Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по роману Ф.М. Достоевского "Белые ночи"
Тема урока: «Образ Мечтателя сквозь призму отношений…»
Цель урока: рассмотреть образ мечтателя сквозь призму отношений, выяснить: был ли Мечтатель счастлив?
Задачи: обучающие: выявить особенности образа мечтателя; формировать навыки анализа текста, навыки сравнительного анализа героев и аналитического чтения текста;
развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие ИК компетенции, ассоциативное мышление, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.
воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, добросовестности, любознательности, умения видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, составленная учителем, раздаточный материал (отрывки из критических статей, материал для работы с картинами по повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”. Листочки с записями (6шт), кнопки (или магниты), словарь Ожегова
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.
Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский
Ход урока
I. Организация класса (Вводная часть). Приветствие, сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.
- Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового?
Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. И нам неведомо, что скрыто у каждого внутри… А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Этот поистине гениальный писатель. (СЛАЙД)
1848 год. Достоевскому 26 лет. А он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения, уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. А впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг, поэт Алексей Плещеев.
Да и ночи тогда стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей…. (СЛАЙД)
2) Поэтическая «пятиминутка» (Уч-ца под запись инструмент. музыки читает
Город спит, окутан мглою
Чуть мерцают фонари…
Там далеко, за Невою,
Вижу отблески зари
В этом дальнем отраженье,
В этих проблесках огня
Притаилось пробужденье
Дней тоскливых для меня… (А.Блок)
В 1848 году в журнале «Отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». –
(СЛАЙД) - Ребята, запишем в тетрадь тему урока:
«Образ Мечтателя сквозь призму отношений…»
-Ребята, я просила вас разделиться на 3 группы: исследователи, психологи, читатели… Каждой группе будет адресован вопрос.

(СЛАЙД) Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.)
«Белые ночи». Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.
- Небольшой роман и такое необычное название. Наверно, это не случайно? Как вы думаете, что скрывает в себе это название?
ИССЛЕДОВАТЕЛИ. В этом названии семь слов. Критик Дружинин А. В. счёл название “немного странным и хитросплетённым”. Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”.
Как справедливо замечает литературовед Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”.
- И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского.
(СЛАЙД) – Что это за явление: белые ночи?
ПСИХОЛОГИ Н. Долинина в книге «Предисловие к Достоевскому» одну из глав называет «Фантастический мир Петербурга». Замечено, что многие люди представляют белые ночи как соединение ночи и дня. И эта двойственность производит фантастическое впечатление призрачности.
(СЛАЙД 1) - С чем у вас ассоциируется белый цвет? О чём говорит нам этот эпитет? (С одной стороны есть указание на место, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь”
- А тут ведь ещё не просто ночи, а белые.)
2. Исследователи Оксюморонное сочетание “белые ночи” помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов.
3.- А если перевести название перевести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». (В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.)
– Обратим внимание на особенности композиции романа. Когда всё действие романа происходит? ( ночью).
- Есть ли в романе привычное деление на главы? (В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи)
- Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею)
–В романе разлито какое-то всевластие ночи. В произведении, состоящем из четырёх “ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно “утро”. Как соотносятся ночь и день в романе?
ЧИТАТЕЛИ. Возникает контраст дня и ночи. В романе Мечтатель так и говорит : А все-таки моя ночь была лучше дня! ”.
- ПОЧЕМУ? (потому что закончились мечты)
(СЛАЙД) - С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. (Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза.)
– Ребята, а что такое мечта?
ИССЛЕДОВАТЕЛИ: Обратимся к словарю Ожегова С.И. (1.Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2.Предмет желаний, стремлений) (СЛАЙД 1)
– А когда мы мечтаем? (Когда нам хочется что-то в жизни изменить)
Читатели – Кто является повествователем в романе? (Мечтатель)
СЛАЙД 2 Обратимся к словарю Ожегова С.И МЕЧТАТЕЛЬ - тот, кто предается мечтам, фантазер.
- Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему?
(От 1-го лица. Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание).
-- Кто нам видится и слышится в образе Мечтателя? ( сам автор)
ИССЛЕДОВАТЕЛИ: Достоевский. Он вспоминал позднее в своих статьях : «Я был тогда страшным мечтателем. И чего я не перемечтал в моем юношестве...»
СЛАЙД – Что вы можете сказать о герое - Мечтателе? (зачитать) Расскажите коротко о жизни Мечтателя (ответы). (Одинокий, застенчивый, скромный человек. Мы видим в начале романа, как мечтатель разговаривает с домами, которые для него добрые знакомые, мы не знаем его имени. Он 8 лет живет в Петербурге, но так и не завел знакомых. Много раз влюблялся, но только в мечтах).
- О чём мечтает герой? ( Поверите ли, ни одной женщины, никогда, никогда! Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь. Ах, если б вы знали, сколько раз я был влюблен таким образом!..)
– Как вы считаете, в романе только один мечтатель?
СЛАЙД (Нет. Настеньку мы тоже можем назвать мечтательницей. (ЗАЧИТАТЬ )
- Что столкнуло этих двух людей – мечтателей вместе? (они оба искали чувство, способное спасти их от одиночества, они искали счастья)
- Итак, а был ли Счастливым человеком Мечтатель?
Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока.
Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. Итоги сравниваются в конце урока.

- Что это такое счастье? СЛАЙД 1
ИССЛЕДОВАТЕЛИ: Обратимся к толковому словарю Ожегова: (запись сделана на доске)
Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения;
2) Успех и удача.
- Ребята, каждый человек понимает слово счастье по- своему, но есть и общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей.
СЛАЙД 2 Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой.
СЛАЙД - ПСИХОЛОГИ -- Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале?
( Одиночество - Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми,)
- В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю. Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории).
- Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека?
(Нет) (ответ вывешивается на доску).
– Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире? (Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам, “всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”) Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так? Есть ли в этом элемент одиночества человека в обществе?
– Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время? (– “В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)
Учитель: Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям). Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви. ЗАЧИТАТЬ. (Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.)
- Однажды Судьба послала ему встречу. (Зачитайте.)
СЛАЙД 1 Читатели : - Каким было настроение Мечтателя в ночь перед встречей с Настенькой? (Хорошим, весёлым).
СЛАЙД 2 (Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость.)
–Почему Настенька оказалась на мосту? (Она ждала своего любимого, с которым договорилась встретиться на этом мосту через год.)
Психологи: Что происходило с Мечтателем в тот момент, когда он увидел Настеньку? СЛАЙД 3 а.(Сердце мое трепетало, как у пойманной птички)
б.(Благословляю судьбу за превосходную сучковатую палку, которая случилась на этот раз в моей правой руке.)
в. О незваный господин! как я благословлял тебя в эту минуту!
ПСИХОЛОГИ- ЧТО ОН ЧУВСТВОВАЛ В ЭТИ МИНУТЫ?
(Боже мой! У меня сердце сжалось. И как я ни робок с женщинами, но ведь это была такая минута!..) Точно сон, а я даже и во сне не гадал, что когда-нибудь буду говорить хоть с какой-нибудь женщиной.
– Какое условие поставила Настенька перед героем в первую ночь, когда они познакомились? (На дружбу я готова, а влюбляться нельзя…. )
- Почему? (ПСИХОЛОГИ) (Потому что она уже влюблена, первая любовь- самое яркое чувство, которое сохраняется на всю жизнь. Я думаю, она не хотела портить впечатление об этом чувстве)
СЛАЙД 1 - Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да). ЗАЧИТАТЬ.
СЛАЙД 2 (“Первое свидание” Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?)
- Как мечтатель воспринимает город?
(ответы: Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо. Мечтатель наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города).
- Почему? (Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет.)
- Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека?
(Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом).
Герой начинает встречаться с Настенькой.
- Что привлекло героя в Настеньке? (Что она не хозяйка. Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.) Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.
- Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя? (Неустроенный быт).
- Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком?
(Нет). (На доску прикрепляем лист: «неустроенный быт»).
СЛАЙД - А какова история Настеньки? ( По контрасту изображена Достоевским Настенька. Она проста, добра, чиста, способна на глубокое чувство. Настенька – как бы зародыш противоречивого и увлекающегося женского характера. Настенька не может понять, как этот человек – свободный, никем и ничем не стесняемый, – может жить один в своем углу, как заключенный. Что-то ненастоящее, книжное чудится ей в каждом слове героя.)
- Что сближает её с Мечтателем? (Одиночество, круг чтения, мечты).
- О чём мечтает Настенька? (ответы).
СЛАЙД 1- В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого. Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ).
- А любил ли главный герой кого-нибудь до неё? (мечту, идеал).
– Сдержал ли обещание не влюбляться Мечтатель? Почему? (Нет. Возможно, это первое реальное чувство, которое он испытал.)
СЛАЙД 2 - И вот казалось, что счастье близко… Что произошло?
- Но почему же мечтатель не подумал о себе, о своём будущем, даже не попытался ничего сделать, чтобы Настенька осталась с ним?
Девушка ждала встречи со своим возлюбленным и хотела просто поделиться своим счастьем с новым знакомым. Она любила мечтателя как друга, даже как брата, и он согласен был принять от нее и эти чувства. Мечтатель в силу своей душевной чистоты даже мысли не допускал о том, чтобы как-то завоевать девушку отбить ее у счастливого соперника. Оба ждали появления третьего, только одна с предвкушением счастья, а другой с тайной тоской.

СЛАЙД - Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? (ЗАЧИТАТЬ)
(Любил, когда любишь – желаешь человеку добра).

Ребята, у поэтессы Вероники Тушновой есть такие строки:
Улыбаюсь, а сердце плачет
В одинокие вечера
Я люблю тебя, это значит –
Я желаю тебе добра.
-А вот как сказал Л. Н.Толстой: Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.
СЛАЙД - У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»). (ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА)
УЧИТЕЛЬ: - Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни.
Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи.
СЛАЙД - Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя? (Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого.)
- Психологи: какое было состояние души у Мечтателя в этот момент? (“Утро. Письмо Настеньки” Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо.
– Касатик! а касатик! – начала Матрёна.
– Что, старуха?
– А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору…
СЛАЙД ПСИХОЛОГИ: Как меняется душевное состояние героя после прочтения письма? (выразительное чтение)
Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам.
( ” Сегодня день был печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие тёмные ощущения, такие ещё не ясные для меня вопросы толпятся в моей голове, – а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить.)
— Как вы относитесь к чувствам и поведению Настеньки? Искренна ли она в своем братском отношении к герою?
- За что благодарен Мечтатель своей любимой? (Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире, т.е. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой.
(“Анастасия” в переводе с греческого означает “воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя.
- Итак, герой испытал безответную любовь
Ответ вывешивается на доску.
- Счастлив ли он? (Нет). Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию – Одиночеству.
- Какую композиционную особенность можно увидеть в романе? (кольцевая композиция)
СЛАЙД - Какие КАЧЕСТВА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЖНО ОТНЕСТИ К МЕЧТАТЕЛЮ
- Сделайте вывод: какой же перед нами человек?
( С одной стороны, перед нами добрый, отзывчивый, с открытой душой молодой человек. С другой стороны, этот герой подобен улитке, которая «селится большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от живого света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу…»)
- Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии?
- Так счастливый ли человек Мечтатель?
(Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску). (Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение).
«Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?»
СЛАЙД - Какова роль эпиграфа к произведению?

Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья!
(последний лист вывешивается на доску).
И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар.
А это не всем дано.
СЛАЙД УЧИТЕЛЬ: Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского.
НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О ТОЙ ОПАСНОЙ ЧЕРТЕ, КОТОРАЯ РАЗДЕЛЯЕТ
МЕЧТУ И РЕАЛЬНОСТЬ.
Нельзя замыкаться в одиночестве. Надо любить!

Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее.
ВЫВОД: «Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в мире, о его несостоявшемся счастье. «Белые ночи» — это из самых светлых и поэтических произведений писателя.
Повести Достоевского учат нас понимать жизнь в различных ее проявлениях, находить в ней истинные ценности

СЛАЙД РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД Домашнее задание: ( ответить письменно на один из вопросов )
1. Как вы думаете, как сложилась дальнейшая судьба Мечтателя?
2. Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни?

СЛАЙД Мечтайте… и мечты сбудутся
- Сам Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Ольга9726 (2012-03-24) | Автор: Спирочкина Ольга Владимировна E
Просмотров: 14902 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.5/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2022-08-10, 8:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [876]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4179]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1770]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru