Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Развитие творческого мышления младших школьников
«Развитие творческого мышления младших школьников»
Статья
Авторы:
Карасташева Ирина Валерьевна, педагог-психолог, Карагандинское государственное учреждение «Областной детский противотуберкулезный санаторий» управления здравоохранения Карагандинской области
Емельянова Ирина Викторовна, воспитатель, Карагандинское государственное учреждение «Областной детский противотуберкулезный санаторий» управления здравоохранения Карагандинской области

Развитие у ребёнка эстетических чувств и творческих способностей, является одной из задач воспитания и обучения в государственном общеобязательном стандарте образования РК.
Содержание базового школьного воспитания и обучения направлено на формирование компетентностей ребенка как результата образовательной деятельности.
Творческая компетентность позволяет ребёнку: проявлять интерес к основам знаний о музыке, искусстве; выражать свое отношение к художественным произведениям; народному творчеству; создавать индивидуальные художественные образы выразительными средствами.
В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители всё чаще сталкиваются с трудностями адаптации детей к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребёнок подчас встречается с ситуациями, приобретающими выраженный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации. Поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными условиями социальной среды, научить преодолевать психотравмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить свое психическое и психологическое здоровье.
Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребёнок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития младшего школьника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, ещё не использовавшимся внутренним ресурсам.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в младшем школьном возрасте. Именно у младшего школьника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Процесс творческого развития школьника неизбежно сопровождается определёнными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.
Кроме того, креативность, или способность к творчеству является залогом успешного обучения детей в школе, поэтому обращение к этой теме обоснованно и актуально.
Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий. Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Дж. Гилфорд считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь стала учеба - эквивалент трудовой деятельности, причем оценка других зависит и определяется школьными успехами.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учёта основных особенностей детского творчества и знания психических особенностей данного возраста. Интеграция в учебной программе специальных развивающих методов способствующих развитию у детей творческих способностей предполагает создание и внедрение программы по развитию творческого потенциала младших школьников.
Совместная работа психолога с педагогами должна реализовываться в четыре этапа:
1 этап – диагностический (установочный)
Цели: изучение личностной сферы ребенка, определение уровня развития креативности.
Диагностические средства:
­ Методика дорисовывания фигур О. М. Дьяченко;
­ Методика «Где чье место» Е. Е. Кравцовой;
­ Краткий тест творческого мышления П. Торренса (адаптированный вариант)
­ Анкета для родителей «Как развита фантазия у вашего ребенка».
Дополнительные методики диагностики уровня творческих способностей:
­ «нарисуй человечка»;
­ «придумай рисунок»;
­ «завершение сказки».
Изучение личностных особенностей детей может проводиться 2 раза в год: в начале учебного года и в конце, после завершения практического курса занятий – для оценки эффективности данного воздействия на детей.
Участие в диагностическом исследовании учителей, других специалистов, родителей поможет психологу получить более полную информацию об индивидуальных особенностях ребенка, а результаты исследований – использовать в подборе методических приемов и материалов в работе учителя, реализации индивидуального подхода к детям для коррекции социальных и эмоциональных проблем.
2 этап – консультативный (обучающий)
Цель: определение основных целей, задач, принципов и форм работы.
Консультативная работа психолога с учителями и родителями по результатам 1 этапа и составление практических рекомендаций для педагогов по работе с детьми, а также для родителей, которые активно подключаются к педагогическому процессу.
Учитель совместно с психологом определяет темы для индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний для ознакомления родителей с результатами диагностического обследования и анкетирования, а также с формами методами работы с детьми по повышению их уровня креативности.
3 этап – практический
Цель: реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы, составление и реализация программы развивающих занятий.
Формы работы:
1. Составление картотеки для использования дидактических упражнений в работе учителей.
2. Проведение специально организованных занятий с детьми по программе развития эмоционально-личностной сферы и креативности младших школьников.
3. Проведение практикумов для расширения теоретических и практических психологических знаний педагогов.
4. Организация практических занятий для ознакомления родителей с играми, способствующими развитию творческих навыков детей.
4 этап – контрольно – итоговый.
Цель: определение динамики развития учеников, с которыми проводилась направленная коррекционно-развивающая работа, и результативность этой работы.
Итоговая диагностика может проводиться по тем же методикам, которые использовались на 1 этапе. Результаты используются для определения итогов работы и коррекции выбранных форм и методов работы.
Внедрение и реализация психолого-педагогической программы на основе четко структурированного плана создает благоприятные условия для развития креативности младших школьников. Они овладевают навыками саморегуляции, способностью управлять своим эмоциональным состоянием, осознают свои творческие возможности и могут реализовать их в рамках учебной и свободной досуговой деятельности.

Литература:
1. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1997.
2. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. /Под ред. Акшиной. А, Жарковой Т./ М.-Просвещение, 1999г.
3. Тунник Е. Е. Креативные тесты. С.Пб. 2002г.
Категория: Школьный психолог | Добавил: icefoll (2015-01-31) | Автор: Ирина E
Просмотров: 1329 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 10:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru