Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Каждый из нас неоднократно сдавал экзамены: когда заканчивал школу, поступал в институт, во время сессий. И мы в целом представляем, что это такое. Но система современного образования претерпела значительные изменения, изменились форма и содержание выпускных и вступительных экзаменов. ЕНТ — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И оно радикально отличается от привычной всем формы экзамена. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕНТ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь. Психологическая поддержка выпускников во время сдачи ЕНТ - это важный фактор психоэмоциональной подготовки к трудному испытанию. Это хорошо понимали с самого начала психологи и учителя школ. Была определена основная цель психологической службы - отработка стратегии и тактики поведения участников педагогического процесса в период подготовки к Единому национальному тестированию. Главное - научить ребят вести себя в стрессовых ситуациях, показать возможные сценарии выхода из них; оказать консультативную помощь родителям и учителям в период подготовки и сдачи ЕНТ. До сих пор, к сожалению, нет единой модели психологического сопровождения участников образовательного процесса. Каждый психолог строит свою работу, пользуясь в основном материалами интернета и своим опытом работы в этой области. То, что на днях президент Ассоциации психологов Казахстана Владимир Стеблянко выступил с инициативой упорядочить этот процесс, является хорошим знаком. Думаю, что наша сегодняшняя встреча будет тем камнем, из которого будет построен фундамент этой единой модели. К трудностям сдачи ЕНТ можно отнести следующие: o Познавательные - недостаточный объем знаний, недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями, неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета. o Личностные - повышенный уровень тревоги, неадекватная самооценка, недостаток информации о процедуре. o Процессуальные - трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки. Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕНТ: o Высокая мобильность, переключаемость. o Высокий уровень организации деятельности. o Высокая и устойчивая работоспособность. o Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. o Четкость и структурированность мышления, комбинаторность. o Сформированность внутреннего плана действий. Как вы можете заметить, формирование вышерассмотренных фактов — это дело не одного года и даже не двух. Это длительный процесс, требующий системности в работе всех участников образовательного процесса. Система работы лицея, возникшая за эти годы, представляет собой ступенчатую пирамиду, на каждой ступени которой формируются необходимые компетенции. 1 ступень – начальные классы. Цель – развитие познавательных процессов (концентрация, переключение, распределение внимания, произвольность…), формирование внутреннего плана действий (анализ, планирование, рефлексия) и приемов организации самостоятельной деятельности. Это все необходимо, так как уже в начальной школе ученики проходят ВОУД, система которой во многом копирует ЕНТ. Мероприятия для подготовке к ЕНТ: o диагностика эмоционального состояния и развития познавательных процессов; o способы преодоления негативных эмоциональных состояний и развития познавательных процессов – коррекционно-развивающие занятия («Помогайка», «Ты да Я, да Мы с Тобой»); o знакомство и работа с тестами – как вариант проверочных работ; o аудиты – внешние, внутренние в виде тестовых заданий; o интеллектуальные конкурсы (городского, областного, республиканского и международного уровня). 2 ступень – среднее звено 5-8 класс. Цель – формирование мобильности и переключаемости, внутреннего плана действий (анализ, планирование, рефлексия), приемов организации самостоятельной деятельности, высокой и устойчивой работоспособности. Мероприятия для подготовке к ЕНТ: o диагностика эмоционального состояния и работоспособности; o способы преодоления негативных эмоциональных состояний и формирование личностных характеристик – тренинговый занятия и психологические практикумы (МАН); o знакомство и работа с тестами – как вариант проверочных работ; o аудиты – внешние, внутренние в виде тестовых заданий; o интеллектуальные конкурсы (городского, областного, республиканского и международного уровня). 3 ступень – старшее звено 9-11 класс. Цель - формирование мобильности и переключаемости, внутреннего плана действий (анализ, планирование, рефлексия), приемов организации самостоятельной деятельности, высокой и устойчивой работоспособности, структурированности мышления, комбинаторности. Мероприятия для подготовке к ЕНТ: o диагностика эмоционального состояния, работоспособности, особенностей мыслительной деятельности; o способы преодоления негативных эмоциональных состояний и формирование личностных характеристик – тренинговые занятия (МАН, психологические практикумы, тренинги личностного роста, психологические игры…); o знакомство и работа с тестами – как вариант проверочных работ; o аудиты, пробные ЕНТ, ВОУД, "Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии PISA – внешние, внутренние в виде тестовых заданий; o интеллектуальные конкурсы (городского, областного, республиканского и международного уровня). Одной из форм контроля за повышением качества сдачи ЕНТ, является детальный анализ полученных результатов, не только учителями- предметниками, но и психологом. Рассматривается влияние психоэмоционального состояния выпускников на успешность результатов. Хорошо зарекомендовала себя в проведении коррекционно-развивающей работы на третьей ступени разработанная психологической службой совместно с научно-методическим советом лицея программа «Путь к успеху: формирование личностной мобильности» для учащихся 9-11 классов. Цель – формирование личностной мобильности выпускников путем приобретения полезных навыков организации самостоятельной учебной деятельности, преодоления нервнопсихического напряжения и развития познавательных процессов. Программа состоит из 18 тем, разделенных по блокам – классам. 9 класс 1 блок – цель – приобретение учащимися полезных навыков организации самостоятельной учебной деятельности, концентрации внимания, эффективного запоминания. Тема 1. Рациональная организация самостоятельной учебной деятельности. Цель: приобретение полезных навыков рациональной организации самостоятельной учебной деятельности. Тема 2. Приемы концентрации внимания, ведение записей. Цель: познакомить с приемами концентрации внимания и ведения записей. Тема 3. Приемы запоминания. Мнемотехника. Цель: познакомить с приемами запоминания. Тема 4. Как научиться читать километрами. Цель: рассмотреть приемы скоростного чтения. Тема 5. Управляем временем или наука всё успевать Цель: приобретение полезных навыком управления временем. Тема 6. Интернет: польза и вред Цель: раскрыть возможности и особенности влияния на человека виртуальной реальности. 10 класс 2 блок – цель – формирование личностной мобильности учащихся. Тема 7 Что я знаю о себе? Цель: активизация субъектной позиции учащихся. Тема 8 Планета индивидуальностей Цель: формирование позитивного образа Я, чувства уникальности и неповторимости личности в целом. Тема 9 Искусство управлять собой Цель: формирование эмоциональной устойчивости, адекватного и эмпатичного взаимодействия с людьми. Тема 10 Мои любимые недостатки Цель: формирование умения видеть и адекватно относится к своим недостаткам. Тема 11 Свобода общения Цель: формирование навыков конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций. Тема 12«Портрет личности» Цель: обобщение знаний о своей личности. 11 класс 3 блок – цель - формирование приемов снятия нервного напряжения в период подготовке к ЕНТ. Тема 13 Мои внутренние друзья и враги. Цель: формирование эмоциональной стабильности и умения снятия нервного напряжения. Тема 14 Значение эмоций в жизни человека. Цель: обобщение представлений учащихся о роли эмоций в жизни. человека Тема 15 Как справится со стрессом? Цель: Снижение уровня напряженности, снижение уровня тревожности, повышение уровня уверенности в себе, силы воли. Тема 16 Формула успеха Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе. Тема 17 Как стать уверенным? Цель: формирование основ уверенного поведения. Тема 18 Я иду на экзамен Цель: формировать представление о конструктивном подходе к сдаче ЕНТ. Тематика программы, ее цели и задачи способствуют повышению уровня стрессоустойчивости учащихся, формированию навыком самообучения и положительного отношения к себе. Это конечно первые шаги в этой работе, предстоит многое еще изучить, опробовать на практике. Но и имеющиеся результаты могут служить показателем эффективной работы по подготовке выпускников к ЕНТ. 2010-2011 уч.год - лицей 95,3 - Риддер 81,8 - ВКО 90,21 - РК 86,8 2011-2012 уч.год - лицей 77 - Риддер 66,4 - ВКО 70,1 - РК 70,9 2012-2013 уч.год - лицей 85 - Риддер 68,2 - ВКО 72,4 - РК 74,5 2013-2014 уч.год - лицей 81,3 - Риддер73 - ВКО 78,03 - РК 76,9 Данные взяты с официального сайта vkocontrol.gov.kz Как видно из диаграммы, средний балл ЕНТ лицеистов достаточно высок в сравнении с общегородскими, областными и республиканскими результатами. Такие результаты являются следствием не только качественной подготовки по учебным предметам, но и сформированной в ходе психологических тренингов способности лицеистов преодолевать нервное напряжение и мобилизовать свой умственный потенциал в стрессовой ситуации. Я думаю, что эти данные свидетельствуют о важности и правильности проведенной психологической службой работы. | |
Просмотров: 1770 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|