Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Бессмертные фельдфебели

ЛИТЕРАТУРА – НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ?

«Тушат» гениев без всякого умыслаС самого начала эксперимента по введению ЕГЭ подавляющее большинство филологов, деятелей культуры, педагогов выступали против проверки знаний по литературе через тестирование. Результат борьбы с реформаторами превзошёл самые смелые ожидания – неподдающуюся стандартизации литературу вообще исключили из списка предметов, аттестация по которым обязательна для всех («Необязательный предмет», «ЛГ», № 12–13). Отчаявшись, словесники решили обратиться уже к президенту. Их письмо, а также статью профессора МГУ В. Недзвецкого («Без Толстого и Чехова») мы опубликовали в прошлом номере. Сегодня продолжаем начатый разговор: останется ли Россия Россией без литературы?

Некогда Поль Валери назвал три чуда европейской культуры: античную трагедию, итальянский Ренессанс и русскую литературу. 

Наша литература и впрямь чудо, стоит лишь вспомнить, что рядом с западноевропейскими образцами она, по часам истории, появилась чуть ли не вчера, если начинать её Пушкиным. 

Зато уже в 1878 г. на Международном литературном конгрессе в Париже И. Тургенев, представлявший Россию, обратился к собравшимся: «Сто лет назад мы были вашими учениками; теперь вы нас принимаете как своих товарищей». 

Иными словами, за неполное столетие наша литература превратилась в явление общеевропейской культуры. Вот эта-то литература, без которой сегодня немыслима всемирная культура человечества, постепенно, а в последние годы довольно быстро исчезает из нашей повседневной жизни. Из школы и высших учебных заведений. Становится необязательным предметом, многие, даже гуманитарные, вузы вообще отказываются от сочинений на приёмных экзаменах. 

Всё это слишком известно, подумаем о последствиях. Прежде всего о языке, устной речи. И что же мы слышим? В очень многих случаях не речь, а буквенные сочетания, выражающие чувства, неясные самому их носителю, и кажется, ему самому сподручнее было бы передать их жестами. И дело вовсе не в том, что мы сталкиваемся с новыми иностранными словами, якобы засоряющими наш язык, с этим он справится без всякого труда и постороннего вмешательства, как это ему и свойственно по его природе. Беда в другом. 

Сокращается наш лингвистический запас, расширяются области, куда слово уже не может проникнуть. А что такое человек без слова? Животное, не боле, перефразируя Гамлета. 

В самом деле, пока мы не нашли чему-либо словесного выражения, этого для нас нет, и посему обеднение языка ведёт к тому, что мы теряем (подчёркиваю: теряем) некоторые чувства, мысли, выработанные и нашей, и всемирной культурой, возвращаемся вспять, а это – угроза нешуточная, к тому же давно предсказанная М. Булгаковым в «Собачьем сердце». Нам грозит превращение в страну Шариковых, причём без всякого хирургического вмешательства, по доброй воле, ибо мы сами всё делаем для этого. 

Чем ещё объяснить сокращение часов на литературу в школе, отмену обязательных выпускных сочинений, абсолютное отсутствие каких-либо занятий по развитию навыков родной речи? Работая вот уже двадцать лет во ВГИКе, могу подтвердить удручающую закономерность: беднеет язык поступающих, мельчают умственные интересы и, предполагаю, нравственные качества, поскольку язык есть не что иное, как выражение внутреннего мира. Очень часто сталкиваюсь с тем, что будущий студент не в силах передать того, что думает и чувствует, хотя видно, что он и думает, и чувствует. Однако столь же очевидно, что в дальнейшем при таком состоянии его языка запас и мыслей, и чувств сократится, а там и пропадёт. 

Совсем недавно генеральный прокурор России признал, что немалое число уголовных дел возбуждается без необходимых доказательств. Он объяснил это недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников. Тут и спорить нечего, но у меня также нет ни малейшего сомнения и в том, что все эти работники юстиции в своё время плохо изучали литературу, были посредственными учениками по этому предмету, не умели писать сочинений. В противном случае они бы понимали, что человек есть существо индивидуальное, неповторимое и потому требующее бережного отношения, – как раз это и узнаётся из литературы, из обсуждений художественного произведения. 

Разумеется, положение, о котором говорил генеральный прокурор, объясняется не только пробелами в изучении литературы. Однако вдумаемся: непрофессиональный работник, где бы он ни работал, – это бессовестный человек, ибо он не осознаёт (а совесть предполагает прежде всего такое сознание, в особенности для государственного служащего, распоряжающегося судьбами людей), что занят делом, которого не умеет делать, что в его руках жизнь уникального существа – человека. Поэтому-то тысячи этих неповторимых существ беззаконно томятся по тюрьмам, по свидетельству генпрокурора. 

Когда А. Григорьев назвал Пушкина нашим всем, он лишь метафорически определил место литературы в нашей истории, ибо она, литература, была нашим всем: философией, правом, историей, этикой и даже экономикой. 

Вскоре после большевистского переворота 1917 г. В. Розанов произнёс слова, смысл которых сейчас не вызывает сомнений: Россию погубила русская литература. В парадоксальной форме он выразил глубокую истину: Россия погибла из-за отсутствия гуманитарности в жизни, ибо вся гуманитарность была только в литературе. Поэтому так читалась у нас испокон веков книга, и Розанов на свой лад повторил известные слова Тургенева о русском языке: «Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык был дан великому народу!» 

Надежда Тургенева на язык понятна и, безусловно, оправданна, поскольку, заметьте, речь идёт о языке в литературе, и с этой точки зрения язык дан. Но взят ли он, пользуются ли им в каждодневной жизни?
 
Конечно, не литература погубила Россию, Розанов лишь выразил убеждение в способности литературы влиять на жизнь людей. Этим, кстати, объясняется особое положение учителя словесности в отечественной школе, что некогда проницательно отметил П. Кропоткин: «Каждый преподаватель имеет свой предмет, и между различными предметами нет связи. Один только преподаватель литературы, руководствующийся лишь в общих чертах программой, и которому предоставлена свобода выполнять её по своему усмотрению, имеет возможность связать в одно все гуманитарные науки, обобщить их широким философским мировоззрением и пробудить таким образом в сердцах молодых слушателей стремление к возвышенному идеалу». 

На протяжении последних двухсот лет литература оставалась в нашей стране единственным препятствием упрощению взглядов на человека, на его назначение в жизни. Она остаётся нашей последней надеждой на то, что страна не пропадёт, народ не сгинет. Цитированные слова И. Тургенева о русском языке вполне применимы и к ней: не может быть, чтобы такая литература не была дана великому народу. 

Разумеется, при условии (о котором, кажется, Тургенев и подумать не мог), что мы сами не откажемся от этого величия. Сокращая объём изучения литературы, уничтожают последнюю возможность напомнить, что же такое человек, лишают нас нашего всего. Не будь я противником поиска внешних врагов как причины всех внутренних неурядиц, я бы предположил, что это именно они разработали план удушения нашей литературы, это они уничтожают нашу последнюю надежду. Но такое объяснение было бы слишком хорошо: стоит избавиться от злодеев, и положение выправится. Нет, здесь все свои, недалёкие фельдфебели, рекомендованные грибоедовским полковником в Вольтеры. 

Те, кто осуществляет сейчас акции, вызывающие сокращение времени на изучение литературы, прикладывают руку к тому, чтобы на нашей земле не было гениев. Но – и это самое печальное – они делают это без всякого злого умысла, делают лишь потому, что не понимают. Потому что они – потомки Шарикова, а с них какой спрос? 

Разумеется, вообрази мы, что вся страна вдруг стала читать, что литературу вернули в школу, наши дела автоматически не пойдут лучше, они слишком долго шли плохо, велика инерция прошлого. Но – и в этом нет никакого сомнения – губительный процесс остановится, а это уже очень много, там, глядишь, начнём выкарабкиваться. Конечно, нужна не одна литература, но ясно и то, что без неё, без гуманитарного сознания, ею развиваемого, все остальные усилия – в экономике, здравоохранении, военном деле – не дадут результата. Ибо человек прежде всего – существо словесное, и потому литература – его родина, его мир, его спасение.
Пока не поздно, разжалуем фельдфебеля! 

Валерий МИЛЬДОН, доктор филологических наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК)

http://www.lgz.ru/article/id=4679&top=40&ui=1214093596311&r=258

Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2008-06-23)
Просмотров: 1034 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 4:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru