Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

«Оказание психологической помощи учащимся при подготовке к ЕНТ»
Каждый из нас неоднократно сдавал экзамены: когда заканчивал школу, поступал в институт, во время сессий. И мы в целом представляем, что это такое. Но система современного образования претерпела значительные изменения, изменились форма и содержание выпускных и вступительных экзаменов.
ЕНТ — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И оно радикально отличается от привычной всем формы экзамена. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕНТ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь.
Психологическая поддержка выпускников во время сдачи ЕНТ - это важный фактор психоэмоциональной подготовки к трудному испытанию. Это хорошо понимали с самого начала психологи и учителя школ.
Была определена основная цель психологической службы - отработка стратегии и тактики поведения участников педагогического процесса в период подготовки к Единому национальному тестированию. Главное - научить ребят вести себя в стрессовых ситуациях, показать возможные сценарии выхода из них; оказать консультативную помощь родителям и учителям в период подготовки и сдачи ЕНТ.
До сих пор, к сожалению, нет единой модели психологического сопровождения участников образовательного процесса. Каждый психолог строит свою работу, пользуясь в основном материалами интернета и своим опытом работы в этой области. То, что на днях президент Ассоциации психологов Казахстана Владимир Стеблянко выступил с инициативой упорядочить этот процесс, является хорошим знаком. Думаю, что наша сегодняшняя встреча будет тем камнем, из которого будет построен фундамент этой единой модели.
К трудностям сдачи ЕНТ можно отнести следующие:
o Познавательные - недостаточный объем знаний, недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями, неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета.
o Личностные - повышенный уровень тревоги, неадекватная самооценка, недостаток информации о процедуре.
o Процессуальные - трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки.
Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕНТ:
o Высокая мобильность, переключаемость.
o Высокий уровень организации деятельности.
o Высокая и устойчивая работоспособность.
o Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
o Четкость и структурированность мышления, комбинаторность.
o Сформированность внутреннего плана действий.
Как вы можете заметить, формирование вышерассмотренных фактов — это дело не одного года и даже не двух. Это длительный процесс, требующий системности в работе всех участников образовательного процесса.
Система работы лицея, возникшая за эти годы, представляет собой ступенчатую пирамиду, на каждой ступени которой формируются необходимые компетенции.
1 ступень – начальные классы.
Цель – развитие познавательных процессов (концентрация, переключение, распределение внимания, произвольность…), формирование внутреннего плана действий (анализ, планирование, рефлексия) и приемов организации самостоятельной деятельности. Это все необходимо, так как уже в начальной школе ученики проходят ВОУД, система которой во многом копирует ЕНТ.
Мероприятия для подготовке к ЕНТ:
o диагностика эмоционального состояния и развития познавательных процессов;
o способы преодоления негативных эмоциональных состояний и развития познавательных процессов – коррекционно-развивающие занятия («Помогайка», «Ты да Я, да Мы с Тобой»);
o знакомство и работа с тестами – как вариант проверочных работ;
o аудиты – внешние, внутренние в виде тестовых заданий;
o интеллектуальные конкурсы (городского, областного, республиканского и международного уровня).
2 ступень – среднее звено 5-8 класс.
Цель – формирование мобильности и переключаемости, внутреннего плана действий (анализ, планирование, рефлексия), приемов организации самостоятельной деятельности, высокой и устойчивой работоспособности.
Мероприятия для подготовке к ЕНТ:
o диагностика эмоционального состояния и работоспособности;
o способы преодоления негативных эмоциональных состояний и формирование личностных характеристик – тренинговый занятия и психологические практикумы (МАН);
o знакомство и работа с тестами – как вариант проверочных работ;
o аудиты – внешние, внутренние в виде тестовых заданий;
o интеллектуальные конкурсы (городского, областного, республиканского и международного уровня).
3 ступень – старшее звено 9-11 класс.
Цель - формирование мобильности и переключаемости, внутреннего плана действий (анализ, планирование, рефлексия), приемов организации самостоятельной деятельности, высокой и устойчивой работоспособности, структурированности мышления, комбинаторности.
Мероприятия для подготовке к ЕНТ:
o диагностика эмоционального состояния, работоспособности, особенностей мыслительной деятельности;
o способы преодоления негативных эмоциональных состояний и формирование личностных характеристик – тренинговые занятия (МАН, психологические практикумы, тренинги личностного роста, психологические игры…);
o знакомство и работа с тестами – как вариант проверочных работ;
o аудиты, пробные ЕНТ, ВОУД, "Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии PISA – внешние, внутренние в виде тестовых заданий;
o интеллектуальные конкурсы (городского, областного, республиканского и международного уровня).
Одной из форм контроля за повышением качества сдачи ЕНТ, является детальный анализ полученных результатов, не только учителями- предметниками, но и психологом. Рассматривается влияние психоэмоционального состояния выпускников на успешность результатов.
Хорошо зарекомендовала себя в проведении коррекционно-развивающей работы на третьей ступени разработанная психологической службой совместно с научно-методическим советом лицея программа «Путь к успеху: формирование личностной мобильности» для учащихся 9-11 классов.
Цель – формирование личностной мобильности выпускников путем приобретения полезных навыков организации самостоятельной учебной деятельности, преодоления нервнопсихического напряжения и развития познавательных процессов.
Программа состоит из 18 тем, разделенных по блокам – классам.

9 класс
1 блок – цель – приобретение учащимися полезных навыков организации самостоятельной учебной деятельности, концентрации внимания, эффективного запоминания.
Тема 1. Рациональная организация самостоятельной учебной деятельности.
Цель: приобретение полезных навыков рациональной организации самостоятельной учебной деятельности.
Тема 2. Приемы концентрации внимания, ведение записей.
Цель: познакомить с приемами концентрации внимания и ведения записей.
Тема 3. Приемы запоминания. Мнемотехника.
Цель: познакомить с приемами запоминания.
Тема 4. Как научиться читать километрами.
Цель: рассмотреть приемы скоростного чтения.
Тема 5. Управляем временем или наука всё успевать
Цель: приобретение полезных навыком управления временем.
Тема 6. Интернет: польза и вред
Цель: раскрыть возможности и особенности влияния на человека виртуальной реальности.

10 класс
2 блок – цель – формирование личностной мобильности учащихся.
Тема 7 Что я знаю о себе?
Цель: активизация субъектной позиции учащихся.
Тема 8 Планета индивидуальностей
Цель: формирование позитивного образа Я, чувства уникальности и неповторимости личности в целом.
Тема 9 Искусство управлять собой
Цель: формирование эмоциональной устойчивости, адекватного и эмпатичного взаимодействия с людьми.
Тема 10 Мои любимые недостатки
Цель: формирование умения видеть и адекватно относится к своим недостаткам.
Тема 11 Свобода общения
Цель: формирование навыков конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций.
Тема 12«Портрет личности»
Цель: обобщение знаний о своей личности.

11 класс
3 блок – цель - формирование приемов снятия нервного напряжения в период подготовке к ЕНТ.
Тема 13 Мои внутренние друзья и враги.
Цель: формирование эмоциональной стабильности и умения снятия нервного напряжения.
Тема 14 Значение эмоций в жизни человека.
Цель: обобщение представлений учащихся о роли эмоций в жизни. человека
Тема 15 Как справится со стрессом?
Цель: Снижение уровня напряженности, снижение уровня тревожности, повышение уровня уверенности в себе, силы воли.
Тема 16 Формула успеха
Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Тема 17 Как стать уверенным?
Цель: формирование основ уверенного поведения.
Тема 18 Я иду на экзамен
Цель: формировать представление о конструктивном подходе к сдаче ЕНТ.

Тематика программы, ее цели и задачи способствуют повышению уровня стрессоустойчивости учащихся, формированию навыком самообучения и положительного отношения к себе.
Это конечно первые шаги в этой работе, предстоит многое еще изучить, опробовать на практике. Но и имеющиеся результаты могут служить показателем эффективной работы по подготовке выпускников к ЕНТ.

2010-2011 уч.год - лицей 95,3 - Риддер 81,8 - ВКО 90,21 - РК 86,8
2011-2012 уч.год - лицей 77 - Риддер 66,4 - ВКО 70,1 - РК 70,9
2012-2013 уч.год - лицей 85 - Риддер 68,2 - ВКО 72,4 - РК 74,5
2013-2014 уч.год - лицей 81,3 - Риддер73 - ВКО 78,03 - РК 76,9
Данные взяты с официального сайта vkocontrol.gov.kz

Как видно из диаграммы, средний балл ЕНТ лицеистов достаточно высок в сравнении с общегородскими, областными и республиканскими результатами.
Такие результаты являются следствием не только качественной подготовки по учебным предметам, но и сформированной в ходе психологических тренингов способности лицеистов преодолевать нервное напряжение и мобилизовать свой умственный потенциал в стрессовой ситуации.
Я думаю, что эти данные свидетельствуют о важности и правильности проведенной психологической службой работы.
Категория: Школьный психолог | Добавил: Ольга1647 (2015-02-13) E
Просмотров: 1770 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 7:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru