Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
«Развитие творческого мышления младших школьников» Статья Авторы: Карасташева Ирина Валерьевна, педагог-психолог, Карагандинское государственное учреждение «Областной детский противотуберкулезный санаторий» управления здравоохранения Карагандинской области Емельянова Ирина Викторовна, воспитатель, Карагандинское государственное учреждение «Областной детский противотуберкулезный санаторий» управления здравоохранения Карагандинской области Развитие у ребёнка эстетических чувств и творческих способностей, является одной из задач воспитания и обучения в государственном общеобязательном стандарте образования РК. Содержание базового школьного воспитания и обучения направлено на формирование компетентностей ребенка как результата образовательной деятельности. Творческая компетентность позволяет ребёнку: проявлять интерес к основам знаний о музыке, искусстве; выражать свое отношение к художественным произведениям; народному творчеству; создавать индивидуальные художественные образы выразительными средствами. В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители всё чаще сталкиваются с трудностями адаптации детей к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребёнок подчас встречается с ситуациями, приобретающими выраженный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации. Поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными условиями социальной среды, научить преодолевать психотравмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить свое психическое и психологическое здоровье. Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребёнок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития младшего школьника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, ещё не использовавшимся внутренним ресурсам. Поощрение творческих проявлений особенно важно в младшем школьном возрасте. Именно у младшего школьника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Процесс творческого развития школьника неизбежно сопровождается определёнными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах. Кроме того, креативность, или способность к творчеству является залогом успешного обучения детей в школе, поэтому обращение к этой теме обоснованно и актуально. Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий. Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Дж. Гилфорд считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение. В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса. В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового. В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь стала учеба - эквивалент трудовой деятельности, причем оценка других зависит и определяется школьными успехами. Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учёта основных особенностей детского творчества и знания психических особенностей данного возраста. Интеграция в учебной программе специальных развивающих методов способствующих развитию у детей творческих способностей предполагает создание и внедрение программы по развитию творческого потенциала младших школьников. Совместная работа психолога с педагогами должна реализовываться в четыре этапа: 1 этап – диагностический (установочный) Цели: изучение личностной сферы ребенка, определение уровня развития креативности. Диагностические средства: Методика дорисовывания фигур О. М. Дьяченко; Методика «Где чье место» Е. Е. Кравцовой; Краткий тест творческого мышления П. Торренса (адаптированный вариант) Анкета для родителей «Как развита фантазия у вашего ребенка». Дополнительные методики диагностики уровня творческих способностей: «нарисуй человечка»; «придумай рисунок»; «завершение сказки». Изучение личностных особенностей детей может проводиться 2 раза в год: в начале учебного года и в конце, после завершения практического курса занятий – для оценки эффективности данного воздействия на детей. Участие в диагностическом исследовании учителей, других специалистов, родителей поможет психологу получить более полную информацию об индивидуальных особенностях ребенка, а результаты исследований – использовать в подборе методических приемов и материалов в работе учителя, реализации индивидуального подхода к детям для коррекции социальных и эмоциональных проблем. 2 этап – консультативный (обучающий) Цель: определение основных целей, задач, принципов и форм работы. Консультативная работа психолога с учителями и родителями по результатам 1 этапа и составление практических рекомендаций для педагогов по работе с детьми, а также для родителей, которые активно подключаются к педагогическому процессу. Учитель совместно с психологом определяет темы для индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний для ознакомления родителей с результатами диагностического обследования и анкетирования, а также с формами методами работы с детьми по повышению их уровня креативности. 3 этап – практический Цель: реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы, составление и реализация программы развивающих занятий. Формы работы: 1. Составление картотеки для использования дидактических упражнений в работе учителей. 2. Проведение специально организованных занятий с детьми по программе развития эмоционально-личностной сферы и креативности младших школьников. 3. Проведение практикумов для расширения теоретических и практических психологических знаний педагогов. 4. Организация практических занятий для ознакомления родителей с играми, способствующими развитию творческих навыков детей. 4 этап – контрольно – итоговый. Цель: определение динамики развития учеников, с которыми проводилась направленная коррекционно-развивающая работа, и результативность этой работы. Итоговая диагностика может проводиться по тем же методикам, которые использовались на 1 этапе. Результаты используются для определения итогов работы и коррекции выбранных форм и методов работы. Внедрение и реализация психолого-педагогической программы на основе четко структурированного плана создает благоприятные условия для развития креативности младших школьников. Они овладевают навыками саморегуляции, способностью управлять своим эмоциональным состоянием, осознают свои творческие возможности и могут реализовать их в рамках учебной и свободной досуговой деятельности. Литература: 1. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1997. 2. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. /Под ред. Акшиной. А, Жарковой Т./ М.-Просвещение, 1999г. 3. Тунник Е. Е. Креативные тесты. С.Пб. 2002г. | |
Просмотров: 1329 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|