Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Использование ИКТ на уроках литературы
Мукашева Г.О. СШ№8 г Семей

Использование мультимедийных средств на уроках литературы.

В настоящее время многие исследователи озабочены разработкой новой, более усовершенствованной системы образования и развития человека. Современная практика образования уже исчерпала традиционные методы обучения и стремится найти и разработать новые приемы воздействия на развитие человека. Необходимость инновационного подхода вызвана несоответствием темпов развития школы темпам общественного прогресса. Наступление эры «быстрого развития», информационной революции придает особый вес знаниям во всех видах человеческой деятельности, которые обеспечивают рост новаторства, оперативности управления, способности быстро реагировать на перемены, создавать новейшие технологии, избегать информационной изоляции. В этих условиях от учителей и учащихся требуется высокая готовность к неопределенному будущему, когда обеспечиваются высокие уровни развития исследовательской культуры в инновационных ситуациях. И сегодня решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека, играет информация. И именно применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения является одним из направлений, реализующих основную цель современной школы: развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном пространстве. Использование информационно-коммуникационных технологии на уроках русского языка и литературы способствует повышению творческой активности участников образовательного процесса и достижению главной цели обучения русскому языку и литературы: формированию языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся; воспитанию чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности речи. В процессе обучения с помощью ИКТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор.(слайд 3).При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Впервые возникает такая ситуация, когда ИКТ обучения становятся основным инструментам дальнейшей профессиональной деятельности человека. При использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием информационно - коммуникационной технологией. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе. Время требует творческой активности и от учителя, и от ученика. Школа давно уже и с различной степенью успешности предлагает “встречное движение” в познавательном процессе (от учителя к ученику и от ученика к учителю.
Как известно, если классифицировать уроки по цели организации занятий, то их можно разделить на несколько типов, каждый из которых с помощью компьютерных технологий можно превратить в незабываемое путешествие, приключение, соревнование, экскурсию, получая большую самоотдачу и высокое качество знаний со стороны учащихся.
1. Уроки изучения нового материала можно совместить с ярким слайд- шоу, презентацией нового материала.
2. Урок закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков. Учащиеся старшего и среднего звена при закреплении пройденного материала на уроках русского языка работают на компьютере, составляя схемы, заполняя таблицы.Можно дать задания на исправление ошибок, проставление орфограмм. С помощью компьютера возможно составление схем, а также их быстрый просмотр с помощью учительского компьютера.
3. На этапе формирования новых понятий и способов действия необходимо использовать программы, составляя слайды, тесты, таблицы.
4. На уроках контроля и коррекции знаний используется компьютер для проведения тестирования, словарного диктанта, по которым можно сделать вывод о готовности учеников к восприятию материала, обобщению усвоенных знаний по пройденной теме, об уровне усвоения нового материала.(слайд 4)
Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеоматериалов. Поскольку наша литература тесно связана с другими видами искусства , использование последних технических средств становится все более актуальным.
Умелое использование ИКТ на уроках не только повышает ихэффективность,
но , в первую очередь , способствует повышению познавательных потребностей учеников.
Познакомившись со статьями , разработками , информацией на сайтах Internet и наработав наш небольшой опыт использования ИКТ при подготовке и проведении уроков литературы , мы столкнулись с проблемой отсутствия методических рекомендаций по подготовке и проведению уроков разного типа и вида. Возникли вопросы : как методически правильно создать урок-презентацию по изучению биографии писателя , используя не только иллюстративный метод обучения, но и частично –поисковый? Как совместить на уроке информациционно-коммуникационную технологию и технологию проблемного обучения?
Типология уроков литературы дана в пособии для учителя «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы».[ 3]
Н.И.Кудряшев выделяет три типа уроков литературы :
1)уроки изучения художественных произведений;
2)уроки изучения основ теории и истории литературы;
3)уроки развития речи.
Типология уроков основывается, прежде всего, на структуре литературы как учебного предмета, хотя данная типология не предполагает использование ИКТ на уроках литературы. Наши уроки отличаются от уроков перечисленных выше типов и видов , так как ориентированы на современную систему преподавания литературы.
Остановимся на уроках изучения биографии писателя с использованием ИКТ.
Уроки изучения биографии писателя – самые распространенные из уроков с использованием ИКТ , так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал(фотографии , репродукции , иллюстрации), который можно найти в сети Internet , на диске «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» , помещать тексты цитат писателей , высказывание современников.
Цель урока –презентации по биографии писателя- способствовать созданию живого , яркого , порой противоречивого образа писателя.
Формы проведения – лекция учителя , сообщения учеников , семинар , сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста , проверяющего качество усвоения материала , беседы, письменной работы.
Форма организации деятельности : аудиальное , визуальное, кинестетическое восприятие информации и рефлексия в форме беседы, теста , письменного ответа.(слайд5)
Отбор материала , изучаемого на уроке , и формирование слайдов могут происходить по тематическому принципу и по жизненным этапам. Например, презентация к уроку «Жизнь творчество Л.Н.Толстого» составлена по хронологическому принципу :
 детство,отрочество,юность;(Слайд 6-12)


 военная служба на Кавказе. Крымская кампания.


 Петербург, заграничные путешествия ,педагогика;


 Женитьба



 Перелом



 уход


 Яснополянский музей, карта Ясной Поляны



При создании презентации данного вида уроков необходимо избегать перенасыщенности слайдов текстом , так как это затруднит восприятие материала. Показ слайдов сопровождается рассказом учителя или ученика.
Возможно создание слайдов с гиперссылками.
Раздаточным материалом могут быть тексты произведений , высказывания современников о личности писателя.
Естественно , что использование современной техники на каждом уроке нереально , да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность ,но, в первую очередь способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом , чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным , уместным и интересным для учащихся.
Эффективность любого урока определяется не тем, что даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. В заключении хочется отметить, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Уроки литературы – это уроки творчества, вдохновения, погружения в мир автора, это праздник души. Потому использование ИКТ не должно стать самоцелью. ИКТ должны стать, прежде всего, помощниками, и использование их на уроках должно быть целесообразным, правильным и, может быть, даже, осторожным.(слайд 13)



ЛИТЕРАТУРА

1. Айтмухамбетов С. Боранбаев С. Применение новых инфрмационных
технологий в обучении.// Высшая школа К-на 1999, №5.с37-39
2. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Инф-ка и
обр- е 1986 №1,с18-22
3. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.// Пособие для учителя.
3. Мокеев Н. Информационное общество как этап новейшей истории//Свободная мысль,1996,№1,с81-83
4. Новые педагогические и информационные технологии в сис¬теме образования / Под. редакцией Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999.-2 72 с.
5. Севрук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок. // Школь¬ные технологии. - М., 2004. № 2. С. 200-208.
6. Стратегия модернизации содержания общего образования: Ма¬териалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.: 2001.
7 .Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Akma0015411 (2012-01-30) | Автор: Мукашева Гулжан Омарбековна
Просмотров: 4505 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 9:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru