Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Взаимодействие педагогики и психологии в процессе обучения детей.
Взаимодействие педагогики и психологии
в процессе обучения детей.
В каждом ребёнке можно открыть талант, только надо знать, как это сделать.
Приводя своего ребёнка в школу, мы всегда надеемся, что его учитель станет для него другом и наставником, подготовит к жизни и поможет ему развить способности. Но не всем так везёт.
Чего бы мы хотели от школы? Каким нам хочется видеть нашего ребёнка после её окончания?
Умным, добрым, воспитанным, жизнерадостным, социально адаптированным, способным и желающим продолжить образование, развившим все свои таланты… Получилось ли это в школе с нами или нашими детьми?
Возможно ли это в принципе? Попробуем представить систему образования, которая из каждого ребёнка лепит представленное выше совершенство. Как должны преподаваться предметы, и каким должен быть учитель, чтобы каждый ребёнок в классе рос в режиме «домашнего воспитания?»
Для начала надо определиться с ребёнком. Какую бы концепцию мы ни выбрали: «все дети талантливы во всём» или «у каждого ребёнка свой талант», придётся обратиться к исследованию самого ребёнка. Если во всех можно развить всё, то следует подобрать несколько способов, как донести любой материал до любого ребёнка ( не все же схватывают на лету! ). Если же способности развивать индивидуально, то следует их прежде всего определить.
В любом случае надо выяснить, как и какую информацию ребёнок способен усвоить лучше, а какую стоит давать мелкими дозами, чтобы он не почувствовал себя бестолковым и неспособным к учёбе троечником.
Известно, что психоаналитик определяет истинный спектр личности пациента недели, месяцы, а то и годы. Только после этого он может сказать, что относится к разряду естественных интересов человека, а что – наносное, внушённое окружающими людьми и социальными нормами. Похожую работу следовало бы проводить с каждым ребёнком, если уж мы говорим об индивидуальном подходе и всестороннем развитии способностей.
Если предположить, что каждый человек совершенно уникален, то подобная задача становится практически безнадёжной. Ведь несмотря на то, что в каждом классе у учителя по 15-30 детей, и классов несколько, и так каждый год – учитель не может накопить опыт, который помог бы ему разобраться в новых детях. Они же совершенно неповторимы!
Очевидно это не так. И опытный учитель конечно же видит, что дети типичны.
Идея юнговских типов, родившихся из практических наблюдений талантливого психолога Надежды Прилепской, позволяет выпутаться из этого безнадёжного положения, легализовать и осмыслить богатейший практический опыт наших учителей. Надежда Прилепская считает, что такое удачное сочетание педагогического опыта и соционической грамотности педагога позволяет увидеть истинный талант каждого ребёнка и представить себе какого рода обучение необходимо именно ему.
Соционика – это наука об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром. Основы этой науки были заложены в трудах австрийского психолога Карла Густава Юнга, а позднее, в 60-х годах её принципы продолжала разрабатывать литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте.
Педагогика и психология – это две науки, возможности которых применительны к обучению детей.
Для того, чтобы сочетание массовой школы с индивидуальным подходом перестало быть демагогической несуразицей, нужны лишь грамотные педагогические методики, а также соционическая диагностика типа ребёнка, переступившего порог школы. Мы видим, что у соционически образованного педагога знание имеет ярко выраженный прикладной характер. Оно касается буквально всех информационных проявлений ребёнка: общения, учёбы, выбора профессии, друзей и т.п. И педагог, ясно представляя себе, что происходит в классе, может квалифицированно руководить этим процессом.
Он учитывает, что у детей существуют следующие особенности восприятия материала.
1.Одни идут от схемы к образцу. Другие – от образца к схеме.
2.Одни идут от частного к целому. Другие – от целого к частному.
3.Одни идут от норм и правил к реальности. Другие – от реальности к
нормам.
4.Одни идут от внешних проявлений к мотивам. Другие - от мотивов к
проявлениям.
Опираясь на соционические модели учитель может потакать материал ребёнку в нужной форме, избегая неэффективных для последнего методик. При этом точно рассчитывается нагрузка и степень сложности информации, которую ребёнок каждого типа способен усвоить без ущерба для себя.
В то же время в соционике точно известно, какая информация должна подаваться в щадящем режиме, мелкими дозами, с постоянной поддержкой, чтобы не рушилась самооценка ребёнка. Ведь это заставляет его самоутверждаться самым причудливым образом.
И главное – мы уходим от бесконечных спекуляций о неповторимости и индивидуальной порочности ребёнка ( ну, не хочет учиться шестилетний обормот, а взрослая тётя, профессиональный педагог с ним не справляется!). Зачастую этим прикрывается неумение разобраться в мотивах ребёнка, создать ему комфортный режим усвоения знаний. В массовом масштабе только соционика способна дать ясные ориентиры для сочетания групповой и личностной работы с детьми, не разрушающей, а созидающей в процессе обучения их личности.
Во всех странах цивилизованного мира говорят об индивидуальном подходе как о насущном требовании в деле воспитания и образования. Об этом говорят и в наших школах. Но как осуществить его на практике?
Сейчас появились разные учебные заведения, признаны равноправными разные учебные программы, есть новые методические подходы, в школах работают психологи, но ведь всё равно остались единые требования к уровню навыков, знаний, воспитанности. А правила поведения, нормы морали? Ведь они едины? Как это единство требований соединить с бесконечно разнообразным индивидуальным развитием? А если учесть, что ещё и само общество изменилось и продолжает меняться? Разными стали и семьи: по размеру дохода, по уровню жизни, по форме… На что опираться?
На все эти вопросы поможет ответить молодая, но очень перспективная наука – соционика. Эта наука вырастает на старых, прочных основах, и не только научных ( математики и психологии; социологии и педагогики; информатики и философии ), но и на достижениях общей культуры человечества. Она очень необычна, но несмотря на молодость, уже приносит практическую пользу.
Да, соционика возникла для решения задач 21 века, но что делать, если эти задачи уже стоят? И старые средства не срабатывают? Наука соционика довольно сложна, а разве науки бывают простыми?

Используемая литература:
1.Л.А.Бескова. Надежда Прилепская «Ваш ребёнок: какой он?»
2.Е.Филатова «Соционика для всех».
Категория: Школьный психолог | Добавил: NVP (2015-02-09) E
Просмотров: 583 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 0:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru