное платье ей к лицу. Особенно красоту девушки подчёркивает головной убор - саукеле. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Меховая оторочка, украшенная тисненым жгутом, закрывает нежный лоб. При малейшем движении кисточки, закрывающие виски, начинают колыхаться. Цепочка с бусинами, свисающая сзади с верхушки саукеле, раскачивается в такт шагам юной красавицы.
Открытый взгляд девушки говорит о её смелом и сильном характере. Она уверенно смотрит в своё будущее. Можно и не сомневаться в том, что она будет счастлива.
Картина А.Дузельханова выполнена в яркой цветовой гамме. Сочетание золотистого и красного цвета говорит о чистоте души героини картины. Художник восхищён её красотой, и поэтому от полотна настроение светлое, радостное. Портрет производит необыкновенное впечатление. Эта картина является наглядной иллюстрацией слов Абая « Знает млад, знает стар; Красота – божий дар».

***
Автор - Садыкова Гульнар Омирсериковна, учитель русского языка и литературы, школа-лицей №53, Астана. Стаж работы-29, категория – высшая.

Источник: http://Литература 1. Учебник 6 класс М.Р.Кондубаева, М.Д.Джусупов, Г.А.Кажигалиева., С.Т.Тусеева,У.М.Бекишева,Алматы «Атамұра»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталья_Алипова (2011-02-10) | Автор: Садыкова Гульнар Омирсериковна E
Просмотров: 33704 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 2.8/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 7:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru