Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

«Оказание психологической помощи учащимся при подготовке к ЕНТ»
Каждый из нас неоднократно сдавал экзамены: когда заканчивал школу, поступал в институт, во время сессий. И мы в целом представляем, что это такое. Но система современного образования претерпела значительные изменения, изменились форма и содержание выпускных и вступительных экзаменов.
ЕНТ — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И оно радикально отличается от привычной всем формы экзамена. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕНТ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь.
Психологическая поддержка выпускников во время сдачи ЕНТ - это важный фактор психоэмоциональной подготовки к трудному испытанию. Это хорошо понимали с самого начала психологи и учителя школ.
Была определена основная цель психологической службы - отработка стратегии и тактики поведения участников педагогического процесса в период подготовки к Единому национальному тестированию. Главное - научить ребят вести себя в стрессовых ситуациях, показать возможные сценарии выхода из них; оказать консультативную помощь родителям и учителям в период подготовки и сдачи ЕНТ.
До сих пор, к сожалению, нет единой модели психологического сопровождения участников образовательного процесса. Каждый психолог строит свою работу, пользуясь в основном материалами интернета и своим опытом работы в этой области. То, что на днях президент Ассоциации психологов Казахстана Владимир Стеблянко выступил с инициативой упорядочить этот процесс, является хорошим знаком. Думаю, что наша сегодняшняя встреча будет тем камнем, из которого будет построен фундамент этой единой модели.
К трудностям сдачи ЕНТ можно отнести следующие:
o Познавательные - недостаточный объем знаний, недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями, неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета.
o Личностные - повышенный уровень тревоги, неадекватная самооценка, недостаток информации о процедуре.
o Процессуальные - трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки.
Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕНТ:
o Высокая мобильность, переключаемость.
o Высокий уровень организации деятельности.
o Высокая и устойчивая работоспособность.
o Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
o Четкость и структурированность мышления, комбинаторность.
o Сформированность внутреннего плана действий.
Как вы можете заметить, формирование вышерассмотренных фактов — это дело не одного года и даже не двух. Это длительный процесс, требующий системности в работе всех участников образовательного процесса.
Система работы лицея, возникшая за эти годы, представляет собой ступенчатую пирамиду, на каждой ступени которой формируются необходимые компетенции.
1 ступень – начальные классы.
Цель – развитие познавательных процессов (концентрация, переключение, распределение внимания, произвольность…), формирование внутреннего плана действий (анализ, планирование, рефлексия) и приемов организации самостоятельной деятельности. Это все необходимо, так как уже в начальной школе ученики проходят ВОУД, система которой во многом копирует ЕНТ.
Мероприятия для подготовке к ЕНТ:
o диагностика эмоционального состояния и развития познавательных процессов;
o способы преодоления негативных эмоциональных состояний и развития познавательных процессов – коррекционно-развивающие занятия («Помогайка», «Ты да Я, да Мы с Тобой»);
o знакомство и работа с тестами – как вариант проверочных работ;
o аудиты – внешние, внутренние в виде тестовых заданий;
o интеллектуальные конкурсы (городского, областного, республиканского и международного уровня).
2 ступень – среднее звено 5-8 класс.
Цель – формирование мобильности и переключаемости, внутреннего плана действий (анализ, планирование, рефлексия), приемов организации самостоятельной деятельности, высокой и устойчивой работоспособности.
Мероприятия для подготовке к ЕНТ:
o диагностика эмоционального состояния и работоспособности;
o способы преодоления негативных эмоциональных состояний и формирование личностных характеристик – тренинговый занятия и психологические практикумы (МАН);
o знакомство и работа с тестами – как вариант проверочных работ;
o аудиты – внешние, внутренние в виде тестовых заданий;
o интеллектуальные конкурсы (городского, областного, республиканского и международного уровня).
3 ступень – старшее звено 9-11 класс.
Цель - формирование мобильности и переключаемости, внутреннего плана действий (анализ, планирование, рефлексия), приемов организации самостоятельной деятельности, высокой и устойчивой работоспособности, структурированности мышления, комбинаторности.
Мероприятия для подготовке к ЕНТ:
o диагностика эмоционального состояния, работоспособности, особенностей мыслительной деятельности;
o способы преодоления негативных эмоциональных состояний и формирование личностных характеристик – тренинговые занятия (МАН, психологические практикумы, тренинги личностного роста, психологические игры…);
o знакомство и работа с тестами – как вариант проверочных работ;
o аудиты, пробные ЕНТ, ВОУД, "Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии PISA – внешние, внутренние в виде тестовых заданий;
o интеллектуальные конкурсы (городского, областного, республиканского и международного уровня).
Одной из форм контроля за повышением качества сдачи ЕНТ, является детальный анализ полученных результатов, не только учителями- предметниками, но и психологом. Рассматривается влияние психоэмоционального состояния выпускников на успешность результатов.
Хорошо зарекомендовала себя в проведении коррекционно-развивающей работы на третьей ступени разработанная психологической службой совместно с научно-методическим советом лицея программа «Путь к успеху: формирование личностной мобильности» для учащихся 9-11 классов.
Цель – формирование личностной мобильности выпускников путем приобретения полезных навыков организации самостоятельной учебной деятельности, преодоления нервнопсихического напряжения и развития познавательных процессов.
Программа состоит из 18 тем, разделенных по блокам – классам.

9 класс
1 блок – цель – приобретение учащимися полезных навыков организации самостоятельной учебной деятельности, концентрации внимания, эффективного запоминания.
Тема 1. Рациональная организация самостоятельной учебной деятельности.
Цель: приобретение полезных навыков рациональной организации самостоятельной учебной деятельности.
Тема 2. Приемы концентрации внимания, ведение записей.
Цель: познакомить с приемами концентрации внимания и ведения записей.
Тема 3. Приемы запоминания. Мнемотехника.
Цель: познакомить с приемами запоминания.
Тема 4. Как научиться читать километрами.
Цель: рассмотреть приемы скоростного чтения.
Тема 5. Управляем временем или наука всё успевать
Цель: приобретение полезных навыком управления временем.
Тема 6. Интернет: польза и вред
Цель: раскрыть возможности и особенности влияния на человека виртуальной реальности.

10 класс
2 блок – цель – формирование личностной мобильности учащихся.
Тема 7 Что я знаю о себе?
Цель: активизация субъектной позиции учащихся.
Тема 8 Планета индивидуальностей
Цель: формирование позитивного образа Я, чувства уникальности и неповторимости личности в целом.
Тема 9 Искусство управлять собой
Цель: формирование эмоциональной устойчивости, адекватного и эмпатичного взаимодействия с людьми.
Тема 10 Мои любимые недостатки
Цель: формирование умения видеть и адекватно относится к своим недостаткам.
Тема 11 Свобода общения
Цель: формирование навыков конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций.
Тема 12«Портрет личности»
Цель: обобщение знаний о своей личности.

11 класс
3 блок – цель - формирование приемов снятия нервного напряжения в период подготовке к ЕНТ.
Тема 13 Мои внутренние друзья и враги.
Цель: формирование эмоциональной стабильности и умения снятия нервного напряжения.
Тема 14 Значение эмоций в жизни человека.
Цель: обобщение представлений учащихся о роли эмоций в жизни. человека
Тема 15 Как справится со стрессом?
Цель: Снижение уровня напряженности, снижение уровня тревожности, повышение уровня уверенности в себе, силы воли.
Тема 16 Формула успеха
Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Тема 17 Как стать уверенным?
Цель: формирование основ уверенного поведения.
Тема 18 Я иду на экзамен
Цель: формировать представление о конструктивном подходе к сдаче ЕНТ.

Тематика программы, ее цели и задачи способствуют повышению уровня стрессоустойчивости учащихся, формированию навыком самообучения и положительного отношения к себе.
Это конечно первые шаги в этой работе, предстоит многое еще изучить, опробовать на практике. Но и имеющиеся результаты могут служить показателем эффективной работы по подготовке выпускников к ЕНТ.

2010-2011 уч.год - лицей 95,3 - Риддер 81,8 - ВКО 90,21 - РК 86,8
2011-2012 уч.год - лицей 77 - Риддер 66,4 - ВКО 70,1 - РК 70,9
2012-2013 уч.год - лицей 85 - Риддер 68,2 - ВКО 72,4 - РК 74,5
2013-2014 уч.год - лицей 81,3 - Риддер73 - ВКО 78,03 - РК 76,9
Данные взяты с официального сайта vkocontrol.gov.kz

Как видно из диаграммы, средний балл ЕНТ лицеистов достаточно высок в сравнении с общегородскими, областными и республиканскими результатами.
Такие результаты являются следствием не только качественной подготовки по учебным предметам, но и сформированной в ходе психологических тренингов способности лицеистов преодолевать нервное напряжение и мобилизовать свой умственный потенциал в стрессовой ситуации.
Я думаю, что эти данные свидетельствуют о важности и правильности проведенной психологической службой работы.
Категория: Школьный психолог | Добавил: Ольга1647 (2015-02-13) E
Просмотров: 642 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru