Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по роману Ф.М. Достоевского "Белые ночи"
Тема урока: «Образ Мечтателя сквозь призму отношений…»
Цель урока: рассмотреть образ мечтателя сквозь призму отношений, выяснить: был ли Мечтатель счастлив?
Задачи: обучающие: выявить особенности образа мечтателя; формировать навыки анализа текста, навыки сравнительного анализа героев и аналитического чтения текста;
развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие ИК компетенции, ассоциативное мышление, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.
воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, добросовестности, любознательности, умения видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, составленная учителем, раздаточный материал (отрывки из критических статей, материал для работы с картинами по повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”. Листочки с записями (6шт), кнопки (или магниты), словарь Ожегова
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.
Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский
Ход урока
I. Организация класса (Вводная часть). Приветствие, сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.
- Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового?
Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. И нам неведомо, что скрыто у каждого внутри… А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Этот поистине гениальный писатель. (СЛАЙД)
1848 год. Достоевскому 26 лет. А он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения, уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. А впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг, поэт Алексей Плещеев.
Да и ночи тогда стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей…. (СЛАЙД)
2) Поэтическая «пятиминутка» (Уч-ца под запись инструмент. музыки читает
Город спит, окутан мглою
Чуть мерцают фонари…
Там далеко, за Невою,
Вижу отблески зари
В этом дальнем отраженье,
В этих проблесках огня
Притаилось пробужденье
Дней тоскливых для меня… (А.Блок)
В 1848 году в журнале «Отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». –
(СЛАЙД) - Ребята, запишем в тетрадь тему урока:
«Образ Мечтателя сквозь призму отношений…»
-Ребята, я просила вас разделиться на 3 группы: исследователи, психологи, читатели… Каждой группе будет адресован вопрос.

(СЛАЙД) Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.)
«Белые ночи». Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.
- Небольшой роман и такое необычное название. Наверно, это не случайно? Как вы думаете, что скрывает в себе это название?
ИССЛЕДОВАТЕЛИ. В этом названии семь слов. Критик Дружинин А. В. счёл название “немного странным и хитросплетённым”. Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”.
Как справедливо замечает литературовед Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”.
- И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского.
(СЛАЙД) – Что это за явление: белые ночи?
ПСИХОЛОГИ Н. Долинина в книге «Предисловие к Достоевскому» одну из глав называет «Фантастический мир Петербурга». Замечено, что многие люди представляют белые ночи как соединение ночи и дня. И эта двойственность производит фантастическое впечатление призрачности.
(СЛАЙД 1) - С чем у вас ассоциируется белый цвет? О чём говорит нам этот эпитет? (С одной стороны есть указание на место, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь”
- А тут ведь ещё не просто ночи, а белые.)
2. Исследователи Оксюморонное сочетание “белые ночи” помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов.
3.- А если перевести название перевести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». (В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.)
– Обратим внимание на особенности композиции романа. Когда всё действие романа происходит? ( ночью).
- Есть ли в романе привычное деление на главы? (В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи)
- Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею)
–В романе разлито какое-то всевластие ночи. В произведении, состоящем из четырёх “ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно “утро”. Как соотносятся ночь и день в романе?
ЧИТАТЕЛИ. Возникает контраст дня и ночи. В романе Мечтатель так и говорит : А все-таки моя ночь была лучше дня! ”.
- ПОЧЕМУ? (потому что закончились мечты)
(СЛАЙД) - С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. (Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза.)
– Ребята, а что такое мечта?
ИССЛЕДОВАТЕЛИ: Обратимся к словарю Ожегова С.И. (1.Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2.Предмет желаний, стремлений) (СЛАЙД 1)
– А когда мы мечтаем? (Когда нам хочется что-то в жизни изменить)
Читатели – Кто является повествователем в романе? (Мечтатель)
СЛАЙД 2 Обратимся к словарю Ожегова С.И МЕЧТАТЕЛЬ - тот, кто предается мечтам, фантазер.
- Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему?
(От 1-го лица. Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание).
-- Кто нам видится и слышится в образе Мечтателя? ( сам автор)
ИССЛЕДОВАТЕЛИ: Достоевский. Он вспоминал позднее в своих статьях : «Я был тогда страшным мечтателем. И чего я не перемечтал в моем юношестве...»
СЛАЙД – Что вы можете сказать о герое - Мечтателе? (зачитать) Расскажите коротко о жизни Мечтателя (ответы). (Одинокий, застенчивый, скромный человек. Мы видим в начале романа, как мечтатель разговаривает с домами, которые для него добрые знакомые, мы не знаем его имени. Он 8 лет живет в Петербурге, но так и не завел знакомых. Много раз влюблялся, но только в мечтах).
- О чём мечтает герой? ( Поверите ли, ни одной женщины, никогда, никогда! Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь. Ах, если б вы знали, сколько раз я был влюблен таким образом!..)
– Как вы считаете, в романе только один мечтатель?
СЛАЙД (Нет. Настеньку мы тоже можем назвать мечтательницей. (ЗАЧИТАТЬ )
- Что столкнуло этих двух людей – мечтателей вместе? (они оба искали чувство, способное спасти их от одиночества, они искали счастья)
- Итак, а был ли Счастливым человеком Мечтатель?
Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока.
Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. Итоги сравниваются в конце урока.

- Что это такое счастье? СЛАЙД 1
ИССЛЕДОВАТЕЛИ: Обратимся к толковому словарю Ожегова: (запись сделана на доске)
Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения;
2) Успех и удача.
- Ребята, каждый человек понимает слово счастье по- своему, но есть и общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей.
СЛАЙД 2 Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой.
СЛАЙД - ПСИХОЛОГИ -- Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале?
( Одиночество - Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми,)
- В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю. Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории).
- Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека?
(Нет) (ответ вывешивается на доску).
– Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире? (Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам, “всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”) Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так? Есть ли в этом элемент одиночества человека в обществе?
– Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время? (– “В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)
Учитель: Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям). Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви. ЗАЧИТАТЬ. (Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.)
- Однажды Судьба послала ему встречу. (Зачитайте.)
СЛАЙД 1 Читатели : - Каким было настроение Мечтателя в ночь перед встречей с Настенькой? (Хорошим, весёлым).
СЛАЙД 2 (Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость.)
–Почему Настенька оказалась на мосту? (Она ждала своего любимого, с которым договорилась встретиться на этом мосту через год.)
Психологи: Что происходило с Мечтателем в тот момент, когда он увидел Настеньку? СЛАЙД 3 а.(Сердце мое трепетало, как у пойманной птички)
б.(Благословляю судьбу за превосходную сучковатую палку, которая случилась на этот раз в моей правой руке.)
в. О незваный господин! как я благословлял тебя в эту минуту!
ПСИХОЛОГИ- ЧТО ОН ЧУВСТВОВАЛ В ЭТИ МИНУТЫ?
(Боже мой! У меня сердце сжалось. И как я ни робок с женщинами, но ведь это была такая минута!..) Точно сон, а я даже и во сне не гадал, что когда-нибудь буду говорить хоть с какой-нибудь женщиной.
– Какое условие поставила Настенька перед героем в первую ночь, когда они познакомились? (На дружбу я готова, а влюбляться нельзя…. )
- Почему? (ПСИХОЛОГИ) (Потому что она уже влюблена, первая любовь- самое яркое чувство, которое сохраняется на всю жизнь. Я думаю, она не хотела портить впечатление об этом чувстве)
СЛАЙД 1 - Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да). ЗАЧИТАТЬ.
СЛАЙД 2 (“Первое свидание” Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?)
- Как мечтатель воспринимает город?
(ответы: Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо. Мечтатель наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города).
- Почему? (Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет.)
- Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека?
(Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом).
Герой начинает встречаться с Настенькой.
- Что привлекло героя в Настеньке? (Что она не хозяйка. Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.) Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.
- Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя? (Неустроенный быт).
- Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком?
(Нет). (На доску прикрепляем лист: «неустроенный быт»).
СЛАЙД - А какова история Настеньки? ( По контрасту изображена Достоевским Настенька. Она проста, добра, чиста, способна на глубокое чувство. Настенька – как бы зародыш противоречивого и увлекающегося женского характера. Настенька не может понять, как этот человек – свободный, никем и ничем не стесняемый, – может жить один в своем углу, как заключенный. Что-то ненастоящее, книжное чудится ей в каждом слове героя.)
- Что сближает её с Мечтателем? (Одиночество, круг чтения, мечты).
- О чём мечтает Настенька? (ответы).
СЛАЙД 1- В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого. Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ).
- А любил ли главный герой кого-нибудь до неё? (мечту, идеал).
– Сдержал ли обещание не влюбляться Мечтатель? Почему? (Нет. Возможно, это первое реальное чувство, которое он испытал.)
СЛАЙД 2 - И вот казалось, что счастье близко… Что произошло?
- Но почему же мечтатель не подумал о себе, о своём будущем, даже не попытался ничего сделать, чтобы Настенька осталась с ним?
Девушка ждала встречи со своим возлюбленным и хотела просто поделиться своим счастьем с новым знакомым. Она любила мечтателя как друга, даже как брата, и он согласен был принять от нее и эти чувства. Мечтатель в силу своей душевной чистоты даже мысли не допускал о том, чтобы как-то завоевать девушку отбить ее у счастливого соперника. Оба ждали появления третьего, только одна с предвкушением счастья, а другой с тайной тоской.

СЛАЙД - Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? (ЗАЧИТАТЬ)
(Любил, когда любишь – желаешь человеку добра).

Ребята, у поэтессы Вероники Тушновой есть такие строки:
Улыбаюсь, а сердце плачет
В одинокие вечера
Я люблю тебя, это значит –
Я желаю тебе добра.
-А вот как сказал Л. Н.Толстой: Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.
СЛАЙД - У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»). (ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА)
УЧИТЕЛЬ: - Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни.
Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи.
СЛАЙД - Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя? (Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого.)
- Психологи: какое было состояние души у Мечтателя в этот момент? (“Утро. Письмо Настеньки” Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо.
– Касатик! а касатик! – начала Матрёна.
– Что, старуха?
– А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору…
СЛАЙД ПСИХОЛОГИ: Как меняется душевное состояние героя после прочтения письма? (выразительное чтение)
Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам.
( ” Сегодня день был печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие тёмные ощущения, такие ещё не ясные для меня вопросы толпятся в моей голове, – а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить.)
— Как вы относитесь к чувствам и поведению Настеньки? Искренна ли она в своем братском отношении к герою?
- За что благодарен Мечтатель своей любимой? (Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире, т.е. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой.
(“Анастасия” в переводе с греческого означает “воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя.
- Итак, герой испытал безответную любовь
Ответ вывешивается на доску.
- Счастлив ли он? (Нет). Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию – Одиночеству.
- Какую композиционную особенность можно увидеть в романе? (кольцевая композиция)
СЛАЙД - Какие КАЧЕСТВА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЖНО ОТНЕСТИ К МЕЧТАТЕЛЮ
- Сделайте вывод: какой же перед нами человек?
( С одной стороны, перед нами добрый, отзывчивый, с открытой душой молодой человек. С другой стороны, этот герой подобен улитке, которая «селится большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от живого света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу…»)
- Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии?
- Так счастливый ли человек Мечтатель?
(Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску). (Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение).
«Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?»
СЛАЙД - Какова роль эпиграфа к произведению?

Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья!
(последний лист вывешивается на доску).
И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар.
А это не всем дано.
СЛАЙД УЧИТЕЛЬ: Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского.
НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О ТОЙ ОПАСНОЙ ЧЕРТЕ, КОТОРАЯ РАЗДЕЛЯЕТ
МЕЧТУ И РЕАЛЬНОСТЬ.
Нельзя замыкаться в одиночестве. Надо любить!

Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее.
ВЫВОД: «Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в мире, о его несостоявшемся счастье. «Белые ночи» — это из самых светлых и поэтических произведений писателя.
Повести Достоевского учат нас понимать жизнь в различных ее проявлениях, находить в ней истинные ценности

СЛАЙД РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД Домашнее задание: ( ответить письменно на один из вопросов )
1. Как вы думаете, как сложилась дальнейшая судьба Мечтателя?
2. Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни?

СЛАЙД Мечтайте… и мечты сбудутся
- Сам Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Ольга9726 (2012-03-24) | Автор: Спирочкина Ольга Владимировна E
Просмотров: 15788 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.5/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru