Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок-диалог по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"
Урок-диалог по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Тема: Семьи Ростовых и Болконских

Автор: Крючкова Т. В., учитель русского языка и литературы, сш № 3, Астана.

Цель урока: воспитание талантливого читателя художественного текста

Задачи:
1. Помочь увидеть красоту внутреннего мира семей, анализируя
текст, акцентировать внимание на лучших нравственных качествах.
2. Развивать умения сопоставления, анализа эпизодов, умение работы с художественной деталью, развивать умение анализа нравственных качеств через совершаемые поступки.
3. Пробудить интерес к проблеме семейного воспитания, к главным нравственным ценностям.

Оформление доски:
Эпиграфы:
Семья - это во крепость и в добро.
Бытие, 2:18.
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу
Всех дорог.
М. Волошин.
I. Слово учителя.
Как много значит в жизни каждого из нас семья. Семья. Это, конечно, родительский дом. И как бы ни было порой в нем скучно, оттого что иногда, подобно Базарову, мы духовно перерастаем своих родителей, все же он – наша главная пристань. Пусть не всегда, опять же как Базаров, мы спешим к нему, а появившись, опять же через три дня исчезаем, но сознавать, что он есть и что там всегда поймут – великое благо.

В какой семье хотел бы жить ты? Сегодня мы будем говорить об этом.
Класс, получив домашнее задание, поделился на две группы единомышленников – приверженцев семей Ростовых – Болконских.
Ваша страничка о семье, в которой хотел бы воспитываться ты.

II. Пересказ-анализ эпизодов.
1. Выступления учащихся. Высказываются сначала «Ростовы», затем «Болконские».
Рассказывая о семье Ростовых, учащиеся анализируют эпизоды, в которых раскрываются:
а) гостеприимство, радушие, хлебосольство, доброта;
б) любовь и доверие между родителями и детьми;
в) отношение к друзьям;
г) артистизм отца и детей;
д) сцена проигрыша.
По «сцене проигрыша денег Николаем Ростовым (т. 2, ч. 1, гл. 14-16) учитель может добавить: не о деньгах, а о сыне думает, платя долг, отец. В подобных ситуациях за карточные долги, бывало, расплачивались жизнью. Но сцена проигрыша – это не только защита дворянской чести, достоинства, это душевное понимание беды. Спустя много лет Николай, похоронив отца, так же не откажется от долгов беспечного и гостеприимного отца. Заплатив ценой неимоверных усилий долг, он сохранит доброе имя семьи.
2.Вывод учителя: Да, тянулись к семье Ростовых люди. В этой семье царила атмосфера доброты, душевности. Друг к другу тянулись и сами Ростовы, что не во всякой семье бывает. Отчего Наташа и Николай с такой нежностью относятся к отцу и матери? Оттого, что родители относятся к детям с высочайшим уважением, доверяя, признавая право на принятие решений.
У меня тоже есть страничка о Ростовых, о которой я хочу сказать.
Какую семью можно считать благополучной? Где живут мирно, не ссорятся? Мало. Я думаю, где легко и радостно живется «старичкам», от возраста иногда беспомощным, смешным. Сделать своих родителей счастливыми – наш долг и обязанность. И моя страничка та, где граф и графиня Ростовы не прячут слез счастья, радуясь, что воспитали внимательных и совестливых детей.
III. Слово ребятам, которые хотели бы жить в семье Болконских.
Сейчас мы побываем в имении Лысые Горы, где на видном месте в гостиной висит генеалогическое древо Болконских, а ведут свою родословную князья Болконские от Рюриковичей.
1. Вначале заслушивается ответ на индивидуальное домашнее задание:
«Почему старый Болконский гордится своим происхождением «от Рюриковичей?» (межпредметные связи с историей – слово о Рюрике).
2. Рассказывая о семье Болконских, учащиеся анализируют эпизоды:
А) день в имении;
Б) воспитание детей: строгость – проявление любви;
в) страницы, раскрывающие главное в характере Марии;
г) сцена прощания отца с Андреем, который отправляется на войну. Главные нравственные заповеди отца сыну
3.Возможно индивидуальное задание - ответ на проблемный вопрос: «Отчего Мария не хочет говорить об отце с Бурьен, когда гувернантка пытается заговорить о характере князя? (Т. 1, ч. 1, гл. 22.- индивидуальное домашнее задание). Не достоин своих родителей тот, кто не умеет их защитить. А защитить – это никому-никому не позволить ни говорить, ни даже думать о них плохо.
Вывод учителя: Да, в этой семье атмосфера сдержанности, требовательности. Два источника людских пороков – праздность и суеверие, две добродетели – деятельность и ум. Постоянная и упорная деятельность. Что пишет любящий отец своему другу Кутузову, отправляя сына на войну? - «чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго в адъютантах не держал – скверная должность». И сын благодарит отца за это.
Слово учителя. Замечательно, что у многих из вас есть своя страничка о понравившейся семье. Замечательно потому, что вы уже задумываетесь над проблемами взаимоотношений, проблемами воспитания – над очень важными проблемами - и в нужный момент сможете сделать правильный выбор.
IV. Обобщающее задание (работа в группах): составить обобщающий портрет семей. Учащиеся работают на ватмане фломастерами, затем плакаты вывешиваются на доске.

Ростовы - это Болконские – это
Искренность, гостеприимство, хлебосольство, широта души, радушие, простота, разносторонность интересов, артистизм, музыкальность, чуткость, оптимизм, бескорыстие, дружелюбие. Честность, честь семьи – главное, деятельность, трудолюбие, образованность, гордость, высокие требования к себе и к людям, неравнодушие к тревогам и заботам своего времени, щепетильность, достоинство.

V. Вывод.
Разная система ценностей в этих семьях? Безусловно. Разная настолько, что старшие члены семьи не принимают друг друга и сватовство Андрея к Наташе кажется чем-то странным для всех («он казался чем-то из чужого мира»). Но если свести сказанное о семьях в одно определение, то получим слова с одним корнем. Корень один, лексическое значение слов разное.
Учитель дописывает под таблицами слова: душевность, духовность.
2. Индивидуальная работа по толковому словарю с последующей записью в тетрадях.
Душевность – жизнь души, душевный – полный искреннего дружелюбия.
Духовность – жизнь духа, ума, духовный – относящийся к умственной деятельности.
Возможно дополнительное слово учителя:
Хочется рассказать о тех страничках, которые еще прочитаны не всеми.
Какая самая главная строка в любой книге, которую нужно тщательно исследовать? Верно, название. «Война и мир». Я считаю очень важными страницами страницы 12 года. Когда близка беда, каждый делает выбор, и на первое место встает проблема: я или Отчизна. В минуту опасности эти, столь разные семьи, думают не о себе. Душевные Ростовы разорены материально, но обогатились духовно. Старый князь Болконский, не выдержав нашествия на родную землю, умирает со словами: «Погибла Россия… Погубили»
Лучшие семьи России. Так, наверно считал Толстой, бесконечно любя столь разные миры Ростовых и Болконских. И недаром в них, в любимых семьях, проглядывают черты столь любимых писателем людей. Мамы, которая умерла рано, - в облике некрасивой, но прекрасной Марии, отца – в облике героя войны 1812 года Николая Ростова, деда по материнской линии – в образе умнейшего человека России князя Николая Болконского.
«Мир спасется красотой», - сказал Достоевский. Но какой? Красотой души, отношений, поступков. Наверное, так. Все это рождается в семье.

VI. Рефлексия. Письменный ответ на вопрос: «После урока я понял, что…» (что понял, о том и напиши).

Использованная литература:

1. Ильин Е.Н. «Искусство Общения», М. 1982

2. Ильин Е.Н. «Рождение урока», М. 1986

3. Маранцман В.Г. Литература: Учебное пособие для 9 кл. средней школы—
М.: Просвещение, 1992.

Источник: http://Ильин Е.Н. «Искусство Общения», М. 1986
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталья_Алипова (2011-02-15) | Автор: Крючкова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 3282 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 11:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru