Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Развитие творческого мышления младших школьников
«Развитие творческого мышления младших школьников»
Статья
Авторы:
Карасташева Ирина Валерьевна, педагог-психолог, Карагандинское государственное учреждение «Областной детский противотуберкулезный санаторий» управления здравоохранения Карагандинской области
Емельянова Ирина Викторовна, воспитатель, Карагандинское государственное учреждение «Областной детский противотуберкулезный санаторий» управления здравоохранения Карагандинской области

Развитие у ребёнка эстетических чувств и творческих способностей, является одной из задач воспитания и обучения в государственном общеобязательном стандарте образования РК.
Содержание базового школьного воспитания и обучения направлено на формирование компетентностей ребенка как результата образовательной деятельности.
Творческая компетентность позволяет ребёнку: проявлять интерес к основам знаний о музыке, искусстве; выражать свое отношение к художественным произведениям; народному творчеству; создавать индивидуальные художественные образы выразительными средствами.
В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители всё чаще сталкиваются с трудностями адаптации детей к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребёнок подчас встречается с ситуациями, приобретающими выраженный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации. Поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными условиями социальной среды, научить преодолевать психотравмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить свое психическое и психологическое здоровье.
Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребёнок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития младшего школьника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, ещё не использовавшимся внутренним ресурсам.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в младшем школьном возрасте. Именно у младшего школьника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Процесс творческого развития школьника неизбежно сопровождается определёнными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.
Кроме того, креативность, или способность к творчеству является залогом успешного обучения детей в школе, поэтому обращение к этой теме обоснованно и актуально.
Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий. Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Дж. Гилфорд считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь стала учеба - эквивалент трудовой деятельности, причем оценка других зависит и определяется школьными успехами.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учёта основных особенностей детского творчества и знания психических особенностей данного возраста. Интеграция в учебной программе специальных развивающих методов способствующих развитию у детей творческих способностей предполагает создание и внедрение программы по развитию творческого потенциала младших школьников.
Совместная работа психолога с педагогами должна реализовываться в четыре этапа:
1 этап – диагностический (установочный)
Цели: изучение личностной сферы ребенка, определение уровня развития креативности.
Диагностические средства:
­ Методика дорисовывания фигур О. М. Дьяченко;
­ Методика «Где чье место» Е. Е. Кравцовой;
­ Краткий тест творческого мышления П. Торренса (адаптированный вариант)
­ Анкета для родителей «Как развита фантазия у вашего ребенка».
Дополнительные методики диагностики уровня творческих способностей:
­ «нарисуй человечка»;
­ «придумай рисунок»;
­ «завершение сказки».
Изучение личностных особенностей детей может проводиться 2 раза в год: в начале учебного года и в конце, после завершения практического курса занятий – для оценки эффективности данного воздействия на детей.
Участие в диагностическом исследовании учителей, других специалистов, родителей поможет психологу получить более полную информацию об индивидуальных особенностях ребенка, а результаты исследований – использовать в подборе методических приемов и материалов в работе учителя, реализации индивидуального подхода к детям для коррекции социальных и эмоциональных проблем.
2 этап – консультативный (обучающий)
Цель: определение основных целей, задач, принципов и форм работы.
Консультативная работа психолога с учителями и родителями по результатам 1 этапа и составление практических рекомендаций для педагогов по работе с детьми, а также для родителей, которые активно подключаются к педагогическому процессу.
Учитель совместно с психологом определяет темы для индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний для ознакомления родителей с результатами диагностического обследования и анкетирования, а также с формами методами работы с детьми по повышению их уровня креативности.
3 этап – практический
Цель: реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы, составление и реализация программы развивающих занятий.
Формы работы:
1. Составление картотеки для использования дидактических упражнений в работе учителей.
2. Проведение специально организованных занятий с детьми по программе развития эмоционально-личностной сферы и креативности младших школьников.
3. Проведение практикумов для расширения теоретических и практических психологических знаний педагогов.
4. Организация практических занятий для ознакомления родителей с играми, способствующими развитию творческих навыков детей.
4 этап – контрольно – итоговый.
Цель: определение динамики развития учеников, с которыми проводилась направленная коррекционно-развивающая работа, и результативность этой работы.
Итоговая диагностика может проводиться по тем же методикам, которые использовались на 1 этапе. Результаты используются для определения итогов работы и коррекции выбранных форм и методов работы.
Внедрение и реализация психолого-педагогической программы на основе четко структурированного плана создает благоприятные условия для развития креативности младших школьников. Они овладевают навыками саморегуляции, способностью управлять своим эмоциональным состоянием, осознают свои творческие возможности и могут реализовать их в рамках учебной и свободной досуговой деятельности.

Литература:
1. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1997.
2. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. /Под ред. Акшиной. А, Жарковой Т./ М.-Просвещение, 1999г.
3. Тунник Е. Е. Креативные тесты. С.Пб. 2002г.
Категория: Школьный психолог | Добавил: icefoll (2015-01-31) | Автор: Ирина E
Просмотров: 667 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 12:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru