Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема урока: «Образ Мечтателя сквозь призму отношений…» Цель урока: рассмотреть образ мечтателя сквозь призму отношений, выяснить: был ли Мечтатель счастлив? Задачи: обучающие: выявить особенности образа мечтателя; формировать навыки анализа текста, навыки сравнительного анализа героев и аналитического чтения текста; развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие ИК компетенции, ассоциативное мышление, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение. воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, добросовестности, любознательности, умения видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, составленная учителем, раздаточный материал (отрывки из критических статей, материал для работы с картинами по повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”. Листочки с записями (6шт), кнопки (или магниты), словарь Ожегова Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей. Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский Ход урока I. Организация класса (Вводная часть). Приветствие, сообщение темы и цели урока. II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя. - Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. И нам неведомо, что скрыто у каждого внутри… А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Этот поистине гениальный писатель. (СЛАЙД) 1848 год. Достоевскому 26 лет. А он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения, уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. А впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг, поэт Алексей Плещеев. Да и ночи тогда стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей…. (СЛАЙД) 2) Поэтическая «пятиминутка» (Уч-ца под запись инструмент. музыки читает Город спит, окутан мглою Чуть мерцают фонари… Там далеко, за Невою, Вижу отблески зари В этом дальнем отраженье, В этих проблесках огня Притаилось пробужденье Дней тоскливых для меня… (А.Блок) В 1848 году в журнале «Отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». – (СЛАЙД) - Ребята, запишем в тетрадь тему урока: «Образ Мечтателя сквозь призму отношений…» -Ребята, я просила вас разделиться на 3 группы: исследователи, психологи, читатели… Каждой группе будет адресован вопрос. (СЛАЙД) Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.) «Белые ночи». Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя. - Небольшой роман и такое необычное название. Наверно, это не случайно? Как вы думаете, что скрывает в себе это название? ИССЛЕДОВАТЕЛИ. В этом названии семь слов. Критик Дружинин А. В. счёл название “немного странным и хитросплетённым”. Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает литературовед Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. - И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского. (СЛАЙД) – Что это за явление: белые ночи? ПСИХОЛОГИ Н. Долинина в книге «Предисловие к Достоевскому» одну из глав называет «Фантастический мир Петербурга». Замечено, что многие люди представляют белые ночи как соединение ночи и дня. И эта двойственность производит фантастическое впечатление призрачности. (СЛАЙД 1) - С чем у вас ассоциируется белый цвет? О чём говорит нам этот эпитет? (С одной стороны есть указание на место, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” - А тут ведь ещё не просто ночи, а белые.) 2. Исследователи Оксюморонное сочетание “белые ночи” помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов. 3.- А если перевести название перевести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». (В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.) – Обратим внимание на особенности композиции романа. Когда всё действие романа происходит? ( ночью). - Есть ли в романе привычное деление на главы? (В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи) - Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею) –В романе разлито какое-то всевластие ночи. В произведении, состоящем из четырёх “ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно “утро”. Как соотносятся ночь и день в романе? ЧИТАТЕЛИ. Возникает контраст дня и ночи. В романе Мечтатель так и говорит : А все-таки моя ночь была лучше дня! ”. - ПОЧЕМУ? (потому что закончились мечты) (СЛАЙД) - С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. (Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза.) – Ребята, а что такое мечта? ИССЛЕДОВАТЕЛИ: Обратимся к словарю Ожегова С.И. (1.Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2.Предмет желаний, стремлений) (СЛАЙД 1) – А когда мы мечтаем? (Когда нам хочется что-то в жизни изменить) Читатели – Кто является повествователем в романе? (Мечтатель) СЛАЙД 2 Обратимся к словарю Ожегова С.И МЕЧТАТЕЛЬ - тот, кто предается мечтам, фантазер. - Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему? (От 1-го лица. Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание). -- Кто нам видится и слышится в образе Мечтателя? ( сам автор) ИССЛЕДОВАТЕЛИ: Достоевский. Он вспоминал позднее в своих статьях : «Я был тогда страшным мечтателем. И чего я не перемечтал в моем юношестве...» СЛАЙД – Что вы можете сказать о герое - Мечтателе? (зачитать) Расскажите коротко о жизни Мечтателя (ответы). (Одинокий, застенчивый, скромный человек. Мы видим в начале романа, как мечтатель разговаривает с домами, которые для него добрые знакомые, мы не знаем его имени. Он 8 лет живет в Петербурге, но так и не завел знакомых. Много раз влюблялся, но только в мечтах). - О чём мечтает герой? ( Поверите ли, ни одной женщины, никогда, никогда! Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь. Ах, если б вы знали, сколько раз я был влюблен таким образом!..) – Как вы считаете, в романе только один мечтатель? СЛАЙД (Нет. Настеньку мы тоже можем назвать мечтательницей. (ЗАЧИТАТЬ ) - Что столкнуло этих двух людей – мечтателей вместе? (они оба искали чувство, способное спасти их от одиночества, они искали счастья) - Итак, а был ли Счастливым человеком Мечтатель? Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока. Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. Итоги сравниваются в конце урока. - Что это такое счастье? СЛАЙД 1 ИССЛЕДОВАТЕЛИ: Обратимся к толковому словарю Ожегова: (запись сделана на доске) Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения; 2) Успех и удача. - Ребята, каждый человек понимает слово счастье по- своему, но есть и общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей. СЛАЙД 2 Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой. СЛАЙД - ПСИХОЛОГИ -- Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале? ( Одиночество - Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми,) - В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю. Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории). - Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека? (Нет) (ответ вывешивается на доску). – Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире? (Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам, “всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”) Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так? Есть ли в этом элемент одиночества человека в обществе? – Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время? (– “В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”) Учитель: Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям). Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви. ЗАЧИТАТЬ. (Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.) - Однажды Судьба послала ему встречу. (Зачитайте.) СЛАЙД 1 Читатели : - Каким было настроение Мечтателя в ночь перед встречей с Настенькой? (Хорошим, весёлым). СЛАЙД 2 (Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость.) –Почему Настенька оказалась на мосту? (Она ждала своего любимого, с которым договорилась встретиться на этом мосту через год.) Психологи: Что происходило с Мечтателем в тот момент, когда он увидел Настеньку? СЛАЙД 3 а.(Сердце мое трепетало, как у пойманной птички) б.(Благословляю судьбу за превосходную сучковатую палку, которая случилась на этот раз в моей правой руке.) в. О незваный господин! как я благословлял тебя в эту минуту! ПСИХОЛОГИ- ЧТО ОН ЧУВСТВОВАЛ В ЭТИ МИНУТЫ? (Боже мой! У меня сердце сжалось. И как я ни робок с женщинами, но ведь это была такая минута!..) Точно сон, а я даже и во сне не гадал, что когда-нибудь буду говорить хоть с какой-нибудь женщиной. – Какое условие поставила Настенька перед героем в первую ночь, когда они познакомились? (На дружбу я готова, а влюбляться нельзя…. ) - Почему? (ПСИХОЛОГИ) (Потому что она уже влюблена, первая любовь- самое яркое чувство, которое сохраняется на всю жизнь. Я думаю, она не хотела портить впечатление об этом чувстве) СЛАЙД 1 - Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да). ЗАЧИТАТЬ. СЛАЙД 2 (“Первое свидание” Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?) - Как мечтатель воспринимает город? (ответы: Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо. Мечтатель наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города). - Почему? (Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет.) - Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека? (Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом). Герой начинает встречаться с Настенькой. - Что привлекло героя в Настеньке? (Что она не хозяйка. Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.) Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни. - Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя? (Неустроенный быт). - Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком? (Нет). (На доску прикрепляем лист: «неустроенный быт»). СЛАЙД - А какова история Настеньки? ( По контрасту изображена Достоевским Настенька. Она проста, добра, чиста, способна на глубокое чувство. Настенька – как бы зародыш противоречивого и увлекающегося женского характера. Настенька не может понять, как этот человек – свободный, никем и ничем не стесняемый, – может жить один в своем углу, как заключенный. Что-то ненастоящее, книжное чудится ей в каждом слове героя.) - Что сближает её с Мечтателем? (Одиночество, круг чтения, мечты). - О чём мечтает Настенька? (ответы). СЛАЙД 1- В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого. Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ). - А любил ли главный герой кого-нибудь до неё? (мечту, идеал). – Сдержал ли обещание не влюбляться Мечтатель? Почему? (Нет. Возможно, это первое реальное чувство, которое он испытал.) СЛАЙД 2 - И вот казалось, что счастье близко… Что произошло? - Но почему же мечтатель не подумал о себе, о своём будущем, даже не попытался ничего сделать, чтобы Настенька осталась с ним? Девушка ждала встречи со своим возлюбленным и хотела просто поделиться своим счастьем с новым знакомым. Она любила мечтателя как друга, даже как брата, и он согласен был принять от нее и эти чувства. Мечтатель в силу своей душевной чистоты даже мысли не допускал о том, чтобы как-то завоевать девушку отбить ее у счастливого соперника. Оба ждали появления третьего, только одна с предвкушением счастья, а другой с тайной тоской. СЛАЙД - Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? (ЗАЧИТАТЬ) (Любил, когда любишь – желаешь человеку добра). Ребята, у поэтессы Вероники Тушновой есть такие строки: Улыбаюсь, а сердце плачет В одинокие вечера Я люблю тебя, это значит – Я желаю тебе добра. -А вот как сказал Л. Н.Толстой: Любить - значит жить жизнью того, кого любишь. СЛАЙД - У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»). (ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА) УЧИТЕЛЬ: - Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни. Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи. СЛАЙД - Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя? (Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого.) - Психологи: какое было состояние души у Мечтателя в этот момент? (“Утро. Письмо Настеньки” Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо. – Касатик! а касатик! – начала Матрёна. – Что, старуха? – А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору… СЛАЙД ПСИХОЛОГИ: Как меняется душевное состояние героя после прочтения письма? (выразительное чтение) Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам. ( ” Сегодня день был печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие тёмные ощущения, такие ещё не ясные для меня вопросы толпятся в моей голове, – а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить.) — Как вы относитесь к чувствам и поведению Настеньки? Искренна ли она в своем братском отношении к герою? - За что благодарен Мечтатель своей любимой? (Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире, т.е. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. (“Анастасия” в переводе с греческого означает “воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя. - Итак, герой испытал безответную любовь Ответ вывешивается на доску. - Счастлив ли он? (Нет). Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию – Одиночеству. - Какую композиционную особенность можно увидеть в романе? (кольцевая композиция) СЛАЙД - Какие КАЧЕСТВА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЖНО ОТНЕСТИ К МЕЧТАТЕЛЮ - Сделайте вывод: какой же перед нами человек? ( С одной стороны, перед нами добрый, отзывчивый, с открытой душой молодой человек. С другой стороны, этот герой подобен улитке, которая «селится большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от живого света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу…») - Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии? - Так счастливый ли человек Мечтатель? (Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску). (Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение). «Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?» СЛАЙД - Какова роль эпиграфа к произведению? Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! (последний лист вывешивается на доску). И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. А это не всем дано. СЛАЙД УЧИТЕЛЬ: Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О ТОЙ ОПАСНОЙ ЧЕРТЕ, КОТОРАЯ РАЗДЕЛЯЕТ МЕЧТУ И РЕАЛЬНОСТЬ. Нельзя замыкаться в одиночестве. Надо любить! Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее. ВЫВОД: «Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в мире, о его несостоявшемся счастье. «Белые ночи» — это из самых светлых и поэтических произведений писателя. Повести Достоевского учат нас понимать жизнь в различных ее проявлениях, находить в ней истинные ценности СЛАЙД РЕФЛЕКСИЯ СЛАЙД Домашнее задание: ( ответить письменно на один из вопросов ) 1. Как вы думаете, как сложилась дальнейшая судьба Мечтателя? 2. Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни? СЛАЙД Мечтайте… и мечты сбудутся - Сам Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели». | |
Просмотров: 15788 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|